Под "колпаком"...

...у администрации могут оказаться сотрудники крупных компаний и научно-исследовательских учреждений, которые привыкли общаться с коллегами посредством внутренней электронной почты, благодаря изобретению ученых из Hewlett-Packard. Последними был предложен способ использования такой почты для изучения неформальной структуры коллектива. В частности, такая карта организации позволяет определить группы, в которых сотрудники действительно работают, а не просто к ним формально приписаны. Можно также для каждой группы узнать, кто является ее лидером. Часто ими оказываются назначенные компанией руководители групп, но анализ выявляет и неформальных лидеров.

Как утверждают исследователи, предложенный ими подход может помочь полиции в выявлении главарей криминальных или террористических сетей.

В общем-то, тенденция больших организаций кластеризоваться естественным образом на так называемые "практические сообщества" ("communities of practice") известна давно. Однако такие сообщества не так-то легко идентифицируются в силу эфемерности конвенциональных связей. Метод, основанный на анализе электронной почты, имеет то преимущество, что позволяет изучать явные следы взаимодействия людей. Вовсе не надо знать предмета коммуникации, важно знать, что коммуникация имела место.

Группа Джошуа Тайлера из НР Labs в Пало Альто (Калифорния) использовала такую информацию для построения коммуникационного графа, в котором линии обозначают прямой обмен сообщениями между двумя людьми. Затем с помощью компьютера отбирались линии с, так сказать, высокими коммуникационными весами. Их удаление приводило к декомпозиции графа в набор изолированных кластеров узлов, соответствующих локальным сообществам.

Метод тестировался на примерно 200000 электронных сообщениях 485 сотрудников НР Labs в течение трех месяцев. Получившийся граф представлял собой "малый мир", в котором каждый узел был связан с любым другим всего несколькими промежуточными связями. Таким образом, было выявлено 66 небольших сообществ. Выборочный опрос сотрудников об их коммуникационных предпочтениях, в целом, подтвердил полученные результаты.

Предложенный метод может быть весьма полезен руководству компаний для формирования более продуктивных в творческом отношении трудовых коллективов.

С препринтом статьи можно ознакомиться на: lanl.arxiv.org/abs/cond-mat/0303264.

Сергей САНЬКО,
[email protected]

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

12 за 2003 год

Рубрика: 

Новые технологии
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!