Динамический разгон видеокарты

Обзор Microstar FX5900XT

Сначала робко и неумело, а сейчас все активнее производители материнских плат начинают внедрять в своих продуктах технологию динамического разгона. Ее суть состоит в том, чтобы повышать тактовую частоту процессора только в тот момент, когда идет выполнение сложной работы и нагрузка на систему максимальна. При простое разгон отменяется, и все параметры возвращаются в исходное состояние.

Разработчики не делятся информацией о том, каким образом реализуется подобный механизм. Очевидно только, что он аппаратный: тактовая частота - общесистемный параметр, для программной поддержки управления им пришлось бы разрабатывать и сертифицировать драйверы для десятка операционных систем. Поэтому на платах с поддержкой динамического разгона всегда есть дополнительная микросхема, отвечающая за эту функцию. Она отслеживает нагрузку на процессор и вносит соответствующие коррективы в работу тактового генератора.

Компания Microstar одной из первых внедрила динамический разгон на своих материнских платах. И она же выступила с инициативой разработки аналогичной функции у видеокарт. Впервые динамический разгон был реализован в 3D-ускорителях этой фирмы, базирующихся на чипах NVIDIA GeForce FX5700 и FX5900. Одну из таких видеокарт, модель FX5900XT-VTD128, мы и рассмотрим далее.


Технология DOT на видеокартах

В отличие от аналогичной технологии на материнских платах, технология DOT ("Dynamic Overclocking Technology", динамический разгон) на видеокартах Microstar реализована программно. Как известно, 3D-ускорители NVIDIA, начиная с NV30, способны работать в двух режимах - дежурном (2D) и активном (3D), различающихся тактовыми частотами 3D-ядра. Эта возможность особенно ценна в связи с ростом мощности процессоров, устанавливаемых в ПК, и возникшей вследствие этого проблемы снижения общего потребления энергии и температуры. Поскольку в дежурном режиме видеокарта не задействует все возможности графического ускорителя, снижение его тактовой частоты благоприятно сказывается на работе других компонентов. Как только пользователь активирует 3D-ускоритель, частота последнего возрастает - он переключается в активный режим.

Драйвер видеокарт NVIDIA позволяет следить за состоянием 3D-ускорителя и управлять его тактовыми частотами. Все, что потребовалось разработчикам из Microstar - доработать драйвер таким образом, чтобы он поднимал тактовую частоту еще выше. При этом разгон включается не сразу, а по истечении небольшого интервала времени (примерно 2-3 секунды). Сначала стандартная процедура драйвера поднимает частоту до номинала активного режима, а потом дополнительная процедура Microstar производит небольшой разгон как 3D-ускорителя, так и памяти. Степень разгона можно задать с помощью панели настройки драйвера. Доступны всего пять ступеней, озаглавленных в соответствии с воинскими званиями - от Sergeant до General. На самом деле даже в режиме General разгон совсем небольшой, поэтому можно смело ставить самую последнюю степень DOT и не опасаться последствий.

Недостаток технологии DOT очевиден - она работает только с фирменным драйвером Microstar. Пользователи, активно экспериментирующие с драйверами к видеокарте, будут вынуждены дожидаться, пока Microstar обновит свой драйвер. Бывают, конечно, случаи, когда разработчики видеокарт выкладывают на своем сайте драйвер даже более свежий, чем на сайте NVIDIA, но это, скорее, исключение, чем правило. Поэтому многие пользователи просто проигнорируют предложение Microstar, установив обычный драйвер ForceWare.


Видеокарта FX5900XT: краткий обзор

Сама по себе эта видеокарта, даже без учета технологии DOT, представляет большой интерес для любителей 3D-игр. Ведь FX 5900XT - один из самых выгодных вариантов на сегодняшний день. Эта видеокарта базируется на чипе NV35 (FX 5900), бывшем флагмане линейки 3D-ускорителей NVIDIA, и при этом не содержит практически никаких "усовершенстовований". У нее полноценная 256-битная шина памяти, в 3D-ускорителе работают все четыре конвейера рендеринга, остальные блоки тоже на месте. Более низкая, чем у полной версии FX 5900, цена обусловлена лишь слегка сниженной тактовой частотой (390 вместо 400 МГц) и установкой более медленной памяти (2.8 нс вместо 2.2 нс, частота 350 вместо 425 МГц).

В остальном FX 5900XT является достаточно современным 3D-ускорителем. Он имеет три вершинных и четыре пиксельных процессора, поддерживающих шейдеры версии 2.0 и работу со 128-битными данными, а также блоки, отвечающие за оптимизацию доступа к памяти (раннее отсечение невидимых поверхностей, сжатие цвета и данных Z-буфера и т.д.). Чип имеет два встроенных CRT-контроллера, два RAMDAC с частотой 400 МГц, ТВ-кодек, но не имеет встроенной поддержки цифрового интерфейса DVI.

При стоимости около $200 видеокарта GeForce FX 5900XT является одним из самых выгодных вариантов для приобретения. Ей свойственны производительность на уровне видеокарт класса Hi-End, современная функциональность, повсеместная доступность. В линейке NVIDIA 5900XT занимает промежуточное положение между 5700 Ultra и 5900.

