Рынок веб-разработок в Беларуси

Часть 3: Тенденции и перспективы

(Окончание, начало в №17)

В последней, третьей, части обзора (первую и вторую части см. в предыдущих номерах "КВ") представлены ответы руководителей пяти ведущих веб-компаний по теме перспектив развития белорусского рынка веб-разработок. Всем было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Что, по Вашему мнению, будет востребовано в ближайшем будущем?
  2. Какая отрасль в Беларуси является наиболее перспективным клиентом для веб-разработчиков? Почему?
  3. Какое событие/тенденция могли бы сказаться положительно на развитии рынка веб-разработок?
  4. Какой тип интернет-компаний/бизнес-модель, по Вашему мнению, имеет наибольшие шансы на успех в Беларуси?
  5. Каким Вы видите будущее вашей компании?


Дмитрий Болашев, арт-директор компании "Дизайн Артель" (
www.artel.by).

7. Предположу, что наиболее востребованным и перспективным направлением для Беларуси будет создание компаний-разработчиков полного цикла обслуживания. Т.е. заказчик за свои деньги будет получать не просто визитку в интернете. Ведущие позиции на рынке займут разработчики, которые смогут предложить заказчику сочетание маркетинга, креатива и функционала. Плюс комплекс мер по грамотному продвижению. Это позволит заказчику получить тот самый "эффективный бизнес-инструмент".

8. Сложно выделить конкретную отрасль. В идеале это должны быть крупные предприятия, зарабатывающие реальные деньги и понимающие, что с помощью Сети можно как сэкономить, так и заработать. С ними можно сотрудничать долго. На одном дизайне в РБ много не заработаешь, следовательно, будущее - за проектированием сложных систем, их программированием, сопровождением и развитием.

9. Смотри п. 5.

10. Смотри п. 7.

11. Укрепление лидирующей позиции поставщика продуманных комплексных бизнес-решений для интернета в Беларуси. Наше собственное программное обеспечение, опыт и способность разрабатывать нестандартные системы под заказ, усиление маркетинговой составляющей в проектировании ресурсов дают нам возможность быстро и качественно разрабатывать "работающие" веб-сайты для наших клиентов. Именно те, что решают не просто представительские, а операционные задачи предприятия. В ближайшем будущем - вывод нашего брэнда, уже известного в Беларуси, на российский рынок. Работа на Запад также лежит в сфере наших интересов.


Андрей Борисевич, директор по маркетингу дизайн-студии Webcom (
www.webcom.by).

7. В ближайший год, как мне кажется, будет востребована недорогая, практически шаблонная разработка веб-сайтов. Основная направленность, скорее всего, будет в области корпоративных сайтов и электронной торговли (уже начинает разворачиваться борьба между торговыми площадками). Вряд ли в ближайшее время понадобятся какие-то нестандартные дорогостоящие маркетинговые решения, возможны штучные заказы. Вряд ли будет серьезно развиваться рынок интернет-рекламы. Потенциал рынка еще слишком мал.

Поэтому я прогнозирую на этот год появление еще пары десятков мелких веб-студий, одно-два агентства рекламы (которые все равно будут веб-студиями). Возможно, произойдет разделение на чисто дизайнерские студии и на программистские коллективы. Уже сейчас это имеет место. Также могут появиться агентства полного цикла (это также можно наблюдать уже сейчас), но я не думаю, что они будут иметь серьезный успех на рынке.

8. Сложно сказать. В принципе, представителей любой отрасли можно представить в Сети. Нет такого товара, для которого интернет просто не подходит. Все зависит от проект-менеджеров, которые будут работать с клиентом, от бизнес-модели, которая будет предложена заказчику. Наиболее перспективны, конечно, те отрасли, которые так или иначе используют информационные технологии или занимаются торговлей (компьютерные фирмы, туристические компании, газеты, торговые предприятия, экспортеры и импортеры и т.д.).

9. Наверное, общее улучшение и стабилизация экономики. Повышение образовательного уровня клиентов, PR интернета. Я думаю, что рынок будет развиваться сам по себе, с течением времени.

10. На мой взгляд, можно выделить несколько типов успешных компаний:

  1. небольшие студии веб-дизайна (8-12 чел) с какой-то определенной специализацией;
  2. крупные игроки рынка, брэнды;
  3. офшорные коллективы разработчиков;
  4. интернет-магазины, поддержанные офлайновым бизнесом.

11. Мы планируем продвигать свой брэнд как недорогой и качественной компании. Специализация уже выбрана - это корпоративные сайты и решения в области электронной коммерции, а также разработка сложных программных комплексов, и мы будем работать именно в этой области. Мы делаем не только сайты, мы предлагаем своим клиентам больше, чем просто сайт, а именно - определенную бизнес-модель работы с интернетом и в интернете.

Вполне естественно, что и ограничиваться только белорусским рынком мы не собираемся.


