После насыщенного событиями 2000 года можно подвести некоторые итоги и сделать осторожные прогнозы.
Несомненно, что поручение президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. от 1998 года о проекте создания в Минске межгосударственного центра электронной торговли явилось для госчиновников достаточно мощным импульсом к активизации работ в этом направлении. Многие экспортные предприятия, министерства и ведомства приступили к реализации проектов в сфере информатизации внешнеэкономической деятельности и электронной торговли. Рост индустрии электронной коммерции заставляет правительство более пристально взглянуть на эти механизмы. Происходит осознание факта, что государство имеет сегодня уникальную возможность повлиять на развитие системы электронной торговли и сократить "цифровое отставание" от более развитых стран.
Несмотря на огромное количество проблем с развитием в Беларуси интернета и информационных технологий, основания для оптимизма имеются. В республике формируется значительный потенциал для перехода к новой "цифровой" экономике. Довольно быстрыми темпами развивается интернет (свыше 100 тыс. пользователей), создаются виртуальные магазины (около 100), производственные предприятия обзаводятся собственными сайтами (свыше 700), реализуется система информационной поддержки предпринимательства на базе интернета и отечественной технологии телеинтернета, принят "Закон об электронном документе". Минсвязи продолжило политику по удешевлению технологии доступа в интернет для предприятий и отдельных пользователей и увеличению пропускной способности каналов связи.
Наблюдается рост общественного интереса к электронной торговле. Появились новые газеты и журналы, сетевые издания. Состоялись крупные форумы, семинары, фестивали, выставки и конференции, которые показали, что в стране складывается критическая масса пользователей интернета (7-10% от населения) и онлайновых продавцов. Не за горами то время, когда технологии доступа к интернету станут еще более дешевыми и начнется процесс с положительной обратной связью.
Растет класс строителей цифровой экономики - программистов и интернет-бизнесменов. Интернет-компании, такие, как "Solo", "Открытый контакт", "Деловая сеть", "БелХард", "БелСофт", "БелАБМ" и другие, столь же успешные и самодостаточные, создали и руководят ими молодые люди, работают так, чтобы понравиться потребителю их продукции и услуг, а не начальнику. Роль молодых менеджеров быстро усиливается, им принадлежит психологическая и технологическая инициатива в интернет-бизнесе, они обладают наибольшим профессионализмом и ответственностью и занимают ведущие позиции в построении новой (цифровой) экономики. Предпринимаемые ими в рамках развития интернета шаги привлекают пристальное внимание международных организаций, потенциальных инвесторов и средств массовой информации. Несомненно, что деятельность молодой элиты электронного бизнеса создаст условия для "цифровой НЭП" в Беларуси. Новая экономика может жить только в сетевой среде, а информационные технологии являются стимулом и одновременно основным инструментом перемен.
Значимым результатом 2000 года явилось создание в рамках проекта Межгосударственного центра электронной торговли корпоративного информационного портала (МЦЭТ, www.etp2000.com). Портал создан усилиями Белгосуниверситета, компаний "БелХард" и "Деловая сеть" и объединяет свыше 700 информационных серверов предприятий и организаций Беларуси. Дальнейшую практическую реализацию работ по проекту МЦЭТ и внедрение сформированных в рамках проекта решений предполагается осуществлять на базе концерна "Белресурсы". В концерне, во многом благодаря вниманию к этим работам гендиректора Астапченко Ю.Л., подготовлены производственные площади и техническая база, а также созданы технологические условия для электронных оптовых госзакупок и поставок и организации межгосударственных взаимозачетов и платежей. Конкретизация электронных госзакупок будет проводиться совместно с информационным центром мэрии г. Москвы. Эти работы предполагается осуществлять в рамках формируемой белорусско-российской программы по созданию межгосударственной сети центров электронной торговли.
Однако портал и торговые площадки - это лишь верхушка айсберга проблем электронной торговли. Теперь стоит задача соединить их с реальным бизнесом, превратить технологии в экономические преимущества, обеспечить действенную связь виртуального мира с внутренней жизнью и целями предприятий. Если появляется запрос, то нужно его удовлетворить. Но как наши бизнес-процессы будут поддерживаться в другой стране, ведь все действия покупателей и онлайновых продавцов заканчиваются таможней и доставкой. Последует ли вслед за представительством предприятий в интернете ожидаемое увеличение их доли на рынке. Важным фактором эффективности электронной торговой системы является степень наполнения базы данных о товарах и услугах и оперативность их обновления. Ведь мало кому будет интересен сайт с десятком участников и обновлением раз в полгода.
