В прошлом номере была опубликована достаточно интересная и вместе с тем простая задача. Ее суть заключалась в том, чтобы показать силу такой комбинированной фигуры, как канцлер, сочетающий в себе функции ладьи и коня (ходит либо как та, либо как другой). В стандартных шахматах мы используем только одного такого универсала - ферзя, который сочетает в себе функции слона и ладьи, а в шахматах Хосе-Рауля Капабланки, еще раз напомним, существуют сразу три таких - ферзь (слон, ладья), канцлер (конь, ладья), архиепископ (конь, слон). Соответственно, игровое поле увеличено до размеров 10х8. Других существенных отличий от стандартных шахмат практически нет.
Решение задачи прошлого номера следующее: 1..., Кн d5-c3+ (шах). 2. Кр a2-a1, Кн c3-a3# (мат). Теперь объясним все простыми словами. Черный канцлер, стоящий на d5, переходя на клетку с3, объявляет двойной шах - поле a2 атакуется как им самим, так и архиепископом, стоящим на e6. Король уходит только на одно безопасное для него поле a1, после чего канцлер ведет себя как ладья и перемещается на клетку а3, ставя мат.
Обратите внимание на некоторую специфику шахмат Капабланки - поле достаточно большое, по сравнению с 8х8. При этом большую роль играет не столько количество фигур, сколько их позиционная расстановка. Игра напоминает динамичную военную стратегию, в которой фланговые атаки не менее значимы, чем овладение центром. Кстати, недавно появилась еще одна интересная надстройка над шахматами Капабланки - игра с четырьмя королями, в которых на доске 11х8 у каждой стороны по каждому флангу возле коней стоят короли. Выигрыш засчитывается при условии мата одному из них.
Ну а мы возвращаемся к стандартному варианту и ставим следующую задачу.
Ход белых, мат в два хода, матует ладья.
Кристофер
Комментарии
белые - канцлер: h4-h6
чёрные - пешка: g7-h6
белые - ладья: g1-g8