Возвращение гиганта: Sound Forge 8.0

Что такое Sound Forge? Это начало эпохи компьютерного звука на РС-совместимых. Первые реализации DirectX-эффектов, обработка в режиме реального времени, возможности не деструктивного редактирования. Да, на сегодня это все уже обыденность, но с какими переворотами в индустрии был связан выход каждой новой версии Sound Forge (в дословном переводе название программы звучит как "кузница звука")! Расцвет DirectX-платформы применительно к профессиональному аудиопроизводству, появление множества имен сторонних разработчиков, которые сейчас уже выросли в гигантов (например, Waves, Antares, WaveArts, iZotope...), - все это состоялось во многом благодаря Sound Forge. Правда, в последнее время этот звуковой редактор перестал быть синонимом современности... Sony пытается исправить ошибки.


Стратегические ошибки

Позиции компании Sonic Foundry - первоначального разработчика Sound Forge - были незыблемыми и консервативными. Во всех продуктах этой компании можно проследить тенденцию яркого старта и очень вялого, иногда неуместного продолжения.

Sound Forge-начало - очень удобный интуитивный и эргономический интерфейс, со временем программа стала мощным средством обработки за счет поддержки программных эффект-процессоров стандарта DirectX от сторонних разработчиков, был прорыв. Sound Forge-продолжение - непризнание стандартов от Steinberg (ASIO и VST), поддержка со значительным опозданием (полгода и больше) новых характеристик звука, а также модных течений в данной области.

SoftEncode-начало - одна из первых программ, позволяющих работать со звуком в 5.1. SoftEncode-продолжение - продолжения нет.

ACID-начало - революционная программа в области ремиксинга, версии 1 и 2 шли просто на "ура". ACID-продолжение - превращение в невнятный мультитрек с такой же невнятной поддержкой MIDI и видео.

Vegas-старт - уникальная программа многодорожечной записи и сведения (только аудио). Vegas-продолжение - многодорожечный аудио/видео-редактор, с точки зрения аудио существенных изменений нет.

Ключевой новацией в ACID и Vegas можно назвать только поддержку 5.1, но для тех, кто знал о наличии у Sonic Foundry программы SoftEncode, данное развитие ситуации не являлось чем-то новым. В общем, компания занималась "перемиксовкой" своих продуктов по различным сценариям, не внося ничего существенно нового, что часто могло вызывать раздражение. Что касается Sound Forge, то данный звуковой редактор заглох, как и заглохла DirectX-платформа в сфере профессионального звука. Из-за нежелания поддержки VST и ASIO все продукты Sonic Foundry стали несовершенными.


Sony исправляет ошибки

С 2003 года все звуковые программы Sonic Foundry купила корпорация Sony Pictures Digital, которая начала постепенную реанимацию этих продуктов. В первую очередь, существенные изменения претерпел ACID. "Смиксованный", начиная с третьей версии, как интерфейсно, так и идеологически с программой Vegas, он перестал быть удобной программой для ремиксирования, а превратился в громоздкий мультитрек. Ошибок было и есть достаточно много. Например, только в пятой версии продукта Sony добавила такую очевидную вещь, как метроном, реализовала поддержку VST с автоматизацией и синхронизацией по темпу, мультипортовых VSTi, ReWire и т.п. До этого, в четвертой версии продукта, Sony также сделала множество существенных исправлений и модернизаций. По-видимому, ACID является флагманским продуктом, поэтому все основные внедрения "новых" технологий произошли сначала в нем.

Вторым на очереди чудесных превращений стал Sound Forge...


Возвращение гиганта

Да, именно возвращение. У восьмой версии, которая была впервые анонсирована на выставке NAMM Winter 2005, есть все шансы вернуть данному продукту былую славу. Очевидно, что над Sound Forge 8.0 серьезно потрудились маркетологи. Они учли все плюсы и минусы, посмотрели, за что программу любят, почему не используют. Поэтому внешний вид интерфейса не претерпел существенных изменений, а с точки зрения технологий, программа шагнула на несколько шагов вперед.