Проблема состоит в формировании инфраструктуры электронного бизнеса в государственном масштабе: системы сбора информации, платежей, безопасности, доставки, развития законодательства. Основная специфика работы электронной торговой системы, как известно, состоит в том, чтобы обеспечить своевременное предоставление информации всем заинтересованным участникам. Задача состоит в том, чтобы соединить в единое целое сильные стороны технологических решений различных компаний-провайдеров услуг интернета и разработки информационных систем предприятий на базе централизующего портала.
Для достижения критической массы участников, необходимой для эффективной работы портала, нужно обеспечить всем участникам равный и простой доступ к информации и услугам. Поэтому, в первую очередь, необходимо апробировать и использовать интегрированные экстрасетевые решения, которые позволяли бы вводить информацию от предприятий сразу во внутреннюю базу данных портала, без конвертирования, а значит - своевременно и без ошибок, обеспечивая синхронизацию данных во внутреннем и внешнем документообороте предприятий.
Такая унификация и синхронизация очень важна. Продукция отечественных производителей пока еще по ряду причин не выдерживает конкуренции не только в России, но и на внутреннем рынке. Однако эта продукция, отличаясь традиционно более высоким качеством, чем российская, весьма привлекательна для западного рынка. Проблема состоит в том, чтобы об этой продукции узнали и смогли оформить контракт на ее покупку и доставку. То, что это сулит для товаропроизводителей огромные перспективы, показывает пример с размещением "на удачу" в сети телеинтернета информации об алюминиевой посуде, производимой в одном из мест заключения. Через десять дней после размещения предложения посуда была куплена голландской фирмой за очень приличную сумму. Торгово-промышленная палата может привести еще более яркие примеры эффективности информационных систем, ориентированных на внешний рынок. Главное, что интересует потенциальных покупателей, это информация о наличии товара, его цене и условиях доставки.
Одна из проблем - неготовность областей и предприятий к решениям в сфере электронного бизнеса, сосредоточенность активной интернет-аудитории, в основном, в столице и областных центрах. Думается, что акцент сейчас должен быть сделан на создании информационных систем по вопросам торговли в областных центрах. Предполагается, что в 2001 году создание типового областного центра будет осуществляться, главным образом, на базе наработок ГП "Могилевресурсы". В этом предприятии были собраны данные по большинству предприятий Беларуси и проведены углубленные интервью по проблеме электронной торговли по телефону и электронной почте с руководителями предприятий и маркетологами. Созданные специалистами этого и других предприятий практические методики и технологии сбора и систематизации данных будут адаптированы применительно к условиям электронной торговли и унифицированы для представления информации о товарах и услугах в интернете.
Работу по развитию инфраструктуры представляется целесообразным осуществлять в двух встречных направлениях: от центра и от периферии, путем создания унифицированных областных сайтов и информационных систем предприятий, стандартизированных к условиям е-бизнеса.
Однако встать на ноги областным центрам как самостоятельным предприятиям без государственной поддержки невозможно. В первую очередь, речь идет об оплате выделенных каналов связи. Думается, что государство должно в интересах скорейшего формирования информационных ресурсов по товарам и услугам пойти на бесплатное предоставление каналов связи для областных центров и центров поддержки предпринимательства. Для государства это не очень значительные инвестиции, а вот для областных центров - довольно серьезные. Для построения системы электронной коммерции очень важна логичная система производственно-коммерческих отношений, когда предприятия строят свой бизнес в здоровой и "прозрачной" экономике, стремясь к выгоде и стабильности. Государство, как показывает мировой опыт, должно развивать электронную коммерцию, потому что ему, государству, это также будет выгодно.
На базе централизованного портала (который пока, конечно, не второй Yahoo) в 2001 году предполагается одновременно с его развитием сформировать несколько универсальных и специализированных торговых площадок, которые объединят решения для покупателей и поставщиков в единое целое. Торговая площадка должна будет поддерживать все аспекты электронной коммерции - от выполнения транзакций до поддержки сети поставок и делового сотрудничества и кооперации между предприятиями.
