В Канаде обмен файлами вполне
легален
Очередной удар мировой звукозаписывающей индустрии нанес канадский суд. Запрос разрешения на получение личных данных 29 человек, обвиняемых в нелегальном обмене музыкальными композициями, был отклонен судьей Конрадом фон Финкенштейном (Konrad von Finckenstein). Мотивировал судья это в том числе и тем, что представители звукозаписывающих компаний не смогли представить убедительных доказательств участия обвиняемых в нелегальном обмене файлами.
Финкенштейн пошел даже дальше и заявил, что случаи с обменом файлов в онлайне должны рассматриваться по образцу деятельности канадских библиотек. Суть состоит в том, что библиотеки нельзя обвинить в нарушении авторских прав писателей на основании того, что они предоставляют услуги по ксерокопированию книг, так как предполагается, что читатели используют копии в соответствии с законом. По мнению судьи, здесь есть прямая аналогия с файлсваппингом - размещение файла в расшаренной папке, доступ к которой можно получить через P2P-программу, еще не означает незаконного распространения этого файла. Необходимый дополнительный признак - это наличие какой-либо активности со стороны владельца ресурса с открытым доступом: например, рассылка рекламы.
Принятое решение действует только на канадской территории. Однако оно еще раз подтверждает, что в Канаде файлсвапперы могут чувствовать себя вполне спокойно.
Спамера Кармака посадят
Легендарный нью-йоркский спамер Говард Кармак (Howard Carmack), головная боль десятков и сотен миллионов пользователей интернета по всему миру, похоже, крепко сел на крючок американского правосудия. Кармака обвиняют в 14 эпизодах мошенничества и т.н. краже личности (identity theft). Ему грозит тюремное заключение сроком от 3,5 до 7 лет. До вынесения приговора, назначенного на 27 мая, Кармак будет оставаться в тюрьме.
Это уже не первый процесс, который Кармак уверенно проигрывает. Ранее интернет-провайдер EarthLink уже отсудил у него $16,5 миллионов. Однако теперешний процесс - это первый, в котором обвинения выдвигаются в рамках нового закона о краже личности штата Нью-Йорк.
Возможно, показательный процесс несколько остудит пыл последователей Кармака. Ведь сегодня спам является одним из самых серьезных источников раздражения для большинства пользователей интернета.
Microsoft и Sun договорились
Положить конец многолетней войне решили в Microsoft и Sun. Компании договорились о разрешении всех своих споров путем компенсационных выплат. В течение ближайших 10 лет Microsoft выплатит Sun $700 миллионов за монополизацию рынка и $900 миллионов компенсации за незаконное использование патентованных технологий Sun. В дальнейшем компании планируют делать другу лицензионные отчисления за использование патентованных технологий другой стороны.
Будет расширено и техническое сотрудничество между компаниями. Оно должно привести к улучшению совместимости различных программных продуктов обеих компаний. В первую очередь, сотрудничество коснется продуктов по обеспечению безопасности. Оно может быть распространено и на ПО для работы с базами данных и электронной почтой. Microsoft также получит право оказывать техническую поддержку своим пользователям, использующим собственную Java-машину Microsoft.
Для Sun заключенное соглашение - это большой плюс. Компания в настоящий момент терпит убытки и собирается уволить 3300 сотрудников.
На ИТ потратят на 5% больше
Очередное исследование, свидетельствующее о росте расходов на ИТ в мировом масштабе, опубликовала компания IDC. По данным IDC, всемирный рост расходов на ИТ-услуги и продукты составит до 5%. Для сравнения: в прошлом году рост составил всего 2%, а 2000-й и 2001-й годы, напротив, стали провальными - расходы на ИТ в это время не росли, а падали.
По мнению аналитиков IDC, это свидетельствует об общем оздоровлении отрасли. Колеса начали вертеться в нужную сторону. Правда, расслабляться не стоит, поскольку один из отмеченных факторов, влияющих на развитие отрасли, - это большая зависимость сферы ИТ от общего состояния мировой экономики, чем это было ранее.
