Куда уходят деньги абонентов?

Многие из нас оказывались в ситуации, когда суммы, выставленные в счете оператора мобильной связи, вызывали недоумение. Гораздо хуже, если пользователь оказывается в неприятной ситуации, когда его телефон отключают на время из-за того, что он неправильно определил возможности своего личного счета. Поэтому знание некоторых нюансов тарификации может пригодиться многим.


Как считают наши деньги?

Сумма расходов абонента формируется в результате взаимодействия сложного программно-аппаратного комплекса - биллинговой системы - и коммутатора.

Информация о разговорах накапливается в базе данных и через определенные промежутки времени передается в биллинговую систему. Та, в свою очередь, осуществляет оценку оказанных услуг в соответствии с тарифным планом абонента. Ключевым параметром в такой системе является периодичность, с которой происходит этот обмен данными. Чтобы снизить возможность превышения баланса и оперативно реагировать на его пополнение, в идеале, счет должен пересматриваться при каждом звонке. Однако при динамичном росте абонентской базы запаздывание увеличивается, а реконструкция требует времени. В такие моменты и возникает видимость "нечестной игры" со стороны компании, предоставляющей услуги сотовой связи.

На самом деле речь идет об элементарной нехватке ресурсов. И здесь важны возможности сотового оператора по модернизации и совершенствованию своей биллинговой системы. Например, биллинговая система, используемая оператором МТС в Беларуси, позволяет просчитывать звонки и обновлять баланс в течение всего лишь 25-30 минут. Такая оперативность способствует снижению количества неприятных вопросов от абонентов - списание со счета происходит в режиме реального времени. Исключение составляют только абоненты, находящиеся в роуминге. Информация об их разговорах поступает с задержкой в одни сутки.


Откуда ошибки?

В таком сложном механизме, как биллинговая система, безусловно, бывают сбои. Особенно это актуально для операторов, которые принципиальным образом перестраивали свою структуру - например, меняли стандарт связи. Однако далеко не все претензии к операторам действительно обоснованы. Чаще всего, виноваты сами владельцы сотовых аппаратов.

Один из самых простых способов потерять свои деньги - не нажать кнопку "отбой" после завершения разговора. Понадеявшись на собеседника, можно таким образом без проблем облегчить свой кошелек.

Чуть сложнее дело обстоит с дополнительными услугами, как-то переадресация или голосовая почта. Во избежание лишних проблем лучше прочитать все инструкции и получить предельно ясные ответы на свои вопросы в отделе финансового контроля или в абонентской службе оператора.

Серьезные денежные потери могут возникнуть и за пределами "родной" сети. Например, бесплатные или недорогие в домашней сети услуги при роуминге нередко оплачиваются по высоким тарифам. Особенно это актуально для входящих звонков: в роуминге у белорусских операторов стандарта GSM они платные!


А как платить?

Существуют три формы оплаты услуг сотовых операторов: кредитная, авансовая и pre-paid (по карточкам). У каждой из них - свои плюсы и минусы.

Кредитная система. Вы говорите в долг и оплачиваете (обычно раз в месяц) уже состоявшиеся беседы. В этом случае, с одной стороны, вы получаете большую свободу в мобильном общении, с другой - пришедший счет может вас неприятно удивить, ведь точно оценить количество минут связи будет сложно. И еще. Поскольку банковская система в нашей стране недостаточно развита, часто речь идет не о кредите в чистом виде. Вам предлагается положить на счет залоговую сумму, и тогда, когда выставленный вам счет не превышает залога, не банк кредитует вас, а вы даете ему беспроцентный кредит.

Предоплатная система (pre-paid). В ней счет пополняется с помощью карт оплаты (так называемых скретч-карт), а любое действие строго фиксируется: вы вправе узнать состояние баланса после каждого разговора (позвонив на специальный телефон или с помощью SMS). Такой тип оплаты пока не нашел удачного применения в Беларуси - эксперимент с pre-paid-пакетами "Привет", начатый было компанией Velcom, теперь, похоже, окончательно свернут.

Авансовая оплата. Вы вносите авансовый платеж (предоплату), и затем суммы снимаются с вашего счета. По мере необходимости вы пополняете счет. Преимущество данной формы оплаты в том, что она отличается большой гибкостью и позволяет использовать разнообразные тарифные планы. Основное неудобство - деньги на счету могут кончиться в самый неожиданный момент, а у вас нет возможности пополнить счет. Его операторы преодолевают по-разному: строят офисы в разных районах города, вводят карты экспресс-оплаты, предусматривают возможность оплаты лицевого счета на почте или в местном отделении сберегательного банка. Лучший способ избежать проблемы - регулярные звонки на автоответчик, сообщающий актуальную информацию о состоянии счета (у МТС - номер 088011 с мобильного, звонок бесплатный). Контролировать ситуацию, находясь в роуминге, можно с помощью Интернет-системы сервиса абонента (ИССА, подробнее о ней - ниже) или по телефону общей справочной службы компании - (у МТС - +375 29 2379898, где "+" - это местный код выхода на международную линию). В последнем случае звонок - платный.


Полезные советы

Если вы удивлены сообщением автоответчика о состоянии вашего лицевого счета или вдруг обнаружили непонятные записи в счете, присланном по факсу, сразу же звоните в службу финансового контроля (для абонентов МТС - 0876 с мобильного, звонок бесплатный). Процедура рассмотрения претензий в сотовых компаниях отлажена: вы получите детальный отчет по расходу средств со счета. В 90% случаев после предоставления компанией такого отчета претензии абонентов снимаются.