Видеокарта Microstar изготовлена по стандартному для FX 5900XT дизайну: большая по габаритам печатная плата, 8 микросхем памяти в корпусах FBGA, расположенных с одной стороны и имеющих разрядность 32 бита (общая шина - 256 бит, объем - 128 Мб), дополнительный разъем питания, дополнительный DVI-кодек фирмы Silicon Image. Но есть у модели VTD128 и несколько особенностей:

  • Во-первых, на этой видеокарте установлены чипы памяти с маркировкой "2.5", что позволяет безопасно разгонять память до частоты 400 МГц.
  • Во-вторых, возможности захвата видео обеспечиваются чипом Philips SAA7114H. C помощью переходника-разветвителя к видеокарте можно подключить источники и приемники видеосигнала.
  • В-третьих, выпускаются две модификации видеокарты, отличающиеся расположением разъемов. У одной модификации совмещены выходы DVI и TV-Out, у другой - D-Sub и TV-Out. Это значит, что только на устройствах, подключенных к не совмещенным разъемам, можно получить разные изображения. Это связано с наличием у чипа NV35 только двух CRT-контроллеров, отвечающих за формирование "картинки".

Большой радиатор золотисто-медного цвета оснащен габаритным вентилятором, однако уровень шума видеокарты на удивление скромен, особенно по сравнению с Hi-End видеокартами других производителей. В работе FX5900XT практически не слышно.

С точки зрения комплектации эта модель Microstar вполне обычна: переходник питания, уже упомянутый разветвитель для разъема TV-Out, переходник DVI-DSub (позволяет подключить обычный монитор к разъему DVI), кабель S-Video, два компакт-диска - с драйверами и фирменными программами Microstar.


Тестирование

Эта статья не затрагивает вопросы сравнения производительности видеокарт. Понятно, что по производительности FX 5900XT будет примерно соответствовать видеокартам FX 5900 и Radeon 9800SE с 256-битной памятью, отставая от них в пределах разницы по частотам.

1600x1200x32bit FX 5600XT Radeon 9600 FX 5700 FX 5900XT
UT2003 (DirectX) 30.1 34.8 54.5 102.8
UT2004 (DirectX)   26.3 33 55.2
Unreal 2 (DirectX)   31.1 38.7 55.1
Serious Sam (DirectX) 29.1 42.7 48.2 78.3
GunMetal (DirectX)   7.6 18 24.6
Comanche 4 (DirectX) 19.4 25.9   51.8
Quake3 Arena (OpenGL) 88.5 99 156.1 262.9
Serious Sam (OpenGL) 37.9 46.7 65.1 99.5
Wolfenstein (OpenGL) 69.4 65 121.4 153.9
Call Of Duty (OpenGL)   49.2 55.3 69.1
3DMark03 Game 1 (DirectX) 41.2 48 70.3 106
3DMark03 Game 2 5.4 6.8 10.3 20.7
3DMark03 Game 3 4.8 6.9 8.9 17.7
3DMark03 Game 4 5 12.3 11.3 20.2

Видеокарту FX 5700 рассмотренная модель превосходит в большинстве тестов, несмотря на более низкую частоту графического чипа. В низких разрешениях разница составляет от 10 до 30%, в зависимости от насыщенности игры геометрией и текстурами, в высоких - от 25 до 90% (огромный плюс - 256-битная шина). Еще одно преимущество FX 5900XT перед видеокартами более низкого класса - минимальное снижение производительности при активации технологий улучшения качества (анизотропная фильтрация, полноэкранное сглаживание). При этом FX 5700 стоит всего на четверть дешевле FX 5900XT. Безусловно, для активно интересующегося играми пользователя FX 5900XT - оптимальный выбор.

Проверим работу технологии DOT, проведя тестирование в наиболее популярном разрешении 1024х768.

1024x768x32bit Штатный режим
(390/350)
Разгон
(430/385)
Прирост
скорости
UT2003 (DirectX) 163.4 173.2 6%
UT2004 (DirectX) 62.5 63.9 2%
Unreal 2 (DirectX) 84.8 90.4 7%
Serious Sam (DirectX) 103.2 104.5 1%
GunMetal (DirectX) 34.3 37.1 8%
Comanche 4 (DirectX) 53.5 58.2 9%
Quake3 Arena (OpenGL) 344.9 326.3 0%
Serious Sam (OpenGL) 116.8 116.6 0%
Wolfenstein (OpenGL) 163.7 162.4 0%
Call Of Duty (OpenGL) 133.6 140.6 5%

К сожалению, фирменный драйвер на диске имел старую версию 53.03, поэтому результаты тестов с включенной DOT оказались в некоторых случаях немного ниже, чем без нее. Тем не менее, в современных играх, использующих шейдеры, производительность возросла на 5-8%. Проверка показала, что при разгоне (профиль "General") частота 3D-чипа увеличивалась с 390 до 430 МГц, частота памяти - с 350 до 385 МГц. Конечно, это немного - лучше воспользоваться традиционными средствами разгона.


Вердикт

Результаты динамического разгона оказались не слишком многообещающими. К тому же для работы DOT следует устанавливать фирменные драйверы Microstar. Конечно, не слишком искушенному в вопросах разгона пользователю технология DOT поможет получить дополнительные проценты скорости, но привлекательность видеокарты FX 5900XT не в этом. По соотношению "цена/производительность" среди видеокарт "до $200" она находится в начале списка предпочтений заядлого геймера.

Макс КУРМАЗ,
max@hw.by,
"Белорусский 'железный' сайт" (
www.hw.by)

Благодарим фирму GreenLine за предоставленную видеокарту

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

29 за 2004 год

Рубрика: 

Hardware
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!