Андрей КОНОНОВИЧ,
andy@kv.by
Компьютерный флэшмоб
В прошлую субботу успешно прошла акция по созданию "мгновенного суперкомпьютера", о которой мы писали в прошлом номере. Напомню, что организаторы акции из Университета Сан-Франциско приглашали к себе порядка 1000 добровольцев с ноутбуками, которые планировалось объединить в кластер и протестировать стандартным набором тестов Linpack, чтобы попытаться войти в Top 500 суперкомпьютеров. Результаты этого события таковы - в тестировании участвовало 700 ноутбуков, 256 из которых удалось объединить в работающий кластер. Скорость полученного компьютера составила 180 Gflops, правда, тест не дошел до конца. Стабильно отработавший кластер из 150 компьютеров показал скорость 77 Gflops. Этого, конечно, далеко не достаточно для вхождения в Top 500. Однако намного интереснее тот факт, что устроителям суперкомпьютерного флэшмоба удалось продемонстрировать: группа людей (возможно, даже незнакомых) вполне способна собраться вместе и буквально на несколько часов сделать вполне мощный вычислительный кластер, на котором можно обсчитывать какие-то серьезные задачи. Компьютерный мир продолжает меняться.
Проверим Эйнштейна
17 апреля должен, наконец, состояться старт космического аппарата Gravity Probe B - совместной разработки NASA и Стэндфордского университета. Первоначально старт планировался еще в 99 году, затем был отложен до 2001 года, а потом вновь отложен. Чем интересен эксперимент Gravity Probe B? Он должен проверить правильность принципов, заложенных в общую теорию относительности Эйнштейна - то есть подтвердить или опровергнуть одну из фундаментальных физических теорий современности. Суть эксперимента такова - внутри аппарата будут находиться 4 прецизионных гироскопа (кварцевые сферы, раскручиваемые в высоком вакууме и охлажденные жидким гелием до температуры, близкой к абсолютному нулю). Ось вращения таких гироскопов должна быть постоянно направлена в одном и том же направлении. Однако если общая теория относительности справедлива, искривления пространства-времени массой Земли должно будет привести к отклонению осей гироскопов от первоначального направления. За год это отклонение составит около 6.6 угловых секунд. Другой эффект, который должен проверить Gravity Probe B и который тоже является следствием общей теории относительности - так называемый захват системы отсчета (frame dragging). Этот эффект должен возникать вблизи вращающегося массивного тела, которым в данном случае тоже будет выступать Земля. Захват системы отсчета должен привести к смещению оси гироскопа примерно на 42 угловые миллисекунды в год. Конечно, эффекты, которые собираются наблюдать на Gravity Probe B, весьма малы, но накопленное за предполагаемые 18 месяцев полета смещение гироскопов должно вполне четко показать - работает общая теория относительности или нет. Подробности об этом чрезвычайно интересном эксперименте можно посмотреть на сайте проекта по адресу einstein.stanford.edu.
Постоянная память
Давненько мы не писали о разных альтернативных технологиях памяти - как оперативной, так и постоянной. А тем временем прогресс не стоял на месте, и вот, буквально недавно, компания Ramtron объявила, что готова начать производство мегабитных чипов ферроэлектрической памяти FRAM. Чипы планируется производить на заводах Fujitsu по 0.35-микронному техпроцессу. Скорость доступа всего 55 нс, при этом ферроэлектрическая память, в отличие от обычной DRAM, энергонезависима. Массовое производство чипов Ramtron обещает к осени этого года. Надо сказать, что до сих пор компания выпускала чипы емкостью всего 4 килобита, так что качественный скачок налицо. Увеличить емкость еще на полтора-два порядка - и альтернатива оперативной памяти готова.
А вот европейская STMicroelectronics совместно с американской Ovonyx разработали совершенно непохожий на предыдущий вид постоянной памяти. В их разработке для запоминания информации используются фазовые переходы полимера халькогенида (chalcogenide). В аморфном состоянии он является диэлектриком, а в кристаллическом - проводником. Переход между фазовыми состояниями происходит при нагреве и охлаждении запоминающего элемента (как, например, в CD-RW-диске). Что интересно, производить память на основе халькогенида можно, используя стандартные КМОП-техпроцессы. Конечно, в обычном компьютере применять такую память особого смысла нет, но зато она может очень пригодиться в такой специфической области, как космическая техника и устройства для применения в экстремальных условиях. В частности, Chalcogenide RAM (C-RAM) намного более устойчива к радиации, чем полупроводниковая память.
