В России появились SMS-спамеры
В Москве появились первые спамеры, которые специализируются на массовой рассылке SMS. Операторы мобильной связи тем временем продолжают утверждать, что их системы надежно защищены, массовая рассылка якобы технически невозможна, а те, кто называют себя спамерами, просто мошенники. Что ж, очень скоро каждый владелец мобильного телефона сможет самостоятельно убедиться, мошенники они или нет.
Как сообщает газета "Ведомости" (www.vedomosti.ru/stories/2004/01/21-55-03.html), услугу по рассылке SMS-спама предлагает некая фирма "Взлет ракеты", занимающаяся также обычным спамом по электронной почте и организацией массовых обзвонов компаний.
SMS-спам стоит намного дороже обычного. Рассылка 1000 сообщений стоит от 3000 до 6000 руб. в зависимости от оператора. При крупных заказах спамеры обещают оптовую скидку. Так, рассылка 1 млн. сообщений обойдется в 500 тыс. руб. Но это все равно примерно в 100 раз дороже, чем рассылка спама по электронной почте.
Операторы мобильной связи утверждают, что в России еще не было ни одного случая массовой рассылки SMS. Они засекают такие попытки на ранней стадии и успевают блокировать излишне активного абонента. Кроме того, сами операторы и некоторые независимые эксперты утверждают, что те, кто называют себя SMS-спамерами, мошенники. Во-первых, они технически не могут разослать такое количество сообщений, а, во-вторых, ни у кого, кроме операторов, не существует способа проверить, сколько абонентов получили спам. Можно, конечно, использовать методы статистической выборки, но они работают только на действительно массовых рассылках.
А пока спамеры выполняют крохотные заказы и проверяют доставку сообщений дедовскими методами: звонят по случайно выбранному номеру из списка рассылки и спрашивают, успешно ли дошло сообщение.
Вот тебе компьютер, учись!
Министерство промышленности и торговли Великобритании обнародовало рекомендации (www.dti.gov.uk/hci) по программе Home Computing Initiative (HCI). Эта инициатива британского правительства позволяет компаниям выдавать компьютеры своим сотрудникам во временное пользование (чтобы они учились на них работать) и получать за это налоговые льготы. За каждый компьютер, установленный дома у сотрудника, фирма имеет право на вычет из налогов 500 фунтов стерлингов. Данная программа позволяет создать инфраструктуру, являющуюся точным отражением уже существующей в Швеции модели.
Приветствуя инициативу HCI, представитель Британского конгресса профсоюзов Брендан Барбер (Brendan Barber) отметил: "Среди работников компаний существует настоящая жажда развития своих компьютерных навыков. Люди знают, что компьютеры играют все более важную роль в жизни и работе, и они хотят уметь использовать их на работе и дома. Сегодня каждый работодатель может сделать своим сотрудникам подарок, с помощью которого они смогут развить свои навыки. Программы внедрения домашних компьютеров - это победа работников, победа работодателей и наша общая победа, которая принесет нам в будущем процветание. Компьютерная грамотность должна стать врожденным качеством жителей страны".
РИФ-2004 под вопросом
Вот уже несколько лет лучшие представители белорусского бизнеса посещают ежегодный Российский Интернет Форум (www.rif.ru), набираются ценного опыта и делятся впечатлениями ("КВ" №10'2003). Однако РИФ-2004 может не состояться, потому что организатор мероприятия, РОЦИТ, фактически объявил о временном самороспуске.
На заседании членов правления Региональной общеcтвенной организации "Центр Интернет-технологий" (РОЦИТ) было принято решение реформировать организацию, поскольку первый этап миссии по популяризации и развитию российского рынка информационно-коммуникационных технологий признан завершенным. Популяризация интернета больше не является актуальной задачей, поскольку интернет распространился повсеместно. Теперь авторитетная организация официально заявила, что "миссия РОЦИТа и его проекта РИФ должна быть изменена адекватно происшедшим изменениям рынка".