Максим Воронков, генеральный директор Red Graphic Systems (
www.redgraphic.com)

7. Ближайшие 2 года: у местных заказчиков - в основном, простые решения по типу веб-представительств. Пока не будет осознана необходимость и не будут реализованы внутренние системы автоматизации деятельности организаций, большинство из них не будет готово к разработке серьезных систем поддержки деловых процессов с использованием интернета.

У зарубежных заказчиков - пока не готов ответить. Можно сказать, что востребовано будет все. Вопрос - как это сделать и продать. Общемировая тенденция - CRM-системы (поддержка отношений с клиентами).

8. Все на поверхности. Можно проанализировать Россию - финансовая отрасль, индустрия развлечений, продукты массового потребления.

9. Это не из области реальности, а, скорее, желаемое: создание "инкубаторов", настоящего "инфопарка", например, что даст возможность белорусам работать на Запад; страхование международных сделок в области ИТ, но это, скорее, относится к крупным контрактам по разработке программного обеспечения. На местном рынке: всеобщая интернетизация страны, реализация госпрограмм "Компьютер в каждый дом", "Интернет в каждый дом" и т.п. Пример - Эстония (бесплатный доступ в интернет). Результат - почти вся страна пользуется Сетью.

И еще: создание стимулов для развития компаний, работающих в ИТ-сфере. Подготовка менеджеров по работе с зарубежными клиентами. Государственная программа промоушена Беларуси за рубежом, как аутсорсингового (ну и слово!) региона с высоким качеством человеческих ресурсов в ИТ-сфере. Созданная при БГУ ассоциация - хорошая идея, но с невнятными целями и механизмами реализации. Правда, все это, скорее, относится к сфере software development. Но - все там будем:)

10. Что Вы называете интернет-компаниями? Доткомы, веб-разработчиков? Мой ответ на этот вопрос - в п. 11.

11. Достаточно мощный профессиональный аутсорсинговый ресурс в области веб-девелопмента и веб-ориентированного программирования для зарубежных заказчиков. Ведущий веб-разработчик в РБ.


Антон Грекович, арт-директор студии Pixelhead (
www.pixelhead.by)

7. Я бы объединил этот вопрос с номером 10.

8. Известно много примеров, когда белорусские компании успешно продвигают свой бизнес в интернете, и все они работают в разных отраслях: от торговли подержанными автомобилями до разработки уникальных оптических технологий. Т.е. это любые предприятия, производящие конкурентоспособные товары или предлагающие качественные услуги, а также компании, занимающиеся высокими технологиями. Все это является востребованным, а, следовательно, нуждается в продвижении через интернет.

9. Сложный вопрос. Про общие тенденции я уже говорил - улучшение экономического климата. Кроме того, вероятно, должна быть какая-то социальная программа по увеличению количества пользователей интернета и обучению компьютерной грамотности.

10. На данном этапе можно считать довольно успешной стратегию, направленную на офшорное программирование и веб-дизайн. Опыт показывает, что профессионализм белорусских веб-разработчиков довольно высок и востребован, в первую очередь, зарубежными IT-компаниями. Этот потенциал и надо развивать. Однако нельзя забывать и про местный рынок.

11. Мы станем одной из лидирующих компаний на белорусском рынке в области веб-разработок.


Иван Петрович, директор E-service Net Solutions Agency (
www.e-service.by)

7. Прежде всего, адаптирование веб-разработок для нужд офлайнового бизнеса. Сайт должен приносить прибыль, как минимум, экономию средств.

8. Любая отрасль, где есть реальные деньги и экспортный потенциал. Почему? Если у компании нет денег на оплату собственного выделенного канала или достойной связи с WWW, то какие могут быть сайты или интернет-проекты?

9. Приход нескольких крупных операторов, которые составили бы конкуренцию "Белтелекому". Изменение бизнес-климата в Беларуси.

10. Выиграют те компании, которые найдут в себе силы построить профессиональный коллектив с хорошим менеджментом, ориентированным на клиента, оптимальным соотношением дизайнеров и программистов для своей доли на рынке и грамотно построенной работой по взаимодействию со сторонними работниками.

11. Наше агентство с этого года изменило позиционирование на рынке. Сегодня мы предлагаем комплексные решения по использованию интернета для традиционного бизнеса. Мы являемся разработчиком уникального программного обеспечения E-service Web Publisher для оперативного обновления и управления информацией на сайте (текст, таблицы, изображения, др.). Поэтому дальнейшая работа агентства будет вестись в области продвижения и развития своих продуктов, дальнейшего совершенствования менеджмента, ориентированного на клиента, а также дальнейшего расширения своих клиентских связей за счет России и Европы.

Позиция E-service Net Solutions Agency остается прежней: "Современному бизнесу - успешные интернет-решения".

Сергей ДМИТРИЕВ,
vespol@kv.by,
при участии Елены НОСОВОЙ,
nosova@artel.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

19 за 2002 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!