Термоэлемент от Toshiba
Интересную разработку на тему альтернативных источников энергии представила компания Toshiba. Сейчас главную альтернативу обычным батарейкам и аккумуляторам видят в топливных элементах. Однако представленное Toshiba устройство Giga Topaz вполне может составить им конкуренцию. Giga Topaz представляет собой термоэлектрический элемент, преобразующий в электричество перепад температур. Идея эта давно известная (вспомните, например, термоэлементы), однако до сих пор не получившая распространения из-за низкого КПД и небольшой выходной мощности. Однако Toshiba, судя по всему, удалось справиться с трудностями. Giga Topaz достаточно компактный (37х39 мм, площадь 14,4 см2) и легкий (40 грамм) и при этом способен вырабатывать мощность до 15 ватт. При этом максимальная рабочая температура может достигать 500 градусов. Таким образом, Toshiba смогла сразу в несколько раз поднять выдаваемую мощность термоэлемента и почти в 2 раза увеличить рабочую температуру. Это вполне может привести к качественному скачку, превращающему термоэлектрические элементы в массовый источник питания - в конце концов, если очень надо работать, то можно погреть такое устройство и на зажигалке. Toshiba обещает представить промышленные образцы Giga Topaz уже этим летом, а массовое производство должно начаться в 2005 году.
Российский микропроцессор
В середине марта российская компания ЗАО "МЦСТ" (Elbrus MCST - Moscow Center of Sparc Technology), возглавляемая небезызвестным Б.А. Бабаяном, начала промышленное производство SPARC-совместимого универсального микропроцессора "МЦСТ R-500". Этот процессор производится по 0.13-микронному техпроцессу с применением 8-слойной металлизации. Процессор содержит 4.2 миллиона транзисторов на кристалле площадью 20 мм2, работает на частоте до 500 МГц и потребляет мощность около 2 ватт. Заявленная производительность составляет 400 MIPS или 170 MFLOPS. Процессор испытан в составе вычислительных комплексов "Эльбрус 90-микро" под управлением операционных систем Solaris и Linux на большом комплексе прикладных задач. Так что теперь в России появился приличный собственный микропроцессор (до этого существовала модель МЦСТ R-150 с тактовой частотой 150 МГц). Это, конечно, не обещанный Бабаяном "Эльбрус 2К", но все-таки достаточно конкурентоспособный чип, пригодный для массового применения. Возможно, если продажа процессора и устройств на его основе пойдет успешно, то и работы на E2K пойдут поактивнее.
Константин АФАНАСЬЕВ
Что новенького в интернете?
Американская организация "Группа Нильсена-Нормана" (Nielsen Norman Group), изучающая интернет-технологии и психологию пользователей, опубликовала очередной ежегодный обзор, в котором отметила несколько любопытных новых моментов.
Сеть становится, очевидно, проще в использовании, а находить информацию становится легче. Так, две трети добровольцев-испытуемых успешно справились с заданием поиска некоторой тематической информации. Семь лет назад этот показатель был 40%. Однако оказалось, что это не столько результат роста опытности пользователей, сколько улучшения "интеллектуальности" поисковых машин и удобства интерфейсов сайтов. При этом единицы были хорошо осведомлены о синтаксисе, используемом в поисковых машинах. Большинство (6 из 10) использовали для поиска всего одно ключевое слово, и можно только представлять себе, каковы были итоговые списки. Кавычки для задания ключевых словосочетаний использовали только 3% испытуемых, а другие расширенные возможности поиска - всего 1%.
Было также отмечено, что все больше сайтов начинают отдавать предпочтение содержанию и дружественному интерфейсу, а не украшательствам и вычурному стилю. Однако в Сети все еще многочисленны практически неинформативные, бессодержательные сайты. Доктор Нильсен считает, что простая информация должна быть доступна непосредственно с возможностью дальнейшего получения более полной и структурированной. Но для приближения к идеалу, по мнению ученого, потребуется еще лет десять.
Обзор был опубликован BBC News: news.bbc.co.uk/go/pr/fr/-/2/hi/technology/3578149.stm.
Студенты рисуют поля...
электромагнитные
Оригинальные соревнования затеяли студенты Массачусетского технологического института (MIT) - они состязаются в визуализации физических полей. Соревнования, названные Weird Fields ("Причудливые (или таинственные) поля"), это не просто красочное зрелище, это еще и возможность для студентов в увлекательной форме закрепить и применить знания, полученные на соответствующих спецкурсах. Это важно и потому, что описание электромагнитных явлений в терминах векторных полей достаточно абстрактное и трудное для представления. Для помощи студентам профессор физики Джон Белчэ (John Belcher, web.mit.edu/jbelcher/www) и его коллеги из Центра образовательных компьютерных инициатив разработали компьютерный апплет, в который студенты вводят выражение, описывающее конкретное поле, а затем наблюдают, как это поле могло бы выглядеть, если бы мы могли его непосредственно видеть.
