Война платформ - война культур?

Итальянский мыслитель Умберто Эко - всемирно известный специалист в области семиологии культуры, более известный широкой публике как автор нашумевших романов "Имя розы" и "Маятник Фуко", внимательно следит за всеми симптомами наступающей новой информационной эпохи. Не смотря на довольно солидный уже возраст (он родился в 1932 г.), У. Эко имеет немалый опыт компьютерного пользователя и интернет-сёрфера. Компьютерная тематика постоянно актуализируется в его специальных исследованиях, статьях, лекциях, интервью. Но, разумеется, взгляд Эко на такие проблемы бывает достаточно оригинальным и почти всегда неожиданным. Ничего удивительного в этом нет, ведь для семиолога в этом мире нет ничего, кроме знаков и знаковых комплексов (текстов), которые требуют прочтения, интерпретации и понимания.

Так, лет этак шесть тому назад на последней полосе итальянского информационного еженедельника Espresso (30 сентября 1994 г.) появился любопытный материал за подписью Умберто Эко. Текст был напечатан практически в самый разгар так называемой "войны платформ" - прежде всего идеологии IBM PC-compatible и Macintosh, которая долго и живо обсуждалась в прессе и не только компьютерной. Наметанное око семиолога сумело разглядеть в этой "войне" нечто большее, чем только проявление острой конкурентной борьбы в соответствии с экономическими законами капиталистического общества. Уже сам факт, что борьба эта заинтриговала достаточно широкую публику, был вполне симптоматическим. А исследование специфики функционирования каналов массовой коммуникации в (пост-) современном обществе и той неомифологии, которая этими каналами транслируется, - всегда было своего рода "пробным камнем" для семиологии культуры.

В семиологии есть одно непременное правило: знак читается (интерпретируется) только другим знаком, текст читается только другим текстом. В рассматриваемом противостоянии, безусловно, было что "читать" - хотя бы уже то, как позиционировались обе платформы на рынке и как это отражалось в сознании пользователей, причем как реальных, так и потенциальных. Это и был с семиотической точки зрения текст-объект. Оригинальность подхода У. Эко к его прочтению заключалась в том, что в качестве мета-текста он в своих контрастивно-компаративистских рассуждениях привлекает типологические особенности различных ветвей западного христианства: католицизма и протестантства. И вот какими наблюдениями он поделился с читателями Espresso (а я, в свою очередь, с читателями "КВ").

Так, идеологию Macintosh У. Эко характеризует как чисто католическую, приводя следующие метафорические сопоставления. С его точки зрения, идеология Macintosh носит ярко выраженный контр-реформистский характер; она сильно пропитана "духом наук" иезуитов; жизнерадостная, дружественная, примирительная. "Эта платформа, - пишет Эко, - катехистическая: существо откровения раскрывается в ней посредством простых формул и великолепных икон(ок). Каждый имеет право на спасение." Эко имеет в виду, что эта платформа как бы ведет шаг за шагом своих адептов, если и не до достижения Царства Небесного, то, по крайней мере, до того момента, когда документ отправляется на печать.

В отличие от Macintosh, У. Эко считает идеологию IBM PC-compatible в ее DOS-реализации протестантистской и даже конкретно кальвинистской. Она требует нелегких персональных решений, допуская свободную интерпретацию "Священного писания" и навязывая пользователю утонченную герменевтику. При таких обстоятельствах далеко не все могут рассчитывать на спасение: чтобы система работала, надо уметь самому интерпретировать программу. Пользователь оказывается как бы один на один со своим Богом, замкнутым в кругу собственного одиночества.

Переход от DOS-универсума к Windows Эко описывает как принятие схизмы англиканства: "пышные церемонии в соборе, но всегда имеется возможность возврата в DOS, чтобы что-то изменить в соответствии со своими причудами". Это, по его мнению, безусловный шаг в сторону толерантности Macintosh. Однако Эко явно не жалует Windows, ставя свою же интерпретацию в еще более жесткий и неожиданный контекст: "Если уж вы до такого доходите, то можете также, если того захотите, позволить женщинам и геям быть министрами..."

Из вышеизложенного можно было бы сделать вывод, что симпатии Эко всецело на стороне Macintosh. Однако не был бы он семиологом, если бы не имел установки на "разоблачение" мифологии современного общества, и делает он это адекватными символическими средствами. Он ставит вопрос о машинном коде, который лежит в основе обеих платформ или сред и неожиданно(?) отвечает, что "он связан с Ветхим заветом, он талмудический и кабалистический..." Ну, а с этим уж точно согласится любой аналитик современности, что, в общем-то, Эко и подтверждает в начале своей статьи.

С момента выхода статьи Эко в Espresso прошло достаточно времени. Многое изменилось, хотя война платформ и/или "культур" ("новая теневая религиозная война", в терминах Эко) от этого не стала менее жесткой. То, что мир она меняет самым коренным образом, - это точно. Кто окажется в результате в выигрыше? Поживем - узнаем.

И не забудем, во-первых, что У. Эко - один из крупнейших деятелей современной культуры и ее тончайший знаток, но, во-вторых, что материал был помещен на последней полосе еженедельника... Хотя, быть может, как семиологу, ему лучше знать, что слишком многие начинают чтение газет именно с последней полосы.

С. САНЬКО

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

23 за 2000 год

Рубрика: 

Размышлизмы
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя Лена Новая
На удивление занятную штуку прочла. Изложено конечно весьма и весьма конспективно, но видимо это некоторый требуемый формат.

Мне же очень понравилось метафорическая интерпретация Умберто Эко "войны платформ". Понимаю, что тему эту вряд ли кто0нибудь поддержит. Просто я первый раз прочла каую-то стаью на КВ. То есть соблазнилась на анонс. Надо это сеогдня отметить. И подумать, с чем можно парраллезировать некоторый процессы внутри сети: порталы vs тематические сайты, коммерция vs гуманирность, и т.д. Наверняка все идет по какой-то уже сущестующей схеме и можно найти аналогии в оффлайновой человеческой истории.

Аватар пользователя Delirium
Конспективно - не то слово.

Имхо, в основе автором прочитанное

вступление к интервью Ли Маршалла с

У. Эко. Вступление краткое, но информативное, и доступное на ру.языке.

Аватар пользователя суслик
Да нет. Коммерция существует в другой плоскости чем гуманность. Маки в силу того что практически весь софт или придумывается или проверяется яблочниками, несомненно более надежны. IBM сделала ставку на открытую архитектуру. Отсюда ее плюсы и минусы. Плюсы - большее количество дополнительного оборудования и софта. Минусы - меньшая надежность.

Впрочем, синий гигант вроде бы охладел к своему наиболее удачному детищу. И теперь самые распространенные персоналки называют уже не IBM-PC, а Microsoft-Intel-PC, что натурально неверно, поскольку даже такая уважаемая компания как Roverbook продает свои машинки с предустановленным линуксом и софтом к нему.

Аватар пользователя Логик
Лена Новая > конспективно... формат... метафорическая интерпретация... порталы vs тематические сайты, коммерция vs гуманирность... в оффлайновой...

Как занятно вы пишите, Елена. Так бы сидел и слушал, что вы говорите. :-)

Но почему вы остали с чтением на целых 4-ре года? ;-)