Основной прогресс начался с 6-й и 7-й версий продукта, но при условии отсутствия поддержки VST и ASIO данные новации были не так заметны. А между тем первые подвижки более чем внушительны. Характеристики цифрового аудио приблизились к 24/32/64 с плавающей запятой бит, 192 КГц. Появился собственный спектроанализатор, автоматизировался модуль записи с режимом подавления шума, появилась возможность рисовать огибающие, расширились возможности файл-менеджера и менеджера плагинов. 6-я версия вышла еще под маркой Sonic Foundry, но уже тогда данная компания активно работала с Sony, а буквально через несколько недель состоялась основная сделка. 7-я стала неким промежуточным этапом, в рамках которого откатывались новые возможности интерфейса.

В 8.0 добавлены:

  • Поддержка плагинов VST.
  • Поддержка звуковых интерфейсов с ASIO-драйверами.
  • Программирование операций. В специальном модуле Script Editor можно запрограммировать различные операции и настройки для интерфейса. Поддерживаются языки C#, JScript, VBScript. Код сохраняется в специальных файлах с расширением *.sc. С программой поставляется уже ряд готовых скриптов.
  • Возвращен модуль Batch Converter, в котором можно производить обработку или переконвертацию большого массива файлов.
  • Интеграция с CD Architect 5.2. Программа CD Architect включена в комплект поставки Sound Forge. Реализован прямой экспорт файлов из одной оболочки в другую.
  • Усовершенствованы модули Region List и PlayList.
  • Реализована возможность "прошивания" "горячих" клавиш.
  • Поддержка тем Windows XP.
  • Среди форматов поддерживаемых файлов появился Flash (.swf).


Анализ ситуации

В принципе, в обновлениях, кроме Script Editor, ничего неожиданного нет. Все это мы уже видели в ACID 5.0 и, скорее всего, найдем в новой версии Vegas. На данный момент Sound Forge имеет шансы вернуть часть утраченных позиций. Причем ситуация на рынке достаточно выгодная, поскольку главный конкурент программы - Steinberg WaveLab - превратился в громоздкий многоканальный мультитрек. Учитывая нарастающую турбулентность, связанную с покупкой корпорацией Yamaha фирмы Steinberg и не понятной принадлежностью современного WaveLab, Sound Forge может набрать дополнительные очки. Но, опять же, нет коррелометра, индикатора текущей разрядности при обработке, 3D-спектрограммы, системы резервирования, редактора структурированной базы данных, блока мощного анализа звуковой волны, поиска и исправления артефактов и т.п. Все это относит программу на несколько лет назад, вернее, отображает факт многолетнего бездействия. Судя по всему, девятую версию Sound Forge нужно ожидать не скоро - ближе к концу этого года. Сначала VST и ASIO-деформации должен подвергнуться Vegas, при условии, что он окончательно не "смиксуется" с ACID и два продукта не превратятся в один.

Требования к установке Sound Forge: Microsoft Windows 2000/XP Home/XP Professional, CPU - 500 МГц, 128 Мб RAM, 150 Мб на HDD. Заявленная цена - $399.95.

Кристофер,
christopher@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

05 за 2005 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя Владимир
Еще один недостаток программы Sound Forge всех версий - При обработке файлов MP3 начисто убиваются тэги, да и что-то не торопятся на сайте производителя выкладывать восьмую версию для загрузки...
Аватар пользователя shoo
и никакая поддержка вст

посмотрим что поменялось

Аватар пользователя Инкогнито
Извините может за глупый вопрос, а мультитрэка в форже никогда не бвыло и что, и не будет? нахрен тогда всё остальное "модифицировать".

Подскажите.

Аватар пользователя Кристофер
А зачем им там еще мультитрек? Есть Vegas и ACID.

Интегрированные мультитреки есть только в Cool Edit Pro (Adobe Audition) и Steinberg WaveLab.

Sonic Foundry, по видимому, решили этого не делать (и так проблем много), и просто интегрировали свои продукты.

Кстати говоря, 16 февраля вышел новый Goldwave (www.goldwave.com), я его потестил и пришел к выводу, что он не хуже 7-го форжа, а стоит всего 45 баксов... Там нет только VST.

Аватар пользователя Кристофер
Триал-версия Goldwave полностью функциональна.