Таким образом, РОЦИТ переносит сроки проведения РИФа в Москве с марта на более позднее время и приглашает общественность к участию в формулировании своих новых целей и задач. Нужно уточнить и дополнить новую роль организации в качестве инструмента защиты и лоббирования интересов пользователей Всемирной сети. Нужно провести изменения в организационной структуре и, самое главное, определить принципы и источники финансирования. Все это планируется сделать в срок до конца февраля 2004 года.
Крупнейшая в мире солнечная
электростанция
К югу от Лейпцига возле городка Эспенхайн (карта местности: www.geosol-berlin.de/Landkarte_mit_Pfeil_gross.html) скоро начнется строительство крупнейшей в мире электростанции на солнечных батареях. Огромное количество фотоэлементов, а именно 33500 небольших модулей суммарной мощностью 5 мегаватт, будет установлено в непосредственной близости от жилых массивов. Станция разместится на территории заброшенной угольной шахты, а получаемое электричество будет напрямую подаваться в энергосеть компании Mitteldeutsche Energie AG. Пяти мегаватт достаточно для удовлетворения потребностей примерно 1800 домохозяйств.
Для строительства крупнейшей в мире станции фирма-подрядчик Shell Solar выбрала высокоэффективные фотоэлементы собственного изготовления, а также инверторы и трансформаторы производства Siemens. Каждый модуль устанавливается на деревянном каркасе под углом примерно 30 градусов к поверхности земли.
Гейтс дает обещания
Билл Гейтс выступил на Всемирном экономическом форуме в Давосе с речью. Гений компьютерного бизнеса уверил публику, что спам перестанет быть проблемой для компьютерных пользователей к середине 2005 года.
Гейтс подробно рассказал о том, как Microsoft собирается победить спам. В начале своей речи он заметил, что фильтры могут отсортировать большую часть спама. Но, добавляя случайные слова в поле темы и заменяя текст картинками, спамеры пытаются обойти фильтры. Поэтому в долговременной перспективе фильтры не являются "волшебным решением". Более эффективным способом является "проверка на человечность", когда отправитель должен решить ребус или его компьютер должен осуществить несложное вычисление. "Это легко для машины, отправляющей несколько писем, но становится очень сложно и дорого для компьютера, отправляющего миллионы спамерских писем", - сказал Гейтс.
Окончательная же победа над спамом, предсказал Билл Гейтс, произойдет после введения электронных эквивалентов почтовых марок, которые можно назвать "платой за риск". Отправитель должен совершить микроплатеж, чтобы почтовый сервер принял его почту. Если письма прошли проверку и были признаны чистыми, то деньги возвращаются пользователю. А спамер рискует "влететь" на серьезную сумму.
Кроме темы спама, Билл Гейтс в своей речи рассуждал о конкуренции с Google. Он сказал, что эта "замечательная фирма" напоминает ему Microsoft двадцатилетней давности. Однако, как с сочувствием заметил Гейтс, поисковые технологии Microsoft скоро нанесут серьезный удар по конкуренту. Уже сейчас фирменный поиск в 80% случаев выдает лучшие результаты, чем Google. Конкурент, по словам Гейтса, лучше подходит для остальных 20%, а именно "для людей, исследующих редкие болезни, хобби или специфический ресторан".
Не удержался Билл Гейтс от глобальных прогнозов. Через десять лет, как считает гений, мы все будем смеяться над теми "персональными вычислениями", которые знаем сейчас. В будущем - в мире "незаметных вычислений" - все будет цифровым и персонализованным. Каждый объект будет управляться аппаратным обеспечением и софтом. "Миру не хватает только одной вещи, чтобы преобразиться, - софта", - с серьезным видом сказал Билл Гейтс. Потом улыбнулся и добавил: "По крайней мере, я надеюсь на это, иначе мы впустую вкладываем миллиарды долларов".
Европа отстает по темпам внедрения
IPv6
Как известно, в азиатских странах полным ходом идет создание сетей, взаимодействующих по протоколу IPv6. Эти сети станут основой для интернета следующего поколения.
На данный момент межсетевое взаимодействие в интернете происходит по разработанному 30 лет назад IP-протоколу четвертой версии (IPv4), который имеет множество недостатков. Главный из них - недостаточный объем адресного пространства и неэффективный способ распределения адресов. Поэтому неизбежен переход на более совершенный стандарт IPv6, который позволит выделить отдельный IP-адрес для каждого объекта в физическом мире, будь то термометр, веб-камера, фара автомобиля или электрочайник.
