Часть I: Введение
В настоящее время существует огромное количество самых разных программ, которые можно разделить на группы в соответствии с условиями их распространения и использования. Выделим три основные такие группы:
- commercial (вначале платишь деньги, а потом получаешь программу);
- freeware (абсолютно свободное распространение и использование программы);
- shareware (вначале испытываешь программу, а потом, если устраивает, покупаешь).
Данная статья является первой частью цикла, посвященного последнему типу программного обеспечения - shareware. Здесь не будет рассматриваться история зарождения и развития shareware, т.к. об этом "КВ" уже писала (№3 1999 года, "Shareware - история успеха"). Я расскажу о том, как программисту стать "шароварщиком" и какие проблемы могут подстерегать его на этом нелегком пути. Дабы не быть голословным, за полторы недели до написания данной статьи я выпустил в свет свой первый shareware-продукт. На опыт, полученный при этом, я и буду опираться. Итак, shareware...
Как функционирует shareware-бизнес
Основной принцип shareware - "try before you buy" ("попробуй, прежде чем купить"). Разработчик дает пользователю возможность испытать программу, проверить, нужна ли она ему. Но программа работает с некоторыми ограничениями, и пользователь должен заплатить разработчику, чтобы снять эти ограничения. Таким образом, программист должен показать "юзеру" все, что умеет программа (притом в наилучшем виде), но при этом пользователь должен иметь существенный повод оплатить регистрацию. Таким поводом может быть:
- ограничение времени работы программы;
- ограничение функциональности;
- nag-screen ("экран ворчания") - это окошко, которое время от времени появляется на экране пользователя и просит его зарегистрироваться.
Разумеется, все это может свободно комбинироваться.
Обычно shareware-разработчики получают деньги не напрямую от пользователя, а через регистратора. Регистратор - специальная служба, которая в удобной для пользователя форме принимает деньги за регистрацию, а затем, когда скопилась некоторая сумма, отправляет деньги разработчику. Разумеется, регистраторы работают "не за просто так", за свои услуги они берут с каждой регистрации комиссионные. Сейчас существует довольно большое количество регистраторов, и в условиях жесткой конкуренции им постоянно приходится расширять ассортимент предоставляемых услуг. Так что хорошие регистраторы умеют многое... Но об этом мы поговорим в одном из следующих разделов.
За последние годы shareware-бизнес набрал огромные обороты. Что же постоянно привлекает новых людей заняться разработкой и продажей shareware-продукта? Во-первых, это доступность shareware-бизнеса: любой желающий может написать программу и практически без всяких денежных затрат выставить ее на продажу при помощи интернета. Другим немаловажным фактором являются деньги. Многие программисты, имеющие постоянную работу, однажды делают замечательный вывод: всего 5-10 продаж даже недорогой программы в месяц принесут больше денег, чем эта самая постоянная работа. После такого вывода часто следует попытка вплотную заняться shareware, тем более, что свою работу оставлять вовсе необязательно... К этим причинам можно добавить и свободный график работы, и то, что никто не указывает, что и как делать. Короче, работаешь сам на себя и зарплату тоже платишь себе сам.
Теперь давайте посмотрим, как несколько русских программистов стали на путь shareware.
Владимир Романов
В 1996 году Владимир Романов работал в одной из фирм Санкт-Петербурга инженером службы поддержки. Одной из его обязанностей была регулярная загрузка новых версий программ с сайта Microsoft, который в то время еще не поддерживал докачку (т.е. если загрузка по какой-либо причине прерывалась даже на последнем проценте, то все равно приходилось скачивать все с самого сначала). И вот, в очередной версии Microsoft Internet Information Server, наконец-то, появилась возможность докачки. Владимир сразу же реализовал эту возможность в своей программе WWW Reget, которая работала в консольном режиме. Через пару месяцев появилась версия с графическим интерфейсом. В то время ReGet разрабатывался в свободное от работы время и распространялся по сети FIDO. Однако ситуация коренным образом изменилась после встречи Владимира со Станиславом Гришиным, который тогда был региональным торговым представителем московского отделения Microsoft. Станислав помог превратить ReGet в полноценный shareware-продукт. ReGet очень быстро стал одной из самых популярных "качалок" в мире, а Владимир Романов - владельцем собственной компании. Кстати, после того, как программа ReGet стала достаточно популярной, Владимир разместил в интернете свое резюме, где просил существенно более высокий оклад, чем был на тогдашней работе. И надо же было наткнуться его шефу на это резюме... Владимира уволили, и появившееся свободное время было отдано ReGet...