На сайтах сотовых компаний, как правило, есть возможность заранее подсчитать свои расходы на мобильную связь. Например, на сайте МТС (www.mts.by) в разделе "Тарифы" есть ссылка "Калькулятор". Внимательно заполнив все графы этого счетчика, вы сможете примерно спрогнозировать свои расходы и подобрать наиболее подходящий вам тарифный план. Важно лишь знать среднюю продолжительность вашего разговора и соотношение внутрисетевых и внешних исходящих звонков.

Следить за расходами позволяет детализация - отчет обо всех тарифицируемых звонках с указанием даты, времени, продолжительности и стоимости каждого вызова. Ее можно заказать у сотового оператора как один раз (скажем, чтобы посмотреть подробный отчет о звонках за несколько дней, проведенных в роуминге), так и на постоянной основе - с получением по окончании каждого месяца. Компания "Мобильные ТелеСистемы" доставляет детализацию по факсу, по электронной и обычной почте или курьером. Разовая детализация у МТС стоит 140 рублей за одни сутки (количество суток - любое). Регулярная - раз в месяц - 2100 рублей за 30 дней. Услугу надо предварительно заказать в офисе продаж или воспользовавшись системой АССА (088014 с мобильного, далее следуйте инструкциям оператора, звонок бесплатный). Сервис очень удобен - скажем, если вы заказали услугу с доставкой по факсу, факс вы получите уже через 10-15 минут.

Совсем скоро для белорусских абонентов МТС заработает и услуга ИССА - Интернет-система сервиса абонента, которая позволяет следить за состоянием своего счета и управлять им, находясь в любой точке мира - при помощи сети интернет. Она тоже позволяет заказывать детализацию счета и оперативно получать ее как по факсу, так и по электронной почте.

Кстати, в России компания МТС на сегодня является единственным сотовым оператором, предоставляющим услугу подробного отчета о балансе счета на бесплатной основе. Правда, пока не везде, а только в двадцати регионах своего действия. Так что есть все основания ожидать, что скоро подобная услуга появится и в Беларуси, поскольку стратегия МТС состоит в распространении сетевых преимуществ на все регионы, где действует сеть.

И напоследок. Неточности в счетах не являются следствием преднамеренных действий провайдеров. Ни один из них не задается целью облапошить своих клиентов. Иное дело - отношение операторов к возникающим недоразумениям. Оно может быть как заранее запрограммированным на то, что "клиент всегда неправ", так и полностью открытым со стороны компании-оператора. В этом отношении предоставление максимально полной детализации через интернет или в автоматическом режиме - свидетельство дружеского отношения оператора к своим клиентам.

Вацлав АНТОНОВ,
info@mobil.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

34 за 2002 год

Рубрика: 

Мобильные системы
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Страницы

Аватар пользователя GDiver
Очередная рекламная акция МТС. Все примеры только про МТС.

Нехорошо это, независимое издание.

Аватар пользователя Инкогнито
100% реклама

а вопрос не раскрыт

Аватар пользователя Хрюн Моржовый
На первой странице - МТС расширяет сеть!

В обзоре - МТС - то, МТС - се. А Велком, А БелСел?

Аватар пользователя Инкогнито
А у меня с Velcoma сегодня 4 тыс зайчиков не за хер пропало, а в службу техподдержки не дозвониться: дофига народу оне об***вают наверное...
Аватар пользователя Леха
Ну что то velcom дурит, решил я проверить сколько денежек пропадет, не звонил три дня, сняли 2300 руб!

Дурят **ки, дозвонился 411+0 толко в 23.00, мне сказали "купи" у нас расшифровку звонков.

Вот только МТС покроет минский р-н сразу делаю ночи туда !

Аватар пользователя Владимир
Не стану хвалить или ругать Velcom, поясню лишь то, что в свое время смутило меня, но с чем я разобрался. Во первых абонентская плата не снимается сразу, она снимается ежедневно маленькими порциями (так мне сказали). Таким образом если у вас бизнес-план (плата 21890) и в месяце допустим 30 дней. То имеем 21890/30 * 3 = 2189. Эта сумма уйдет со счета даже если 3 дня никуда не звонить. Второе - видимо оплата некоторых звонков проводится по их компьтерной системе с опозданием (международные могут и на 2-3 дня запаздывать). Посему на утро следующего дня информация еще не актуальная. Наблюдая такие скачки и проанализировав расшифровку (и задав пару вопросов) у меня все сошлось. По итогам месяца естественно.
Аватар пользователя Инкогнито
А у кого нибудь еще такое было? (что б потом по сумме сошлось)
Аватар пользователя Сергей
Я пользуюсь Velcom уже давно. В самом начале были подозрения в не честности. Но пару раз проверил, и все сходилось но только по итогам месяца. За неделю не сходится ни когда.

На MTC для тех кто пользуеться телефоном а не ходит с ним как с пейджером на МТС пока делать нечего. Как я ни считал но при ежемесячной оплате более 50.000р на МТС выходит дороже. Я спрашивал на МТС о изменении тарификации, сказали что может быть сделают 1 мин + по секундно. Это тоже не выгодно. И кстати если умело использовать запоздание системы то можно уходить в минус на 10.000р без всяких проблем и отключений.

Аватар пользователя Инкогнито
так когда у них обновление счета происходит
Аватар пользователя Александр
Господа! Про МТС да такие лестные слова - просто невидано. Наверное стоит напомнить, что на Российском рынке сотовой связи, в частности в Москве МТС - самый отстойный оператор от которого в последнее время наблюдается отток абонентов причем массовый. Причина - ВОРУЮТ деньги со счетов, причем по крупному, в наглую, а в суде ничего не докажешь, таковы условия контракта! Может в Беларуси пока иная ситуация, но я бы не советовал так рекламировать МТС, он не стоит того!!!

Страницы