Сейчас во многих странах мира существуют проекты (www.ipv6.ru/project.html), в рамках которых изучаются возможности нового протокола и делаются попытки построить сети, реально работающие по новому стандарту. Кроме национальных проектов, постоянно работает Всемирный форум IPv6 (www.ipv6forum.com). В данную ассоциацию входят более 160 крупнейших телекоммуникационных компаний мира.
Пожалуй, дальше всех в практической реализации IPv6 продвинулась Япония, Южная Корея и Китай. Крупнейшая в мире сеть IPv6 будет построена в Китае к 2005 г. (на нее выделен бюджет $160 млн.). В Японии к разработке стандартов подключились крупные корпорации и правительство. Они объединяют модернизированные сети по IPv6 и планируют в будущем сделать шлюзы в аналогичные сети Китая и Южной Кореи.
Недавно стало известно, что Европейский союз собирается перенять передовой опыт азиатов. В частности, южно-корейский министр информации и коммуникаций сказал, что достигнута договоренность с Евросоюзом о совместной разработке протоколов и приложений под IPv6. Еврокомиссия за последние годы выделила около 85 млн. евро на разработку приложений для IPv6. По оценкам экспертов, примерно столько же потратили европейские фирмы. Тем не менее, как считает президент Всемирного форума IPv6 Латиф Ладид, Европа, как минимум, на два года отстала от той же Южной Кореи по темпам внедрения IPv6.
Обменник виртуальных валют
Американский предприниматель Кеннетт Меррилл открыл уникальный сайт -обменный пункт для валют, которые используются в многочисленных онлайновых ролевых играх: Ultima Online, Star Wars Galaxies, Second Life, The Sims Online, There и других. Обменник открылся по адресу www.gamingopenmarket.com.
До сих пор продвинутые игроки, зарабатывающие немало виртуальных денег, были вынуждены сбывать накопленное состояние на интернет-аукционах вроде eBay, что было не очень удобно. Однако выхода не было, и за последний год на eBay было продано виртуальной валюты на общую сумму $9 млн. С открытием обменника виртуальные валюты стали на порядок ликвиднее, и обменять их на американские доллары можно практически мгновенно.
На данный момент стоимость, например, 250 линденбаксов из игры Second Life составляет $1,06, но курс меняется в реальном режиме времени. К настоящему моменту совокупный оборот обменного пункта уже превысил $10 тыс.
Кеннетт Меррилл берет вполне скромный процент со всех операций: по 2% с каждой стороны. "Что мне больше всего нравится, - говорит Кеннетт, - это то, что я сначала покупаю ничто, а потом продаю ничто, и получаю с этого реальную прибыль".
"Спирит" более 60 раз
перезагрузил свой компьютер
Как известно, американский марсоход "Спирит" серьезно сломался и на некоторое время потерял связь с земной базой. Возможно, "Спирит" попал в пыльную бурю или свалился в кратер, неизвестно. Но он не может нормально работать, и на починку может уйти больше недели. Представители Jet Propulsion Laboratory (JPL) сообщили, что за время, когда связь с марсоходом была потеряна, он перезагружал свой компьютер более 60 раз. Бедняга "Спирит" пытался избавиться от глюков старым-добрым способом, но это у него упорно не получалось. Мучения марсохода кончились только тогда, когда инженерам с Земли удалось перевести его в спящий режим.
Симулятор "Спирита"
На сайте Download.com появилась новая версия программы 3D Mars Spirit Rover Simulator 1.1. Трехмерный симулятор марсохода (1,2 Мб) позволяет путешествовать по марсианской поверхности, максимально похожей на ту часть кратера Гусева, где сейчас реально находится "Спирит". Кроме того, на экран постоянно выводятся интересные факты о Марсе и о продолжающейся миссии по его покорению.
