Есть многое на свете, друг
Горацио, Что и не снилось нашим мудрецам |
Казалось бы, какие еще сюрпризы может скрывать в себе такая вдоль и поперек изученная тема, как струйная печать. Ведь времена, когда на цветной струйник смотрели как на диво дивное, а первый распечатанный на новом аппарате доллар (почему-то в качестве демонстрации на цветном принтере всегда сперва печатали отсканированный доллар) вызывал у участников здоровый смех пополам с гордостью ("мол, и мы теперь могем"), уже давно прошли. Цветные струйники окончательно одомашнились и стали неотделимой частью домашнего офиса. Фотографии печатаются либо на них, либо в цифровой минилабе и ничего необычного тут уже нет. Конечно, производители периодически придумывают что-нибудь новенькое. То чернила, то очередную фотобумагу, то какую-нибудь хитрую печатающую головку. Но, вроде бы, ничего принципиально нового уже почти и не появляется... Или появляется?
Посмотрим, что, в среднем, знает продвинутый пользователь струйника. Чернила бывают черные - для печати документов, цветные - для печати картинок, и фото - для печати картинок правильно. Бумага тоже бывает обычная офисная или специальная фото для печати, опять же, картинок и фотографий. Фотографии на офисной бумаге выходят неважно, а вот на фотобумаге да фоточернилами, да при правильном подборе сочетания чернил и бумаги их совершенно не отличишь от фотографий промышленного производства. Вот по поводу этого подбора, по поводу "правильной" бумаги и чернил ежедневно задаются в интернете сотни вопросов и ломаются копья на фотофорумах. Какую выбрать плотность, какое покрытие обеспечивает лучшую картинку, как впитываются чернила и так далее. Тут есть множество тонкостей, и их знание отличает гуру фотопечати от начинающего счастливого обладателя принтера. Этим тонкостям посвящают обширные обзоры, проводят сравнительные тесты бумаг, рассказывают о различных технологиях. Однако на самом деле бумага - далеко не единственное, на чем может печатать обычный принтер. Загляните в каталог любого крупного производителя расходников для печати и вы будете удивлены количеством присутствующих там названий всяких странных материалов.
Вначале видим стандартные фотобумаги Photo Paper и что-нибудь вроде Premium Photo Paper. И те, и другие выпускаются в разных форматах и с разной плотностью, а также с различными типами покрытия. К примеру, простые фотобумаги, имеющие в названии Matte, обычно позволяют печатать с разрешением до 2000+ dpi и имеют матовое покрытие, имитирующее до определенной степени обычную матовую фотобумагу. Premium Photo Paper, в свою очередь, как правило, поддерживают печать с большим разрешением (порядка 4000-5000 dpi). Бумага с названием Glossy и особенно Super Glossy по виду практически не отличима от традиционной глянцевой фотобумаги. В общем, пока вроде бы ничего особенного, но вот, скажем, зачем нужна двусторонняя бумага? Причем есть варианты с обеими матовыми или глянцевыми сторонами, либо одна матовая, а другая - глянцевая. А теперь берем обычную поздравительную открытку - она тоже глянцевая снаружи и матовая внутри. Напечатать самодельную открытку на двусторонней бумаге проще простого, причем вид она будет иметь отнюдь не кустарный, а возможности компьютера позволят сделать совершенно индивидуальное поздравление. В магазине такого не купишь, ведь тут все ограничивается только вашей фантазией. Аналогично, на двусторонних бумагах можно производить в домашних условиях листовки, информационные брошюры и прочую мелкую полиграфию. Плотная бумага отлично подойдет для создания полноцветных визиток или информационных карточек. Да, в принципе, при необходимости можно напечатать хоть колоду карт. Конечно, надо иметь в виду вопрос цены. Большой тираж буклетов, листовок или рекламных проспектов проще и дешевле заказать в обычной типографии, а карты - купить в магазине. Но если надо сделать уникальную распечатку, то принтер и специальная бумага окажутся очень кстати.
