Менеджмент на стадии проектирования

Почему некоторые проекты становятся freeware, а другие shareware? Как спроектировать заранее коммерческий проект? Садясь за какой-либо новый продукт в виде программного обеспечения или сайта, любой нормальный человек рассчитывает получить с него прибыль. И это правильно, только не каждый может верно рассчитать развитие продукта. Если у вас уже работает готовый проект, но вы не знаете, почему же он все-таки неприбылен, то самое время заняться изучением вопросов менеджмента.

Разработка и составление технического задания несет в себе главную долю усилий в будущем продвижении проекта, хотя и другие этапы жизненного цикла продукта не менее важны.

Начнем со стадии проектирования. Именно на стадии проектирования программного продукта или информационного ресурса (что на сегодняшний день практически одно и то же) необходимо начинать преследовать цели удовлетворения спроса со стороны потребителей. Для этого вы должны рассмотреть ваш проект со следующих позиций-критериев:

  1. Стоимость.
  2. Минимальные требования к "аппаратной" части компьютера, на котором ваш проект будет работать.
  3. Качество.
  4. Элементы роскоши.
  5. Размеры самого программного продукта, скорость выполнения операций, корректность их выполнения.
  6. Частота обновлений продукта.
  7. Обслуживание продукта, его простота и скорость. Степень автоматизации обслуживания.
  8. Универсальность использования.
  9. "Участие" потребителя в производстве.
  10. Защита.

Разработчик же должен еще учесть следующие параметры или характеристики:

  • Размеры занимаемых объемов памяти ("жесткой" и оперативной).
  • Дизайн.
  • Языки программирования, на которых будут написаны отдельные модули продукта. А также дополнительные программные продукты, участвующие в создании проекта (например, Adobe Photoshop, DDclip и пр.).
  • Соотношение стандартных и специфических элементов.
  • Модульные компоненты. Структурная схема, включающая в себя модульные компоненты.
  • Компоненты для увеличения производительности продукта.
  • Компоненты для увеличения надежности работы продукта.
  • Элементы, отвечающие за защиту продукта от взлома.

Между некоторыми критериями и характеристиками существуют определенные взаимосвязи. Например, улучшение дизайна приведет к увеличению критерия "Элементы роскоши", хотя отразится сразу же на минимальных требованиях к конфигурации и универсальности использования.

Соотношение стандартных и специфических элементов так или иначе оказывает влияние на простоту и качество обслуживания продукта, а в отдельных случаях и на его универсальность.

В зависимости от принадлежности программного продукта в ряде пунктов-критериев допускаются пробелы, но следует учесть и тот факт, что отсутствие планирования по одному из пунктов делает продукт менее мобильным для развития в сторону качественных преобразований в будущем.

Следует отметить тот факт, что дизайн Интернет-ресурсов, о важности которого так много говорят в последнее время, является "палкой о двух концах", так как влияет в худшую сторону на половину представленных пунктов-критериев. Поэтому при проектировании продукта следует реально учитывать мотивацию потенциальных посетителей ресурса, развитие которой имеет не революционный, а только эволюционный характер и зависит от уровня познаний и восприятия каждого отдельного индивидуума. Основной мотивацией посещения сайтов является получение информации и/или использование средств коммуникации. Поэтому если вы внимательнее рассмотрите пункты-критерии применительно к вашему сайту, то поймете, что дизайн важен только как инструмент разработчика.

При проектировании продукта должны быть учтены и просчитаны его отличительные характеристики. Для этого требуется прежде всего сделать качественный анализ продуктов в этой отрасли рынка. Кроме того, необходимо проанализировать, насколько отличительные характеристики нового продукта будут выигрышными по сравнению с другими. Постоянное изучение рынка - во многом залог успеха. Здесь можно привести уже классический пример с KODAK и FUJI. FUJI первыми выпустили фотопленку, отличающуюся яркими цветами. Хотя, по мнению многих специалистов, пленка KODAK и обладала более натуральной цветопередачей, покупателю больше нравилась неестественная яркость. Поэтому в KODAK изучили состав новой пленки и выпустили свою. В итоге часть рынка осталась за ними.

Отличительные характеристики находятся большей частью в свойствах продукта. Как пример можно привести простой электрический чайник. Нельзя рекламировать этот продукт под лозунгом: "Это - чайник. Он кипятит воду". Это знают все. Правильной рекламой было бы (если все правдиво): "Этот чайник позволит вам сэкономить уйму времени. Вам больше не придется следить за тем, как он закипает, чтобы вовремя выключить, и т. д.". При грамотном анализе рынка можно написать программу-конкурент и Microsoft Word. Одна из основных задач "Паблик рилейшнз", к которым вы прибегнете потом: дать выигрышное и правдивое описание выпускаемой вами продукции. Чем больше отличительных характеристик - тем выигрышнее описание.

Жизненный цикл продукта можно разделить на несколько этапов. Отличительная черта первого этапа - это незначительность таких параметров, как цена и качество. Продажи будут не большими, и основная конкурентоспособность продукта будет в его отличительных характеристиках. Переходя ко второму этапу, следует уже обращать внимание на такие параметры, как качество и цена, и последняя, по всей видимости, должна стать определяющей.

(Продолжение следует)

Владимир СЕРЕБРОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

02 за 2000 год

Рубрика: 

Software
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!