К соревнованиям может подключиться любой желающий из любой точки земного шара благодаря MIT'овской инициативе OpenCourseWare (ocw.mit.edu).
Сергей САНЬКО
В "океане" сетей и
микрокомпьютеров
Как утверждают специалисты из Компьютерной лаборатории Кембриджского университета и Массачусетского технологического института, уже к 2010 году люди будут буквально погружены в искусственную среду микрокомпьютеров. Этот вывод сделан в рамках запущенного недавно совместного проекта "Инициатива всепроникающего компьютинга" (Pervasive Computing Initiative).
В настоящее время портативные устройства все еще достаточно громоздки, так что даже самые крутые пользователи могут одновременно иметь при себе всего несколько таких устройств. Но скоро ситуация кардинально изменится. Микровычислительные устройства будут буквально вплетены в нашу одежду, выполняя самые разные функции. Например, включать режим работы стиральной машины, необходимый для стирки именно данного вида одежды, или сигнализировать человеку о симптомах его возможного заболевания. Интеллектуальные агенты будут выполнять и роль коммуникаторов, например, сообщать близким или друзьям о точном местоположении оснащенного такими устройствами человека. Микрокомпьютеры полностью "отвяжут" пользователей от офисных или домашних компьютеров, поскольку информацию можно будет получать где угодно. Как выразился Юмар Сэйф (Umar Saif) из MIT, "мы хотим сделать компьютеры столь же вездесущими и ненавязчивыми, как кислород".
Для этого, по мысли ученых, необходимо создать иммерсионную систему, способную автоматически реконфигурировать данные или голосовые сообщения между всеми используемыми цифровыми устройствами без выключений и перезагрузок, а также обеспечить защиту от несанкционированного доступа. В MIT уже был протестирован прототип систем, отслеживающих локализацию человека.
Однако возникает и серьезная антропологическая проблема: постоянное погружение в океан вездесущей информации может просто подавлять человека, а скрыться от нее будет не так-то легко, поскольку люди будут пользоваться компьютерами, даже не сознавая того, что они делают это.
Некоторые подробности на: web.mit.edu/newsoffice/nr/2004/pervasive.html.
Сергей САНЬКО
Самолеты-роботы вооружаются
На пентагоновской конференции Combat UAV 2004, которая закончилась несколько дней назад, представители компаний Northrop и Boeing согласовали с чиновниками из Минобороны план развития беспилотных самолетов на ближайшие несколько лет. Цель Пентагона - уже в 2009 году активно использовать в боевых действиях самолеты-роботы, которые могут не только шпионить, но и запускать умные бомбы с самонаведением на цель. Одновременно с окончанием переговоров в одной из пустынь Калифорнии прошли успешные испытания прототипа X-45А. Он успешно сбросил интеллектуальную бомбу SDB весом 100 кг, которая наводилась на цель по координатам GPS.
Уже сейчас на вооружении ВВС США находится робот RQ-1 Predator, который во время военной операции в Ираке уничтожил с помощью ракеты телевизионный центр. Но это очень медленный самолет: его максимальная скорость составляет около 130 км/ч, а высота полета - около 4 км. Такой самолет легко сбить. Разработанный компанией Boeing прототип X-45А - совсем другое дело. Он будет способен на высокой скорости залетать на несколько тысяч километров вглубь вражеской территории.
Предстоит еще разработать для самолетов-роботов единый интерфейс "plug-and-play", чтобы без проблем подключать новые устройства, а также единый протокол для коммуникаций, чтобы роботы могли "общаться" друг с другом, осуществлять групповое маневрирование, выполнять массированные атаки и согласованные защитные действия. Пока предполагается, что роботы будут иметь ограниченную автономность, подчиняясь командам с земли.
Компьютер шьет одежду
65-летний японский дизайнер Исси Мияк (Issey Miyake) разработал принципиально новую концепцию изготовления одежды, которая может революционным образом повлиять на текстильную промышленность. Более десяти лет известный дизайнер работал над этой технологией и сейчас представил ее публике.