Однако пойдем дальше - к бумагам серии Fine ART (такие серии есть практически у всех производителей). Как следует из названия, эти бумаги предназначены для художественного творчества и создания репродукций в различных художественных техниках. Существуют ведь специальные программы, имитирующие на компьютере рисование классическими художественными средствами - акварелью, тушью, гуашью, масляными красками. Есть и софт, обрабатывающий фотографии под эти художественные стили. Ну а бумаги Fine ART позволяют завершить стилизацию, распечатав картинку на соответствующем носителе. Как правило, в этой категории имеются бумаги для имитации акварелей (Watercolor Paper) и различные текстурированные и тисненые бумаги. Акварельные бумаги изготавливаются на хлопчатой основе и наиболее похожи по фактуре на традиционные художественные бумаги. На них хорошо делать художественные репродукции. Кроме фактуры, акварельные бумаги обладают еще одной особенностью - они очень долговечны и стабильны. Акварельные бумаги обычно не содержат лигнина, остаточных кислот (в идеале акварельная бумага имеет нейтральный показатель pH=7) и часто изготовляется без добавления отбеливателя (из-за этого бумага может быть слегка желтоватой, но зато она уже не пожелтеет в дальнейшем). Такая бумага практически не желтеет со временем, не становится хрупкой и, в принципе, при аккуратном хранении может без заметных изменений существовать несколько сотен лет (по крайней мере, именно так утверждают производители). Так что, кроме художественных работ, она идеально подходит для печати архивных копий, особенно если для печати применять такие же долговечные архивные чернила.
Тисненые бумаги тоже предназначены для различных художественных изысков, причем тиснение имитирует фактуру какого-нибудь натурального материала. Например, существуют тисненые бумаги "под льняную ткань", "под вельвет", "под кожу" и т.д. Выбор бумаги и ее применение, опять же, зависят только от вашей фантазии, но большой спектр таких материалов дает ей огромный простор для деятельности.
Однако пойдем дальше. От бумаг, имитирующих ткань и другие материалы, непосредственно к печати на ткани. Начнем с фотохолста (Canvas) - это самый настоящий льняной холст, покрытый с одной стороны тонким полимерным слоем для струйной печати. Распечатка издалека выглядит весьма похоже на настоящую картину маслом (вблизи, конечно, фактуру мазков кисти принтер передать не в состоянии). Но с репродукциями картин на холсте фотография, напечатанная на таком материале, вполне может потягаться. К тому же он отлично вставляется в обычные картинные рамы, так что украсить дом такими распечатками - проще простого. Кстати, помимо холста, существуют и другие виды тканей, специально предназначенных для струйной печати. Например, серия материалов Color Plus Fabrics содержит такие ткани, как шелк, хлопок, джинсовая ткань, креп и так далее. Все они имеют специальное покрытие для струйной печати, но при этом полностью сохраняют натуральную текстуру ткани. После распечатки с ткани достаточно снять бумажную подложку и с ней можно делать то же самое, что и с обычной тканью - шить, гладить, стирать и так далее. По утверждению производителя, стойкость рисунка к стирке практически аналогична обычной крашеной ткани, А выцветание картинки на свету зависит только от используемых чернил. В общем, весьма интересный материал для hi-tech рукоделия.
Ткань - это хорошо, но ведь струйный принтер не сможет распечатать картинку на уже готовой футболке или рубашке. Впрочем, для этого существуют так называемые термотрансферные (thermal transfer) материалы. Что они из себя представляют? Это тонкая полимерная пленка для струйной печати, нанесенная на бумажную подложку. Картинка на пленке печатается как на обычной бумаге (только сохнет дольше), а затем пленка при помощи утюга приваривается к ткани, например, той же футболки. В любом сувенирном магазине можно найти майки с картинками - с термотрансферной бумагой вы можете сделать точно такую же, только со своим собственным уникальным рисунком.
Существуют два типа термотрансферных пленок - для светлых и темных тканей (ткань в обоих случаях ХБ). Пленка для светлых тканей прозрачная, и, соответственно, естественный цвет ткани будет через нее просвечивать. Пленка для темной ткани матовая, иначе собственный цвет ткани сделает картинку практически неразличимой. Что касается простоты, то весь процесс печати и перевода занимает не больше получаса с учетом чтения инструкции. Самая трудоемкая процедура в переводе картинки - полторы минуты активно проглаживать ее утюгом. Ну и, конечно, не забывайте, что в случае светлой ткани надо распечатывать зеркально перевернутое изображение. Кстати, таким образом можно наносить на ткань не только картинки или фотографии, но и, скажем, логотипы - совершенно незаменимая вещь, если, скажем, надо изготовить небольшую партию одежды с символикой, скажем, для конференции или спортивной любительской команды. Что касается устойчивости таких переводных картинок, то, по данным разных производителей, они могут выдерживать от 20 до 60 стирок, глажение и не очень сильно линяют со временем даже на солнечном свете (тут, опять же, многое зависит от чернил).