Анатолий АЛИЗАР
Такие "ненавистные" инновации
В конце января группа по исследованию инноваций и изобретений Массачусетского технологического института (Lemelson-MIT Program) опубликовала очередной, восьмой, годовой указатель изобретений, в котором представила весьма любопытную статистику. Согласно полученным учеными данным, около 30% взрослых американцев признались, что сотовые телефоны являются самым ненавидимым ими изобретением, но без которого они свою жизнь уже не представляют. По данному показателю, мобильники обошли будильники (их ненавидят 25% взрослых) и телевидение (23%). Как ни странно, но следующая позиция (с 14%) досталась лезвиям для бритья. На все прочее остались 8%. В эту категорию попали микроволновые печи, кофеварки, компьютеры и пылесосы. Это все изобретения, которые американцы признают в качестве очень важных для жизни (95% опрошенных), но не испытывают к ним теплых чувств.
Таким образом, исследование еще раз показало, что, несмотря на всю общественную пользу от внедрения инноваций, имеются и свои общественные издержки, которые не следует упускать из виду. Но, как отметил директор проекта Мертон Флемингс (Merton Flemings), ситуация вовсе не драматична, так как изобретения имеют кумулятивную природу, а, стало быть, всегда есть возможность устранить побочные эффекты, продвигая и поддерживая инновационный процесс.
В исследовании также изучалось воздействие и таких изобретений, как электронная почта, голосовая почта и кредитные карточки. Молодежь, в целом, оказывается более открытой к инновациям, чем взрослые. Так, в пользу электронной почты высказались 81% молодых людей и только 59% взрослых, голосовой почты - 71% и 58%, соответственно.
Но что более озадачило исследователей, это признание примерно половины американцев в том, что в ближайшие 10 лет США могут значительно утратить свои позиции в мире в части внедрения инноваций. Для поиска путей поддержания самого духа изобретательства специалисты предполагают уже в апреле этого года созвать Ассамблею, которая должна объединить усилия представителей промышленности, правительства и ведущих ученых.
Пресс-релиз: web.mit.edu/invent/n-pressreleases/n-press-04index.html.
Очень "незадумчивый"
компьютер
Каждому пользователю ПК хотелось бы, чтобы его компьютер приходил в рабочее состояние не через несколько минут после включения, а хотя бы через десяток секунд, как, например, телевизор или другой бытовой прибор. Решить эту задачу обещает компания InterVideo (Калифорния), которая скоро собирается выйти на рынок с продуктом InstantOn PC, время загрузки которого составляет всего 10 секунд. Так, по крайней мере, сообщается в распространенном 9 января пресс-релизе (intervideo.com/jsp/Press.jsp?mode=01-09-2004). Технология InstantOn разрабатывалась при тесном сотрудничестве с такими гигантами, как Intel, IBM и Sony. В настоящее время InterVideo работает с японской Sharp над созданием быстро запускаемого InstantOn Notebook PC.
Главная особенность InstantOn PC - специальная программная платформа LinDVD. Как явствует из аббревиатуры, в основе платформы - открытая операционная система Linux. Но фокус в том, что все модули LinDVD записываются непосредственно в BIOS, что и ускоряет загрузку всей системы. При этом на компьютере может быть установлена и какая-либо другая операционная система. Базовая конфигурация InstantOn PС стандартная в настоящее время: процессор Intel Pentium 4 и 128 Мб оперативной памяти.
Но есть одно "но". InstantOn PС позиционируется исключительно как мультимедийное устройство, как своего рода альтернатива Windows XP Media Center. Это значит, что на нем можно просматривать фильмы и фотографии, слушать музыку, интернет-радио и т.п., но вот запускать обычные офисные приложения (например, текстовый процессор или электронные таблицы) - нельзя. Придется перегрузить систему в режиме, например, Windows. Для тех, кто привык иметь все в одном, это, конечно, большой минус. А вот домашние пользователи, возможно, оценят новинку.
Представители Microsoft прокомментировали информацию с нескрываемым скептицизмом. По их мнению, пользователи мультимедийных компьютеров вообще стараются их никогда не выключать, и для них скорость загрузки системы не является главным критерием. Однако, согласно исследованию, проведенному в 2002 году в университете Корнелла, Соединенным Штатам придется отключать из-за перегрузок семь электростанций, если телевизоры, видеомагнитофоны и компьютеры не будут отключаться.
