Статистика Байнета

В последнее время у нас накапливается все больше статистической информации о белорусской аудитории пользователей интернета. К тем исследованиям, которые ежегодно проводит TutBy (www.tut.by) на основе анализа заполненных анкет своих посетителей, добавились данные Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ, www.iiseps.by), получаемые в ходе ежегодного общенационального социологического опроса (см. "КВ" №№48 за 2001 г., 34 и 39 за 2002 г.)

В свою очередь, в октябре стало известно, что изучением интернета занимается и Институт социологии. Наконец, буквально на прошлой неделе проект "Акавита" (www.akavita.by) запустил в работу новый сервис, где будут публиковаться основные статистические данные по всем белорусским сайтам. Так что, как видим, на сегодняшний день мы имеем уже несколько источников такого рода информации.

С учетом всего вышесказанного мы решили открыть новую рубрику, которая так и будет называться - "Статистика Байнета", и в которой будут публиковаться различные статистические данные, причем именно о белорусском сегменте всемирной сети.

В качестве первой публикации в этой серии предлагаем вашему вниманию некоторые из последних данных уже упоминавшегося ежегодного исследования портала TutBy, которые были получены осенью текущего года (сентябрь-октябрь).


Методика

При регистрации на почте портала TutBy каждый его посетитель в обязательном порядке заполняет регистрационную анкету. Такой порядок был введен с октября 2000 г. и за это время набралось уже порядка 200000 таких анкет.

Цифра сама по себе внушительная, но при анализе полученных таким способом данных не следует забывать, что они имеют свою специфику. Если говорить кратко, то эти данные ценны, поскольку дают возможность для анализа аудитории Байнета самой по себе, если можно так сказать, изнутри, но не позволяют экстраполировать те или иные выводы на все население страны. Например, с их помощью мы не можем дать ответ на вопрос об общем количестве интернет-пользователей. В то же время, благодаря высокой посещаемости ресурса, его статистика очень показательна в плане основных социально-демографических характеристик белорусских пользователей.


Данные

Белорусский проект

О том, что эти данные характерны именно для белорусских пользователей, свидетельствует такая цифра: подавляющее количество (93%) заполнивших анкеты на TutBy - жители Беларуси (еще 4% - из России, и 3% - другие страны). Таким образом, можно констатировать, что это действительно именно белорусский проект.

И далее. Хотя и с определенными оговорками, но нельзя отрицать и тот факт, что на сегодняшний день, благодаря такой высокой посещаемости и такому большому количеству анкет, статистику TutBy можно рассматривать как статистику Байнета в целом.


Демография: пол, возраст, образование

Основными демографическими характеристиками являются пол, возраст и образование. С этой точки зрения можно отметить, что аудитория Байнета, отраженная в анкетах TutBy, вполне соответствует общемировым показателям, в том числе и в динамике развития.

Так, количество представительниц прекрасного пола в этом году составило 40% (в прошлом - 25%, т.е. прирост составил 15%), а в абсолютных цифрах их число увеличилось в 2,7 раза.

По возрасту белорусские пользователи распределились следующим образом:

До 16 лет включительно - 8%

От 17 до 22 лет - 35%

От 23 до 29 лет - 33%

От 30 до 39 лет - 15%

От 40 до 49 лет - 6%

От 50 до 59 лет - 2%

От 60 лет - 1%

Как видим, наиболее многочисленны две группы пользователей - 17-22 (35%) и 22-29 лет (33%). В прошлом году они составляли, соответственно, 40% и 28%. Т.е., белорусский интернет, как и в целом в мире, постепенно взрослеет.

Нельзя пройти мимо и уже заметных цифр по людям более старшего возраста. Так, самая старшая возрастная группа составляет в абсолютных числах порядка 2000 человек.

Наконец, образовательный уровень белорусских пользователей также подтверждает общемировую тенденцию - посетители интернета имеют, как правило, высокий уровень образования. Так, самой многочисленной группой оказались те, кто имеет высшее образование - 41%, затем идет группа пользователей с незаконченным высшим - 28%.


Другие параметры интернет-аудитории

Из других социально-демографических характеристик, на наш взгляд, наиболее интересные данные получены по следующим параметрам:

Место жительства

Минск - 61%

Областные центры - 24%

Населенные пункты численностью свыше 10000 жителей - 13%

Населенные пункты численностью менее 10000 жителей - 2%

Если понимать под "населенным пунктом численностью свыше 10000 жителей" райцентры, то эти цифры можно интерпретировать так: более половины пользователей живут в столице; четверть - в областных центрах; в райцентрах немногим более 10%; в остальных населенных пунктах, т.е. в небольших городках и деревнях, порядка 4000 человек (2% от 200000), что само по себе уже и немало по отношению к сельскому населению.

Место работы

Что интересно, здесь доли пользователей не сильно различаются между собой и госсектор даже несколько выходит вперед - 32% государственные и 26% частные предприятия и организации.

Имущественное положение

Многие пользователи (25%) могут позволить себе покупку хороших вещей, что свидетельствует о достаточно высоком уровне их доходов. Эта цифра может быть полезна для проведения соответствующих рекламных и маркетинговых мероприятий в интернете.

Общие интересы

Топ-10 интересов пользователей, которые также будут полезны для маркетологов и рекламистов, представлены такими областями, как:

  1. Интернет - 50%
  2. Компьютеры - 50%
  3. Музыка - 48%
  4. Автомобили/мото - 34%
  5. Кино - 33%
  6. Игры - 30%
  7. Спорт - 28%
  8. Общение, знакомство - 27%
  9. Путешествия, туризм - 27%
  10. Образование, наука - 26%


Соблазн сравнения

Имея на руках две группы данных - портала TutBy и НИСЭПИ - так или иначе возникает соблазн сравнить их между собой. Более того, некоторые данные действительно очень похожи.

Например, по данным TutBy, среди белорусских пользователей интернета мужчин 60%, а женщин 40%. По данным НИСЭПИ (см. "КВ" №39 за 2002 г.), мужчин - 55,8%, женщин - 44,8%.

Или, по высшему образованию: TutBy - 41%, НИСЭПИ - 39,8%. По месту работы - госсектор по TutBy составляет 32%, по данным НИСЭПИ - 39,8%, частный сектор - соответственно 26% и 30,8%.

Казалось бы, можно сделать вывод об определенной сопоставимости данных. Но не тут-то было. Начнем с того, что некоторые данные различаются очень даже существенно. Например, по месту проживания: у TutBy жителей столицы насчитывается 61%, а, по данным НИСЭПИ, их всего 22,9%.

На этом последнем примере как раз и удобно пояснить, в чем же, собственно, состоит разница между двумя группами данных. Если кратко, то различие сводится к тому, что данные TutBy отвечают на вопрос: сколько среди белорусских пользователей интернета жителей столицы, т.е. Минска, а данные НИСЭПИ, со своей стороны, отвечают на вопрос - сколько среди жителей Минска пользователей интернета.

Сергей ДМИТРИЕВ,
[email protected]

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

45 за 2002 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!