Кстати, недавно появилась модификация тремотрансферных пленок, светящаяся в темноте. Для этого в носитель добавляется фосфоресцирующий материал, который "заряжается" при обычном освещении (достаточно обычного комнатного света от ламп накаливания), а в темноте начинает светиться призрачным зеленоватым или желтоватым светом. Идеальный материал для вечеринки на Хэлоуин. Впрочем, светящейся делается не только термотрансферная, но и обычная пленка для струйной печати или даже бумага. В названии такого материала присутствует Luminous или Glow. Длительность свечения задается производителем и может меняться от 1-2 до 12 и больше часов. Кстати, кроме модной одежды для вечеринок, из подобного материала можно делать и вполне серьезные вещи. Например, светящиеся схемы (светящаяся схема эвакуации в темном коридоре в случае чего придется очень кстати), знаки или, скажем, ресторанные меню. Естественно, материал не токсичен и не содержит радиоактивных веществ.
Пойдем дальше. Если есть струйные переводные картинки на ткань, то почему бы не быть и обычным переводным картинкам. И они таки есть. Материал называется Waterslide Paper (или Decal Paper) и представляет собой самую настоящую "переснимку". Тонкая пленка для печати крепится тонким слоем желатина или другого водорастворимого клея на бумажной подложке. После распечатки пленку придется покрыть слом водозащитного лака, а дальше все делается как в далеком детстве. "Переснимка" аккуратно размачивается в теплой воде, пленка с рисунком отделяется от подложки и наклеивается на подходящую поверхность. А подходит для этого любая гладкая чистая поверхность - от зеркала в ванной до пивной кружки или декоративной тарелки. Примененийтакому материалу можно придумать массу - фактически при помощи переводных картинок можно украсить что угодно: посуду, кафельную плитку, свечи - любой предмет, которому не помешает красивая картинка. Опять же, хороший способ наносить свой логотип на продукцию. Правда, переводные картинки не очень долговечны и легко смываются водой с мылом или сдираются любым острым предметом. Но и тут возможны варианты. Кроме Waterslide Decals, существуют так называемые Rub-on Decals. Суть примерно та же, но вместо лака пленка сперва покрывается клейким составом и затем втирается в предмет. Пленка с картинкой при этом приклеивается, а подложка после аккуратно удаляется. Для пущей сохранности картинку можно покрыть сверху лаком, но и без лака она выглядит практически как если бы была просто напечатана на предмете. Аналогичные материалы существуют и для лазерных принтеров, причем в последнем случае все даже интереснее. Поскольку тонер, в отличие от струйных чернил, изначально предназначен для термической обработки, лазерные переводные картинки можно обжигать и таким образом создавать на керамике практически вечный рисунок, почти не отличимый от росписи фабричного производства. Отдельная тема применения переводных картинок - это изготовление моделей и раскраска миниатюр - для такого хобби вещь просто незаменимая. Подробнее познакомиться со всем спектром переводных картинок для домашней печати можно, например, на сайте www.decalpaper.com.
Кстати, еще одно применение переводных картинок - это временные татуировки. Да, на принтере можно делать и татуировку. Специальная, предназначенная для этого бумага называется Temporary Tattoo Paper и в общих чертах похожа на описанную выше Decal Paper. Картинка татуировки распечатывается на тонкой пленке и затем покрывается специальным составом. После этого картинка переводится на кожу, а подложка отрывается. Такие временные татуировки держатся несколько дней и легко смываются водой с мылом. Впрочем, поскольку материал контактирует с кожей, надо быть особенно осторожным. Сама пленка не должна вызывать раздражения, и материал, из которого она производится, проверяется дерматологами на совместимость и безвредность. Но вот на состав чернил надо обратить внимание, поскольку они, в принципе, могут вызывать аллергические реакции.
Константин АФАНАСЬЕВ
Консультации и образцы материалов были любезно предоставлены минитипографией компании "Белхард".
Комментарии
http://artronas.com/product/1279
Вот тут, если кому интересно