Больных - на карантин
Стопроцентно эффективных средств борьбы с заражениями корпоративных сетей вирусами, червями, троянами пока не придумано. Но можно, по крайней мере, уменьшить разрушительные последствия и предотвратить перерастание заражения в эпидемию, которая "положит" всю сеть. Так считают в компании Check Point Software Technologies (Калифорния), предложившей свою новую разработку - систему InterSpect. Система работает на аппаратном уровне и, как водится, производит мониторинг сетевого трафика на предмет подозрительной активности и, в случае чего, автоматически изолирует один или несколько компьютеров от остальной сети, препятствуя распространению инфекции.
В отличие от чисто программных средств защиты, как правило, детектирующих уже известные вирусы, InterSpect может выявлять ранее неизвестные формы угрозы, анализируя отдельные пакеты на предмет наличия признаков, характерных для вирусов или червей. Кроме того, программные средства типа Network Admission Control компании Cisco следует устанавливать на каждый подключенный к сети компьютер, InterSpect же действует на уровне центрального сервера сети, что значительно облегчает управление им. Правда, и стоит InterSpect-сервер недешево - от 9000 до 39000 долларов, в зависимости от размера обслуживаемой сети. Но, возможно, крупным компаниям он покажется решением, достойным внимания.
Пресс-релиз: checkpoint.com/press/2004/interspect012004.html.
Программы-"мутанты" работают
на упреждение
Иначе подошли к проблеме упреждения сетевых атак еще не известного типа программисты из Icosystem (Кембридж, штат Массачусетс; icosystem.com). Они разработали программу, которая способна "мутировать" так, чтобы предсказывать возможные будущие атаки на основе информации об уже совершенных. Технология была протестирована с помощью команды по исследованию компьютерных преступлений вооруженных сил США (US Army's Computer Crimes Investigation Command). Стратегии новых атак генерируются централизованно, а затем производится обновление соответствующего защитного ПО на удаленных компьютерах и в сетях. Как полагают исследователи, это позволило бы распознавать возможные атаки еще до того, как они были замышлены. Для производства "мутаций" система использует существующее хакерское ПО и последовательно делает в нем изменения, проверяя, какие из них могут быть наиболее опасными.
Тут, конечно, возникает проблема с известным тестом Тьюринга. Ведь хакеры - люди часто с очень изощренным (и, возможно, не всегда алгоритмизируемым) интеллектом. Так что, насколько эффективна новая технология, покажут дальнейшие испытания.
Пресс-релиз был опубликован 25 января в журнале New Scientist.
Создан виртуальный суперрояль
15 января американская софтверная компания Synthogy объявила о создании самого реалистичного виртуального рояля. Программный продукт под названием Ivory (ilio.com/synthogy/ivory) способен превратить персональный компьютер в королевский музыкальный инструмент с почти идеальным звучанием.
Synthogy - это расположенная в штате Массачусетс компания, специализирующаяся на создании аудио-ПО. Она основана Джорджем Тейлором (George Taylor) и Джо Джерарди (Joe Jerardi; кроме прочего, он - профессиональный пианист), ранее работавшие в Kurzweil Music Systems. В течение более 35 лет они занимались разработкой виртуальных музыкальных инструментов: синтезаторов, спецэффектов и т.п. Их новый продукт - Ivory - по ряду характеристик превосходит такие концертные рояли, как German Steinway D 9' Concert Grand, Boesendorfer 290 Imperial Grand и Yamaha C7 Grand. А они считаются лучшими в мире. Собственно, Ivory и объединяет в себе лучшие характеристики этих реальных инструментов, для чего были созданы 3500 сэмплов в лучших студиях и концертных залах. Однако воспроизвести их звучание можно и по отдельности.
"Технология фирмы Synthogy - это самый всеобъемлющий виртуальный рояль из тех, что я знаю", - сказал Рэй Курцвайл (Ray Kurzweil), известный как создатель первого компьютерного инструмента (легендарного Kurzweil 250 1984 года), способного реалистично воспроизводить звучание рояля и других оркестровых инструментов.