На торговой площадке будут поддерживаться различные языки и валюты для обеспечения более активного выхода белорусского интернет-бизнеса на международную арену. Всем участникам торгов должен быть обеспечен равный и простой доступ к информации и услугам.
В перечень предлагаемых услуг должны входить также возможности мониторинга деловой активности на торговой площадке, составления разнообразных отчетов, позволяющих участникам анализировать ситуацию на рынке, выявлять новые тенденции и оперативно отвечать на потребности клиентов.
Участники торговой площадки должны быть также уверены в должной безопасности проведения платежей и передачи ценной информации. К основным задачам сферы безопасности можно отнести разработку механизма идентификации, поддержку множества различных форм кодирования, создания центров сертификации.
Основные работы по развитию портала намечается провести силами "контентной" бригады под эгидой БГУ в следующих направлениях: стандартизации, адаптации корпоративных и индивидуальных web-сайтов к требованиям электронной торговли, оптимизации их объемов, электронных платежей, безопасности и т.д.
Стоит отметить, что проект портала с самого начала подразумевал не только создание web-сайта, но и то, что портал будет общей платформой для партнерства с предприятиями, органами госуправления, частным сектором, вузами и общественными организациями. Одновременно портал должен быть важнейшим инструментом для реализации функций МЦЭТ, содержать всю необходимую информацию для осуществления и упрощения процедур внешней торговли. Проект МЦЭТ, помимо упрощения процедур торговли, должен помочь и в разрешении таких проблем, как неравномерность информационно-коммуникационной инфрастуктуры, устранить существенный разрыв в уровне развития центральных и местных информационных центров.
Для развития розничной электронной торговли предполагается в текущем году разработать организационную схему и технологии розничной электронной торговли и доставки товаров на базе сети РО "Белпочта" и провести эксперименты на базе почтовых отделений в Минской, Могилевской и Брестской областях.
В целом для развития электронной торговли намечается подготовить предложения по правовому регулированию электронной торговли, необходимым изменениям и дополнениям к законодательству в сфере внешней торговли и электронных платежей и разработать проект Национальной программы развития электронной торговли в Республике Беларусь.
Несомненно, что получат развитие стандартизация методов электронной коммерции, модели В2В, В2С, "бизнес - правительство". На очереди освоение модели "people-to-people", которая, по мнению экспертов, может кардинально изменить как традиционные, так и новейшие бизнес-структуры.
Начнется перевод госзакупок в электронную форму. Известно, что первыми получили преимущества от перевода своего бизнеса в интернет компании, продающие компьютерные и телекоммуникационные услуги и оборудование. В силу самой природы их бизнеса сотрудники и клиентура этих компаний освоили соответствующие технологии первыми. Представляется логичным и в госсекторе начать электронную торговлю с централизации и перевода в интернет всех государственных закупок компьютерного, телекоммуникационного и иного подобного оборудования.
Для того, чтобы интернет-проекты могли нормально развиваться, нужны государственные программы, поддерживающие развитие новых технологий. Анализ результатов работы по проекту МЦЭТ показывает, что проект явно перерос рамки научно-исследовательской работы, а сам МЦЭТ целесообразно выделить в отдельную и самостоятельную организационную структуру. Создать такую структуру рекомендуют и эксперты Европейской Экономической Комиссии и ПРООН, которые, по итогам международной конференции "Электронная торговля в СНГ и Восточно-европейских странах: вместе в XXI век" (www.et2000.org), совершили несколько визитов в Беларусь и провели ряд рабочих встреч в министерствах и частных фирмах.
Можно предположить, что и относительная отсталость инфраструктуры связи может быть быстро преодолена как путем использования новых телекоммуникационных технологий (создание систем передачи данных вместо телефонных сетей), так и путем привлечения зарубежных инвестиций. Анализ переговоров с экспертами ЕЭК и ПРООН показывает, что препятствий для инвестирования в белорусские интернет-проекты значительно меньше, чем при инвестировании в традиционные отрасли. Всяческие проблемы типа "государственного регулирования и политической среды" даже не упоминаются, когда речь идет о новой экономике. Наоборот, подчеркивается решающая роль государства в ликвидации цифрового отставания. И, далее, визиты в Минск представителей интернет-бизнеса и транснациональных компаний (таких, как SGS и другие) свидетельствуют, что рынок Беларуси для них весьма привлекателен и что при государственной поддержке и грамотном ведении переговоров все необходимые инвестиции в эту новейшую технологическую область могут быть привлечены извне.