Согласно техпроцессу A-POC ("a piece of cloth"), одежда не сшивается вручную из готовых кусков ткани, а проектируется на компьютере, после чего станок изготавливает необходимую заготовку. В данный момент в качестве материала используется стекловолокно. Одежда вырезается из заготовки, после чего ее сразу можно надевать и носить. На прошедшем показе мод в Токио дизайнер представил огромный кусок красочного оптоволокна, в который были внедрены платья. Во время показа 23 девушки одели этот кусок на себя - каждая свою часть, спроектированную индивидуально для нее - и все вместе вышли на подиум.
Узнать подробнее об уникальном техпроцессе A-POC, который позволяет создавать вещи практически любого дизайна, можно на странице www.designboom.com/eng/funclub/apoc.html.
Отель будущего
Канадский отель InterContinental закончил апгрейд инфраструктуры и теперь, после своего открытия, может быть назван самым технологичным отелем на планете. В результате модернизации стоимостью $30 млн. все 586 номеров гостиницы были подключены к высокоскоростному интернету, антенны Wi-Fi расположены по всем основным коридорам и в обычных номерах.
Залы заседаний оснащены по последнему слову техники: два настенных 60-дюймовых плазменных монитора, сенсорные пульты управления, проекторы на потолок, цифровые камеры и т.д. Интерактивная система Sympodium позволяет докладчику проводить презентацию, управляя ею с помощью светового пера на мониторе трибуны для выступлений, а презентация будет одновременно отображаться на плазменной панели для аудитории.
Анатолий АЛИЗАР
"Овечья" клавиатура
Очередная новация в мире компьютерной техники - шерстяная клавиатура. Из шерсти она создана в самом прямом смысле - при помощи технологии Softswitch, которую применяют для пошива спортивных курток со встроенными плеерами. Конечно, чуда здесь никакого нет. Просто имеет место добавление волокон специального композитного материала, которые (волокна, то есть) при нажатии меняют электрическое сопротивление, превращаясь в проводники, передавая сигнал через контроллер клавиатуры на компьютер. Создали клавиатуру в Новой Зеландии в компании Canesis, где (видевшие фильм "Властелин Колец" не дадут соврать) овечкам самое раздолье. Кстати, спонсирует Canesis ассоциация фермеров-овцеводов и переработчиков шерсти. Обретет ли шерстяная клавиатура своих пользователей, покажет будущее, будем надеяться, не такое уж и далекое. Главное, что при создании клавиатуры ни одна овца не пострадала ;).
Приставка о двух головах
Тот, кто игрывал, к примеру, в Warcraft, помнит, что в этой игре далеко не последнюю часть экрана занимало меню, где с помощью кнопок можно было руководить юнитами, возводить здания и т.д. Все это отнимало полезную площадь игрового поля и подчас вызывало резонное недовольство. Отделить "мух от котлет" решил хорошо известный производитель игровых приставок компания Nintendo, представив карманную игровую приставку Nintendo DS. Не мудрствуя лукаво, разработчики дополнили приставку вторым монитором. На одном, как нетрудно догадаться, будет располагаться меню, а на втором - происходить само игровое действо. Разумеется, игры для Nintendo DS также потребуют определенной доработки, чтобы правильно запускаться на двух отдельных мониторах. О конкурентоспособности Nintendo DS говорить пока рано, можно лишь отметить еще одну возможность использования двух экранов приставки - одновременного запуска двух разных игр, например, шахмат и какого-нибудь квеста.
Отключил компьютер - спас айсберг
Кто из нас, грешным делом, не оставлял компьютер на ночь включенным в надежде скачать десятки мегабайт нужного софта? Спит пользователь, а менеджер закачек работает - красота! Однако даже это невинное занятие вызвало беспокойство у добропорядочных немцев. Федеральное агентство по экологии ФРГ обратилось к населению с настоятельной просьбой ограничить использование компьютеров ночью и во время их длительного простоя. Т.е., проще говоря, не работаешь за компьютером - отключи его, если не хочешь, чтобы твой "железный друг" внес позорную лепту в дело глобального потепления. Видимо, впечатлительные немцы представили себе миллионы работающих, "разгоряченных" компьютеров по всему свету, и им стало страшно за судьбу еще не растаявших айсбергов. Неизвестно, проникнутся ли пользователи ФРГ желанием спасти планету, зато (произведя нехитрую калькуляцию) наверняка захотят сэкономить на потреблении электроэнергии.
Юрий ДРОЗДОВ
Горячие темы