Минимальные системные требования для работы с Ivory: Mac G4 450 МГц или аналогичный по производительности IBM PC. Продается пакет за 349 долларов.
Сергей САНЬКО
Растут продажи электроники для
мониторов
Компании-исследователи рынка продолжают предсказывать рост по всем основным направлениям, критичным для развития ИТ-отрасли. По данным iSuppli/Stanford Resources, продажи чипов для мониторов и дисплеев мобильных устройств должны значительно возрасти к 2007 году. Рост ожидается практически двукратный - с $4,7 миллиардов (данные этого года) до $9,3 миллиардов в 2007. Понятно, что рост произойдет не за счет традиционных электронно-лучевых трубок, а за счет новых устройств для отображения данных, в частности, ЖК-панелей и плазменных экранов. Причем однозначным лидером, по данным iSuppli/Stanford Resources, здесь будут управляющие чипы для ЖК-панелей. Соотношение этих чипов, поставляемых на заводы по производству ЖК-мониторов, для персональных компьютеров и ЖК-дисплеев для мобильных устройств составит примерно 3:1.
Microsoft поможет развивающимся
странам
Совместный проект Программы Развития ООН (ПРООН) и компании Microsoft призван помочь развитию информационных технологий в развивающихся странах. Проект был обнародован на Мировом экономическом форуме в Давосе Биллом Гейтсом и Марком Брауном, администратором ПРООН. В ходе этого проекта ПРООН и Microsoft будут совместно работать над созданием образовательных центров в рамках собственной программы Microsoft Unlimited Potential, призванной способствовать повышению компьютерной грамотности и профессиональной подготовке населения беднейших стран мира. Задача Microsoft и ПРООН - способствовать достижению Целей тысячелетия в области развития, установленных ООН и направленных на уничтожение голода и нищеты, повышение образовательного уровня, снижения детской смертности.
Речь, главным образом, идет про страны африканского континента. Пилотные проекты в рамках совместной программы ПРООН и Microsoft уже стартовали в Марокко, Мозабике и Египте. В ближайшие месяцы список стран должен быть расширен.
Microsoft патентует XML в документах
нового Office
Одна из особенностей нового Office 2003 - это умение работать с документами в XML-формате. Однако, похоже, что Microsoft вовсе не стремится к тому, чтобы форматы ее документов были доступны всем. Компания подала патентные заявки в Европе и Новой Зеландии на методы, используемые для доступа к информации, хранящейся в таких документах. Патентные заявки описывают методику обработки XML-кода сторонними приложениями.
Поддержка XML значительно расширила возможности Office 2003. Благодаря использованию XML информация из документов Office 2003 может напрямую использоваться другими приложениями - например, корпоративными базами данных. Microsoft недавно согласилась раскрыть детали реализации XML в своих приложениях. Но раскрытие этой информации вовсе не означает, что ее могут использовать все желающие - поданные заявки на патенты, похоже, означают, что всякому разработчику, желающему включить в свои продукты поддержку XML-документов Office 2003, придется покупать лицензию у Microsoft. Это хорошо укладывается в общую схему действий Microsoft в последнее время - компания приступила к выдаче лицензий на файловую систему FAT и технологию повышения четкости экранных шрифтов ClearType.
Впрочем, некоторые эксперты полагают, что патентные претензии Microsoft не увенчаются успехом. Заявка на патент на XML-документы может быть и не удовлетворена.
Почти $70.000 за 1.500 писем
Рекордный штраф наложил на местную телекоммуникационную компанию Aircom Erhverv ApS датский суд. За несанкционированную рассылку полутора тысяч электронных писем (попросту говоря, спама) частным лицам и другим компаниям суд наложил на компанию-нарушителя штраф размером 400.000 датских крон, что примерно соответствует $68.000.
Основанием для наложения такого штрафа стало нарушение местного закона о продвижении своих товаров и услуг. Дания - это одна из шести стран Европейского союза, реализовавших в своем законодательстве директиву Европейской комиссии по защите частной информации и электронных коммуникаций. Данная директива предусматривает серьезные санкции против компаний, занимающихся массовыми несанкционированными электронными рассылками.