Таким образом, несмотря на то, что работы в сфере электронного бизнеса пока еще носят, в основном, отраслевой характер и нацелены на решение текущих оперативных задач, есть и хорошие знаки превращения развития электронного бизнеса в долгосрочную национальную стратегию.
Мировой опыт показывает, что государственная значимость и масштабы развития электронной торговли требуют выработки и реализации тщательно выверенной общегосударственной стратегии. С этой целью формируются соответствующие государственные структуры и общественные объединения. И в Беларуси назрела необходимость создания органа, способного аккумулировать совокупный опыт работы в этой области и выработать на этой основе согласованную и многоаспектную стратегию интернет-коммерции и формирования цифровой экономики.
Таким органом мог бы быть Национальный совет по электронной коммерции и цифровой экономике. Эта идея поддерживается специалистами многих министерств и ведомств, представителями ведущих международных организаций в сфере внешнеэкономической деятельности государств, в том числе Европейской Экономической Комиссии ООН и Программы развития ООН.
Подобные органы созданы в ряде развитых и развивающихся стран: в Сингапуре, в Чешской Республике, в Венгрии, в Македонии и других государствах. В задачи этих органов входят согласование концепции развития цифровой экономики на долгосрочную и среднесрочную перспективу, выработка моделей решения экономических, социальных и политических проблем цифровой экономики, анализ инициатив и предложений, выработка стратегии и тактики вхождения государства в мировое цифровое пространство.
Учитывая серьезность и масштабность стоящих перед Советом задач, он должен иметь достаточно высокий статус. Центр целесообразно создать при президенте Республики Беларусь. Руководить им должен государственный служащий высокого ранга. В состав Совета должны входить руководители министерств, ведомств, крупнейших государственных и частных компаний в сфере компьютерных технологий, видные ученые и специалисты, способные прямо влиять на принятие и исполнение важнейших решений в министерствах, ведомствах, в социальной и деловой сферах.
При Совете мог бы быть создан исполнительный орган - Центр цифровой экономики, который должен осуществлять всю организационно - методическую работу по выполнению решений Совета и техническое обеспечение его деятельности. Опыт подобных Советов в других странах убедительно свидетельствует об эффективности их деятельности, прикладной направленности на решение конкретных задач по развитию цифровой экономики.
Аналогичные комплексные меры по развитию электронного бизнеса предпринимаются во всех развитых государствах.
Б. ПАНЬШИН,
профессор экономического
факультета Белгосуниверситета
Комментарии
Планы огромны!!
Планы грандиозны!!!
Особенно "На базе централизованного портала (который пока, конечно, не второй Yahoo) ..." не может не радовать :)
Приятно, что у нас в стране есть люди, которые активно работают над этой проблемой. Я уже не однократно в различных изданиях встречал упоминания о профессоре Б.ПАНЬШИНе и о его работах в этой области. И в связи с тем, что данная проблема интересна и мне, позволю себе сделать несколько замечаний к данной статье.
На мой взгляд, в настоящее время существует три основных фактора сдерживающих полноценное развитие электронной торговли у нас в Беларуси:
1. Ограниченной число пользователей интернета в Беларуси и его специфический демографический состав. По данным опубликованным на KV.BY возраст среднестатистического белорусского WEB-серфера - 14-30 лет, более 50% белорусских пользователей интернет являются студентами (о их платежеспособности известно всем :) Хотя надо отметить, что в последнее время ситуация здесь начинает изменяться в лучшую сторону.
