Корпорация Apple в роли миротворца

Да, любит, однако, корпорация Apple шокировать мировую компьютерную (и не только) общественность. И вот недавно у детища Возняка и Джобса это получилось сделать в очередной раз. А именно: корпорации удалось примирить (по крайней мере, в США) два диаметрально противоположных подхода к проблеме распространения музыки через интернет.

Суть проблемы, вкратце, такова. С тех самых пор, как интернет стал более-менее быстрым (то есть года так с 1998), пользователи стали активно применять его для скачивания музыки. В отдельные периоды "музыкальный" трафик составлял до 15% общего интернет-трафика, а музыкальные файлы и сейчас занимают 40-50% общего объема ftp-архивов. Конечно же, всему этому сильно поспособствовало создание формата mp3. Ну а с появлением файлообменных (пиринговых) сетей - Napster'а и иже с ним - ситуация и вовсе вышла из-под какого-либо контроля. Бесплатно скачивать любимую музыку из интернета и свободно обмениваться ею с другими пользователями Сети стало абсолютной нормой - не зря же интернет с самого своего зарождения считался "территорией свободы".

Понятно, что такая ситуация совершенно не устраивала крупные звукозаписывающие компании. В первую очередь, разумеется, американские. В США они объединены в две могущественные ассоциации, имеющие мощное лобби в государственных структурах. О жадности и распущенности музыкальных корпораций, а также об их сверхдоходах в мире американского бизнеса уже давно ходят легенды. Жадность их действительно не знает границ: как показывает статистика, абсолютное большинство исполнителей (не считая десятка мегазвезд, выпускающих платиновые диски пачками) после записи альбома на какой-нибудь SONY Music не только не получают дохода, но еще и оказываются должны корпорации! Приходится "отбивать" концертами... Причем такое развитие событий изначально закладывается в контракте. Между тем обороты звукозаписывающей индустрии исчисляются триллионами долларов. Так вот: на протяжении последних, как минимум, семи лет эта индустрия ведет ожесточенную борьбу с распространением музыки через интернет. Причем год от года ситуация все более накаляется - к слову, именно Ассоциация звукозаписывающих компаний США засудила и заставила закрыться легендарный Napster. Боссы музыкальных компаний утверждают, что возможность бесплатно скачать любимую песню через интернет (вместо покупки лицензионного CD долларов так за 15-20) подрывает саму основу индустрии и ведет к банкротству компаний. Правда, реальных цифр в подтверждение этого почему-то не приводится, да и бюджеты студий грамзаписи что-то не худеют. Более того, многочисленные исследования утверждают, что в большинстве случаев человек, прослушав новую песню в интернете, если она ему понравилась, идет в магазин и покупает компакт-диск этого исполнителя.

Так или иначе, но какой-то компромисс рано или поздно нужно было найти - слишком уж масштабным стал конфликт интересов пользователей интернета и звукозаписывающих компаний. За, казалось бы, безнадежную задачу взялась корпорация Apple Computer. Она предложила новый сервис, который призван облегчить пользователям интернета скачивание музыкальных композиций, а музыкальной индустрии дать эффективную модель борьбы с нелегальным обменом файлами в сети. Руководству Apple удалось, казалось бы, невозможное: привлечь к участию в проекте пять крупнейших американских звукозаписывающих компаний, в коллекциях которых находится в общей сложности более 200 тысяч произведений. Согласно условиям, клиент имеет право скачивать неограниченное количество музыкальных файлов, воспроизводить их при помощи электронных плееров (iPod portable music player) и передавать плей-листы по сети не более чем трем пользователям компьютеров Macintosh. Количество копирований на CD-диски не должно превышать десяти раз, после этого необходимо изменить плей-лист. Также не требуется никакой специальной регистрации и подписки. Стоимость каждой песни составляет 99 центов. При этом не требуется подписки и регулярной оплаты.

Всю эту систему назвали iTunes Music Store. Заодно, помимо новых услуг, корпорация Apple представила новый плеер серии iPod, объем памяти которого приближается к 30 гигабайтам, что вполне достаточно для записи 7,5 тысяч музыкальных композиций.

Успех оказался ошеломительным. Уже за первую неделю своей работы новая система торговли и обмена музыкальными файлами продала через интернет более миллиона музыкальных композиций. Это значительно опережает предсказанные ранее темпы: ожидалось, что миллионная песня будет продана примерно через месяц после запуска. Такой несомненный успех выводит Apple на позицию крупнейшей музыкальной интернет-компании в мире, о чем объявил глава Apple Стив Джобс.

Вопреки ожиданиям, более половины песен было скачано в составе музыкальных альбомов, несмотря на прогнозы о том, что возможность скачивать песни поштучно негативно отразится на продажах целых альбомов.

А теперь - едва ли не самое главное. Дело в том, что пока купленные через iTunes Music Store музыкальные файлы можно слушать только на "Макинтошах". А их сегмент в общем числе персональных компьютеров, по оценкам экспертов, не превышает трех процентов. Но уже к концу нынешнего года Apple обещаeт портировать программу iTunes и для Windows-платформы. Попытайтесь представить сами, каких масштабов достигнет тогда музыкальный бизнес Apple. Единственное, что не совсем пока понятно - это как действует (или будет действовать) сервис iTunes Music Store за пределами Соединенных Штатов.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

22 за 2003 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!