Юрий Герасимов
Все началось в 1998 году, когда Юрий Герасимов прочитал в одном из номеров "Компьютерры" статью Александра Каталова "Искусство Shareware". Эта статья запала в душу молодому специалисту и вскоре началась разработка "лучших часов в мире" (таков был замысел автора). Конкурентов тогда было много, но Юрий дал пользователю новые возможности - поддержка скинов Winamp, полная замена стандартных часов Windows, синхронизация времени через интернет... Следует заметить, что в начале своего shareware-пути Юрий не знал английский язык, но с этой бедой ему помогла справиться его жена, которая, кстати, и придумала название для часов - Chameleon Clock. Через некоторое время Юрий ушел с основной работы, целиком отдавшись shareware. И не прогадал, теперь его часы на самом деле можно назвать "самыми лучшими часами в мире". В настоящее время Юрий Герасимов модерирует популярнейшую почтовую рассылку, посвященную shareware, - SwRus (www.swrus.com).
Сергей Сушко
Судьбу Сергея Сушко изменила та же статья, что и Юрия Герасимова - "Искусство Shareware". Довольно быстро Сергей начал продавать свои компоненты для Delphi, но из этого у него ничего не получилось: всего пара продаж за несколько лет не окупили и крупицы затраченных сил. Но Сергей не стал отчаиваться и через некоторое время выпустил в свет программу для ведения дел shareware-разработчика (статистика продаж, список найденных "багов" и т.д.). Но опять ничего не вышло. Тогда Сергей стал выпускать бесплатные программы, которые постепенно доводил до очень высокого уровня. Используя полученный опыт, Сергей переделал одну из своих бесплатных программ в shareware... и поезд тронулся! Теперь Сергей занимается только shareware и не жалеет об этом. А начинающим "шароварщикам" он дает следующие советы:
"...Ни в коем случае не торопитесь и не вкладывайте в проект больше ресурсов, чем у вас есть сейчас. Не увольняйтесь с основной работы, если у вас нет запасов, которые помогут вам просуществовать год-два: ваши первые программы могут оказаться коммерчески неудачными. Не вкладывайте весомые для вашего бюджета деньги в проект (домен, хостинг, платная реклама). Будьте упорны и последовательны, не позволяйте себе перегореть, работая слишком много, и все у вас получится".
Присоединяюсь к последней фразе
Сергея Сушко и на этой
оптимистической ноте заканчиваю
первую часть моего повествования о
shareware. Но напоследок несколько слов
об интерфейсе.
Разработка интерфейса обычно занимает львиную долю времени создания программы, но по этому вопросу хочу дать лишь один совет - сделайте интерфейс привычным для пользователя и приятным для глаз. Рекомендую ознакомиться с "Эвристическими правилами" Якоба Нильсена (Jakob Nielsen), которые усиленно цитируются во всех пособиях по проектированию интерфейсов. Найти их в оригинале на английском языке можно здесь: www.useit.com/papers/heuristic/heuristic_list.html.
На этом об интерфейсе все, а в следующей части мы поговорим о защите shareware-продукта. Потом доберемся и до распространения программы в интернете. А еще позже, если очень повезет, посчитаем денежки, полученные от буржуйских пользователей в обмен на регистрацию программы...
Иван ШИРКО,
[email protected]
Горячие темы