Среды обитания
порождают суеверия. Линор Горалик |
Суеверия сопровождают человечество на протяжении всего его существования. Причем относится это утверждение отнюдь не только к "темным предкам". Развитие техногенной цивилизации породило массу суеверий, связанных с поездами, автомобилями, телефонами, ну а более суеверных людей, чем летчики, еще поискать надо. Суеверия не уходят из культуры - они трансформируются в соответствии с изменениями окружающей среды обитания.
Интернет, как и прочие технологические новшества, не явился исключением. Более того, Сеть, как уникальное средство обмена информацией, во много раз ускоряет распространение суеверий в обществе. Но интернет - еще и среда обитания, то есть среда влияния людей друг на друга, а это уже создает совершенно особый психологический фон. Суеверия появляются там, где существует необходимость предвидения событий и определенного влияния на будущее. Сеть - как раз такое место, и чем больше людей приобщается к интернету, тем больше появляется в нем суеверий.
Несколько лет назад исследованием сетевой культуры и, в частности, сетевых суеверий занималась известный интернет-публицист Линор Горалик. Тогда она выделила три основные категории, и данная классификация считается классической до сих пор. Это категории "сеть->сеть", "сеть->реал" и "реал->сеть". В названиях категорий первое слово представляет собой среду принадлежности объекта верования, а второе - среду влияния. Так, например, в категорию "сеть->реал" (наиболее многочисленную из трех) входят утверждения о том, как события, происходящие с человеком в Сети, могут повлиять на его жизнь в реальности.
Когда-то встреча с монахом или попом была несчастливой приметой. Сегодня есть вера в то, что наткнуться по баннерной ссылке на религиозный сайт - к несчастью, и надо обязательно вернуться на исходную страницу, чтобы оного несчастья избежать.
Чтобы быть объективным, замечу, что суеверия в интернете пока не сильно распространены, - более половины сетян вообще с ними не сталкивались. Поэтому приведу те, которые мне удалось собрать из различных источников или с которыми сталкивался сам.
Если во время работы часто попадаются сломанные линки, то работу лучше прекратить, потому что ее плоды пойдут только во вред.
Если утром спалить (переварить и т.п.) завтрак - к падению mail-server'а.
Если случайно назвать человека именем сетевого знакомого, то последний три дня не появится в Сети.
Если послать по ошибке электронную почту не тому адресату, то правильный (запланированный) адресат не появится в Сети три дня.
Если пролил кофе на клавиатуру, нужно три раза нажать Esc.
Если нажал по ошибке не на ту ссылку - первый, с кем ты после этого познакомишься в Сети, будет виртуал.
Если в конце каждой страницы сайта ставить три точки, то к сайту будут благосклонны веб-обзоры и вообще все, кто его посетит.
Другое суеверие такого же типа: если в начале каждого сообщения ставить значок "+", то твои слова всегда будут верно поняты.
Если сохранить у себя в домашней директории копию какого-нибудь FAQ, то сайт нельзя будет подвергнуть сглазу, от которого прекратится трафик.
Если не поднимается hotmail.com - это к потере памяти (индивидуальной, не компьютерной).
Идти по неработающей ссылке - к разлуке, к потере (к потере денег).
Ссылка неправильная (ведущая не туда) - к ненужной поездке со многими тратами.
Веб-мастер - к приезду начальства или старшего родственника.
С веб-мастером говорить - к скандалу в семье.
Веб-мастера ругать - к смерти...
Единственным представителем нечистой силы, обнаруженным пока в Сети, является "хомовой". Рассерженный хомовой портит HTML, играет не те звуковые файлы при заходе посетителя, стирает из директории картинки, - словом, ведет себя подобно домовому, недовольному своими хозяевами. Хомового можно задобрить (как и домового). Для этого нужно, например, положить в главную директорию хорошенькую картинку, озаглавленную "hhh.gif". Хомовой будет целыми днями рассматривать картинку и перестанет бузить. Однако если удалить этот файл из директории, неприятности возобновятся.
Интересно, каким суевериям, непосредственно связанным с интернетом, еще предстоит появиться? Однако, как говорится, сам факт уже свидетельствует о многом. На сегодняшний день большинство сетевых суеверий по вполне объективным причинам блуждает по просторам американской зоны интернета. Посмотрим, что будет происходить, когда своей критической точки достигнет русскоязычная зона Сети с ее дебрями славянского менталитета.
Виктор ДЕМИДОВ
Комментарии