На сегодняшний день спамер в Дании может быть наказан штрафом в $1700 даже за отправку одного письма. В мае 2003 года штраф размером $2550 был наложен на компанию, незаконно разославшую 153 рекламных письма.
Миллиардных аутсорсинговых сделок
становится все больше
Рост правительственных расходов значительно улучшил бизнес компаний-аутсорсеров. Число аутсорсинговых сделок, стоимость которых превышает $1 миллиард, практически удвоилось за последний год (до 29). По данным IT Services Contract Tracker, также увеличилось число менее дорогих сделок стоимостью более $100 миллионов - их число за последний год увеличилось на 49% до 244. Суммарная стоимость всех крупных аутсорсинговых контрактов в сфере ИТ в 2003 году достигла $119 миллиардов, $18,5 миллиардов из которых пришлось на долю правительственных структур Великобритании и США. На втором месте - оборонные ведомства, которые выделили на аутсорсинг $18,2 миллиарда. Лидером в аутсорсинговой сфере в 2003 году, по данным Datamonitor, стала IBM Global Services, которая получила 21% всех контрактов.
Андрей КОНОНОВИЧ,
andy@kv.by
Microsoft ищет таланты среди студентов
Как и летом 2003, в нынешнем году корпорация вновь проводит международные студенческие соревнования в области IT-технологий Microsoft Imagine Cup 2004. Цель проведения подобных мероприятий - выявить и поддержать наиболее интересные студенческие программные проекты, стимулировать обмен идеями и перспективные исследования в области проектирования и реализации современных информационных систем.
Каждый участник Imagine Cup 2004, который по условиям конкурса должен быть студентом ВУЗа или средних учебных заведений, может принять участие в любой из четырех категорий. В категории "Программные проекты" будут соревноваться будущие разработчики, использующие web-службы и Microsoft .NET Framework для создания интеллектуальных технологий и решений для мобильных устройств. Категория "Компьютерная графика и виртуальная реальность" предназначена для художников, аниматоров и программистов, занимающихся статической и интерактивной компьютерной графикой с использованием MS Visual Studio .NET и DirectX 9.0. Целью конкурса "Фестиваль короткометражных фильмов и клипов" является использование современных технологий для создания цифровых видеофильмов, посвященных культуре инноваций. И, наконец, участники конкурса алгоритмических решений будут соревноваться в скорости и качестве решения алгоритмических задач с использованием языков программирования.
Финал Microsoft Imagine Cup 2004 пройдет в июне в бразильском городе Сан-Паоло. Победителям конкурса будут вручены денежные призы и ценные подарки. Для принятия участия в конкурсе необходимо до 20 февраля отправить в адрес российского оргкомитета соответствующим образом оформленную заявку (все подробности - на сайте www.gotdotnet.ru/student/ImagineCup).
Павел БАДЯЛИК
Топливные элементы от Fuji
Исследовательское подразделение Fujitsu - Fujitsu Laboratories - представило свою последнюю разработку в области топливных элементов. Новый элемент позволяет использовать в качестве топлива 30% раствор метанола, что позволяет значительно дольше работать на одной заправке. Повысить концентрацию топлива Toshiba смогла за счет использования нового материала для электролитической мембраны. Теперь топливный элемент работает на одной заправке в 300 миллилитров в течение 10 часов и способен выдавать мощность 15 ватт. Кроме того, за счет более концентрированного топлива удалось снизить и его размеры - толщина корпуса составляет всего 1.5 сантиметра. Так что топливные элементы становятся все ближе и ближе к потребительскому рынку.
Электронная бумага Philips
Компания Philips, похоже, все-таки оказалась первым производителем электронной бумаги. Специально для этой цели была организована дочерняя фирма Polymer Vision, которая сможет выпускать до 5000 гибких дисплеев в год. Электронная бумага Philips основана на технологии электронных чернил фирмы E-Ink и представляет собой эдакий слоеный полимерный пирог. На 25-микронной полиамидной подложке напечатан слой органической электроники, а над ним расположен слой с чернилами E-ink, состоящими из микроскопических капсул с черным и белым красителями. Дисплей размером 12 сантиметров по диагонали содержит 80000 пикселов (разрешение, соответственно, 320х240). Отображать на нем можно черно-белые картинки с градациями яркости, а время обновления составляет около секунды. Конечно, видео на таком дисплее не посмотришь, но читать текст уже можно. Что касается гибкости электронной бумаги, то пока что продукт Philips впереди всех - дисплей можно скатать в трубочку диаметром 2 см.