2. Отсутствие у нас в стране полноценной системы осуществления электронных платежей. Насколько мне известно, ни один банк в Беларуси не занимается такой деятельностью. К тому же среди нашего населения лишь незначительное число людей имеет электронные карточки. В этой связи хотелось бы сказать следующее: несмотря на то, что у нас в РБ уже имеется более 100 интернет магазинов, таковыми их назвать нельзя, именно ввиду отсутствия у них механизма осуществления электронных платежей. Основное преимущество электронного магазина составляет его интерактивность. Web предоставляет поистине фантастические возможности по представлению "товара", но помимо рекламы Web является той универсальной средой которая позволяет в режиме реального времени осуществлять покупки данного "товара". И именно последний фактор оказал наибольшее влияние на стремительной развитие электронной торговли в тех странах где механизм осуществления электронных платежей функционирует. Наши же отечественные интернет магазины можно сравнить с первыми ласточками интернет торговли. Они по сути дела функционируют в виде каталогов, содержание которых переведено в электронный вид. Web используется как рекламная площадка, и как средство поиска потенциальных покупателей (окончательные переговоры, как правило, происходят в "живую" - по телефону, а совершение сделки, т.е. передача товара и получение денег - через курьера).
3. Отсутствие правовой базы регулирующей общественные отношения в сфере интернет, в том числе и в сфере интернет торговли - как наиболее быстро развивающейся отрасли. В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация: отношения в сфере интернет торговли объективно существуют, а правовых норм непосредственно регулирующих эти отношения нет. А это очень сильно сдерживает развитие интернет экономики. И здесь я принципиально не могу согласиться с уважаемым автором статьи, утверждающем что потенциальных западных инвесторов не волнуют "всяческие проблемы типа "государственного регулирования и политической среды", когда речь идет о новой экономике". В настоящее время мировую интернет-экономику "лихорадит", наметился резкий спад деловой активности в этой сфере (индекс NASDAQ), инвесторы начинают выводить ранее вложенные средства в перспективные интернет-проекты, следствием этого явилось падение акций многих компаний, деятельность которых связана с интеренет, многие так называемые Dotcom вообще разорились. Поэтому именно сейчас как никогда инвестор наиболее осторожен во всем, что касается интернет. А если при этом учитывать то как "болезненно" иностранные инвесторы относятся к "государственному регулированию" и к "политической среде" у нас в Беларуси. Поэтому любая правовая неопределенность в этой сфере является тормозом в привлечении иностранных инвестиций и развития отечественной интернет экономики.
В заключение хотелось бы высказать свое мнение о создании, предложенного автором статьи "Национального совета по электронной коммерции и цифровой экономике", безусловно, необходимость существовании подобного органа существует. Полноценное развитие отношений в сфере интернет без соответствующей государственной программы направленной на развитие этой отрасли просто невозможно. И для разработки именно такой программы необходим подобный орган. Однако, по моему мнению, этот орган должен являться не государственным, а общественным. Это должна быть общественная организация, в члены которой мог бы свободно вступить любой человек, которого волнуют проблема развития интеренет в нашей стране. Под эгидой данной организации удалось бы наилучшим образом сплотить ведущих ученных и специалистов в этой сфере и, конечно же, людей непосредственно связанных с интернет коммерцией. Данная форма организации ни коим образом не исключает (я бы даже сказал - предполагает) возможность участия в ней представителей заинтересованных гос. органов. Именно такая форма организации обеспечит наиболее полную проработку данного вопроса и учет интересов всех заинтересованных сторон. В дальнейшем разработанные программы и предложения можно будет вносить для рассмотрения соответствующих гос. органов. К тому же не потребуется значительных материальных ресурсов для организации деятельности подобного органа. Проработку определенных вопросов и их обсуждение можно проводить с использованием интеренет с привлечением широкого круга участников организации.
В случае же если подобный орган будет создан как какой-либо государственный комитет то все усилия будут сведены на нет, ввиду того, что это будет очередной фискально-контролирующий орган. Вместо того чтобы заниматься созданием условий для развития соответствующих отраслей интернет, он будет эти условия ограничивать да еще займется поиском "НЕЧЭСТНЫХ" интернет коммерсантов. В результате наша интернет экономика так и останется в "каменном веке" в виде мелких полулегальных интернет магазинов, либо переориентируется на западного клиента (что уже сейчас с некоторыми из них и происходит, например, начинают продавать наши "не очень лицензионные" CD-диски на запад по очень броским для них ценам). Результат на лицо - никакого прогресса для местной интернет экономики.
Если кого-то еще заинтересовала данная проблема, то я с большим удовольствием готов обсудить ее с Вами. Мой адрес электронной почты: [email protected]
Вадим Д.