В письмах и личных обращениях ко мне сейчас довольно часто звучит вопрос по DFX-плагину, улучшающему качество звучания при воспроизведении звуковых файлов различных форматов, в том числе и МР3, Real Audio, Microsoft's Windows Media streaming format.
Этот вопрос представляет интерес не только для обычных пользователей компьютерных технологий, но и для профессиональных ди-джеев, представителей радиостанций.
Реально сейчас стал вопрос качества! Основной пользовательский формат - МР3. Какие пути для улучшения качества данного формата мы имеем на сегодняшний день? Во-первых, увеличение параметра kbps до 256, что скоро станет носить пользовательский характер (но не сейчас и не в ближайший год). Во-вторых, это новые возможности при кодировании в МР3, а именно - ресэмплинг. Я неспроста назвал лучшим кодировщиком прошлого года программу Audioactive Production Studio, которая позволяет к операции кодирования добавлять функцию resample.
Какую картину мы наблюдаем сейчас? Носящий массовый характер формат файлов МР3 с характеристикой 128 kbps не выдерживает сравнения по качеству с CD-записью, но позволяет экономить место и деньги за счет малых размеров самих МР3-файлов, благодаря чему является очень популярным у пользователей. В одно время возникло сразу несколько форматов звукового сжатия, но МР3 выиграл в количестве бесплатного софта. С этим спорить трудно, как и с тем, что если бы Интернет-браузеры были платными, то и особого бы бума развития сети Интернет сейчас бы не наблюдалось. Чтобы идти в ресторан, не надо брать с собой посуду.
Владельцы РС организовали свою инфраструктуру, и МР3-файлы являются сейчас такими же заурядными носителями звуковой информации, как и обычные кассеты, CD и пр.
Если Вы приобретаете кассетный магнитофон, то звуковоспроизведение там зависит от качественных усилителей, магнитных головок, акустики, встроенных "звук вокруг" и фэйдеров (движков) эквалайзеров.
Если Вы хотите пользоваться МР3 на компьютере, то в силу вступают такие параметры, как характеристики Вашей звуковой карты, активная акустика, скорость процессора, величина оперативной памяти и качество установленного программного обеспечения.
Причем в обоих описанных мною примерах построение систем воспроизведения ведется исходя только из качественных характеристик носителя, в первом - от кассеты, во втором - от МР3-файла.
Поэтому возникновение программного обеспечения, позволяющего представить по-другому звук от МР3, не есть приближение к CD-качеству. Это просто новые "примочки", ориентированные на улучшение воспроизведения с определенного носителя (МР3-файла). Если эффект Dolby Surround есть для обычных музыкальных центров и CD-проигрывателей, то почему его не должно быть и для МР3? Итак, постепенно мы подошли к программе DFX от Power Technology.
Как мы уже говорили, DFX - это плагин, позволяющий улучшать качество воспроизведения большинства известных нам файлов. Данный программный модуль после инсталляции автоматически подключается к программе воспроизведения, например, к WinAmp, и позволяет управлять четырьмя параметрами, которые мы и рассмотрим ниже.
С помощью вращения ручки Fidelity Вы можете регулировать энхансирование сигнала по высоким частотам. В большинстве Интернет-форматов звуковых файлов отсутствуют прозрачные высокочастотные гармоники. Проходя через алгоритм от DFX Fidelity, эти гармоники регенерируются. Звук при этом меняется в лучшую сторону, становится более прозрачным.
Регулируя параметр Ambience, мы практически управляем реверберацией выходного сигнала. Для недорогих акустических систем это один из вариантов увеличения объемности звучания.
Управление 3D Surround также улучшает объемные характеристики воспроизведения.
Dynamic Boost являет собой компрессор с модулем предотвращения искажений, которые для Интернет-файлов являются "бесплатным приложением к комплекту".
Все четыре изменяемые функции работают по принципу добавления к исходному сигналу генерируемого, по определенным разработчиками алгоритмам, поэтому об ухудшении качества в данном разрезе речь не идет. Этим DFX выгодно отличается от других плагинов, в основе действий которых лежит обработка основного сигнала, а любая обработка сказывается в первую очередь на качестве.
Благодаря тому, что программа не занимается переобработкой основного сигнала, а только генерирует свой и микширует его с исходным, на пересчет тратится намного меньше аппаратных ресурсов. И компьютер с характеристиками Pentium 166-200 MMX, RAM 32 Mb вполне справляется с воспроизведением MP3-файла (44.1 kHz, 128 kbps) на одной из последних версий WinAmp (2.5). Это очень хороший показатель, так как на данной конфигурации не всегда могут работать в real-time-режиме простые DirectX-плагины для Sound Forge.
Я не долго думал над тем, как описать свое звукоощущение от DFX. В голову пришло одно и сразу - звук FM-радио. Там, кстати, используется подобный набор эффектов на выходе, только реализованы они в аппаратной части. В результате не важно, какой по качеству у Вас файл (он может быть и с частотой дискретизации 22050 Гц), в сумме Вы получите домашнюю радиостанцию. Так что данную статью можно было бы назвать и так: "DFX - FM-радио на Вашем рабочем столе".
А начинающим музыкантам есть от DFX и своя польза. Если Вы создали композицию, перегнали ее в wav-файл и стоит задача быстро и правильно откорректировать частотный диапазон и уставки компрессии, то проверять все можно путем воспроизведения в WinAmp с подключенным DFX.
Кристофер М. ИХИХО,
[email protected],
music-hall.com.ua
Автор выражает благодарность фирме "ГвиНКомпьютерс" за предоставленные компакт-диски". Тел. 234-84-39
Горячие темы