Гейтса - в рыцари
Похоже, посвящение лидеров хайтек-индустрии в рыцари становится старой-доброй английской традицией. Буквально только что этот титул был пожалован "отцу" интернета Тиму Бернерсу-Ли. А теперь королева Великобритании и Северной Ирландии Елизавета II намеревается сделать рыцарем и небезызвестного Уильяма Гейтса. За выдающиеся заслуги в технологической и научно-образовательной сфере. Когда пройдет церемония, пока неизвестно, но это только дело времени. Правда, поскольку Билл Гейтс не является гражданином Великобритании, то и именоваться сэром он не сможет. Но зато после своей фамилии он сможет писать аббревиатуру KBE, что означает Knight Commander of the British Empire (рыцарь Ордена Британской империи).
Наночастицы восстанавливают нервы
Ученые из Чикагского Северо-западного университета разработали вещество, которое должно значительно ускорить и улучшить регенерацию поврежденных нервных тканей (в частности, спинного мозга). Вещество представляет собой жидкость, содержащую молекулы с включением протеина ламинина, стимулирующего рост нервных волокон. При контакте этой жидкости с водой (то есть, при впрыскивании ее в тело) молекулы формируют массу длинных нановолокон (длиной порядка тысяч нанометров при толщине 7 нм). Причем поверхность волокон как раз оказывается покрыта стимулирующим веществом. Таким образом, впрыскивание жидкости в место повреждения спинного мозга приведет к образованию своеобразного каркаса, который быстро обрастет новыми нервными волокнами, восстанавливающими работу спинного мозга. В то же время рост другого типа клеток - астроцитов (приводящих к образованию рубцов и невозможности восстановить спинной мозг в месте разрыва) - подавляется. В общем, получилась очень многообещающая медицинская технология.
Ручные интерфейсы
Недавно мы уже писали о всяческих компьютерных перчатках и других новых интерфейсах (см. "КВ" №38 за 2003), способных в будущем заменить обычную мышь и клавиатуру. Похоже, что разработчики в этой области понемногу активизируются, и на днях сразу две компании представили свои последние разработки на конференции Workshop on Interactive Systems and Software. Компания Toshiba представила высокотехнологичный пульт дистанционного управления домашней электроникой. Этот пульт, в отличие от обычной дистанционки, надевается на руку и позволяет включать устройство, просто указав на него пальцем. Распознавание движений производится за счет встроенного в пульт трехкоординатного акселерометра (датчика ускорения). Кроме того, этот пульт позволяет управлять работой, скажем, кондиционера простыми движениями руки. Двинули ладонь вверх - температура увеличилась, вниз - уменьшилась. Собственно, пульт работает не с самим устройством, а с центральным управляющим компьютером, который уже передает команды на отдельные приборы (связь осуществляется по bluetooth). Правда, прототип получился довольно громоздким, и неизвестно, насколько надежно он работает, но сама идея неплоха, и Toshiba собирается активно продолжать разработку.
Вторая разработка была продемонстрирована компанией Hitachi. Предназначена она для управления мультимедиа-проигрывателями и позволяет распознавать и превращать в управляющие команды девять различных жестов рукой. Сенсор содержит три датчика расстояния (инфракрасных) и тоже должен подключаться к центральному управляющему компьютеру.
Кстати, еще одна интересная разработка из этой же области была недавно выпущена на рынок компанией Sony. Этот набор под названием EyeToy:Play состоит из 12 игр для приставки Playstation 2 и простенькой USB-камеры. Причем камера полностью заменяет геймпад в качестве управляющего устройства. Запускаете игру - и непосредственно движениями своего тела управляете игрушечным персонажем. EyeToy:Play оказалась чрезвычайно популярна в Европе, так что можно ожидать продолжения работы над новыми интерфейсами и от Sony.
Константин АФАНАСЬЕВ
Горячие темы