Музыкальная практика

Программные эмуляторы синтезаторов

Поговорим немного о синтезаторах. Вернее, об их эмуляторах.

На самом деле эти программы очень полезны и пользуются устойчивым спросом со стороны пользователей ПК.

Для того, чтобы написать эту статью, я довольно долго и подробно изучал рынок данных средств. Вы наверняка и сами пользовались множеством программ подобного плана. И, несомненно, можете сразу же высказать тот список недостатков, что накопился в Вашей душе.

Будем разбираться, но сначала разделим данные программные средства на два следующих класса:

  1. Эмуляторы программно-аппаратные.
  2. Эмуляторы программные.

Конечно, любой эмулятор - программно-аппаратный, но в данном случае я имею в виду под понятием "аппаратные" использование программой оперативной памяти, установленной на саундкарте. Данный раздел мы трогать не будем, поскольку то, что профессионально - то дорого, а нас интересуют более дешевые варианты.

Если Вы захотели работать с программными эмуляторами, то раскошелиться Вам придется не на саундкарту, а на хороший процессор и оперативную память. Система будет загружена до предела. Ни одна из программ, которые я просматривал, не может нормально работать на процессорах ниже 300 МГц.

Какие плюсы есть у программных эмуляторов синтезаторов:

  1. Редактируемые банки новых звуков, следовательно, тембров.
  2. Возможность "живой" игры с помощью компьютерной клавиатуры.
  3. Сравнительная дешевизна по сравнению с тем, что Вы можете пойти и купить настоящий синтезатор.
  4. В каждую программу встроен секвенсор. То есть, Вы можете создать законченный минус произведения, не выходя из программы, сохранив звуковые данные во внутреннем формате программы.
  5. Если у Вас отсутствует MIDI-устройство, то программный эмулятор может его заменить (для чего они, собственно, и создавались).

О минусах я буду говорить попутно, рассказывая о каждой программе.

Итак, программа №1 в моем обзоре - Retro AS-1, созданная фирмой BigHeadz в 1998 году. Программа ест непомерно много ресурсов. Если Вы до ее установки работали с MIDI-редакторами, то советую подумать перед установкой, поскольку данный модуль подминает под себя MIDI-настройки в "Панели управления"...

Первое, что Вы увидите - это окно, которое должно отображать степень загрузки процессора. Самое интересное, что данное окно долго грузится, причем при своей загрузке ест столько ресурсов, что комп на несколько десятков секунд просто виснет. Или же это на самом деле настолько серьезно, или программисты просто не распределили потоки - не известно. Программная оболочка Retro AS-1 включает в себя следующие программные модули:

Retro AS-1 Editor,

Retro AS-1 Mixer,

Retro AS-1 Keyboard,

Retro AS-1 MIDI Processor.

Если описывать все, то опять же не хватит места в газете. Скажем так, если Вас эта программа заинтересует, то разобраться без моих подсказок будет совсем не трудно, особенно, если Вы работали с такими продуктами, как Logic Audio и Re-Birth.

Что касается банка звуков - можно создавать свои из различных источников. Есть также внутренний банк, поставляемый с программой. Честно сказать, я услышал очень интересные, качественные тембры, которые редко использовались в музыкальной индустрии, но они подходят для того, чтобы создать качественный саунд.

Retro AS-1 Keyboard позволяет использовать вместо MIDI-клавиатуры - компьютерную. Среди интересных опций данного модуля можно найти Stream To Disk. В результате чего Вы можете записывать свою игру прямо в WAV-файлы.

Если у Вас перегружен процессор, то при игре могут возникать треск и застревания. Застревания так и запишутся, а треск уберется. Если Вам удалось записать ровно Ваш трек, то получится очень приличный WAV.

Честно сказать, у меня выработалось двоякое отношение к данной программе. С одной стороны, она качественно позволяет работать со звуком и перегружать сыгранные партии в WAV, с другой стороны у нее худшие параметры в плане загрузки системы.

Программа №2 - Generator 1.5 от фирмы Native Instruments Software Sinthesis. Этот программный модуль очень напоминает Logic Audio и подобные им программы. Здесь нет привычных функций игры на компьютерной клавиатуре, то есть сама игра есть, но она идет по умолчанию, как само собой разумеющееся. Так что если Вы будете испытывать затруднение в том, что не можете разобраться, где все находится, нажмите оранжевую кнопку старта и попробуйте понажимать клавиши на клавиатуре.

Мнемосхема в основном окне показывает все перипетии сыгранного Вами звука от его входа до выхода. Вы можете вставлять промежуточные эффекты - логические модули, показанные как кирпичики на основной мнемосхеме. Каждый блок можно регулировать по-своему, так как ему соответствует отдельная панель с ручками настроек. Банк звуков, поставляемых с программой, очень беден по количеству и скуп по наличию "вкусности" в тембрах. Все это мы уже где-то слышали. Это все восполняется тем, что можно в качестве тембров импортировать свои WAV-файлы. Программа не обладает даром экспорта в нормальные форматы, а использует только свой внутренний - *.ens.

Хочется рассказать о главном недостатке Generator - навороченном интерфейсе. Рабочих окон получается очень много, и поскольку каждое имеет свое определенное и нужное предназначение, то работать становится слегка неудобно.

Мне кажется, что это ошибка разработчиков - ведь инициализация окон тоже занимает компьютерные ресурсы.

И, наконец, программа №3. Самое вкусное. Странное название - Probe, придуманное фирмой Synoptic. Звучит все интересно - Probe The Virtual Analog Studio. Это лучший программный эмулятор синтезатора на сегодняшний день.

По принципу работы он отличается от представленных выше двух. Я бы сказал, что это продвинутый Re-Birth.

Берется некий звук из Вашего WAV-файла или же из внутреннего банка программы и обрабатывается неимоверным количеством примочек. Причем все можно отрегулировать предельно точно, подключая или убирая отдельные фильтры попроцентно. Кроме этого, есть возможность изменять шаблон формы синусоиды звука по усмотрению. То есть, Вашему вниманию представлен прежде всего очень мощный real-time звуковой редактор или, скажем проще, эффект-процессор.

Данный модуль позволяет создать и обработать почти любой звук, который Вам нужен, чтобы потом экспортировать его в WAV. Но это относится к отдельно взятому звуку. Из звуков формируется список тембров Вашего синтезатора.

Записать сыгранную Вами партию вручную на клавиатуре тоже можно, только это уже в свою очередь требует мощного компьютера.

Самый раз теперь перейти к секвенсору. Секвенсор представляет из себя маленький дэнсмэйкер, но кирпичики в нем - это просто отдельно взятые ноты, а разделы - паттэрны. Каждый трек - инструмент, который загружается извне. Сам кирпичик отображает только два параметра: полутона (вверх-вниз) и амплитуду громкости. В принципе, к такой форме работы надо привыкать, но по мере общения постепенно начинаешь понимать, что это очень удобно.

Программа прозрачна. В любой момент можно экспортировать и импортировать данные в обычных форматах. Вы хотите воспользоваться своим MIDI-файлом? Пожалуйста. Хотите, чтобы сольная партия Вашего MIDI была пропета Вашим голосом? Нет проблем, загружайте WAV - и все будет на уровне.

Хочется отметить еще один нюанс. Я об этом уже говорил, но повторю: если Вы слышите потрескивания при воспроизведении, то не пугайтесь, при записи на диск в полученных файлах их не будет.

Итак, хочется подвести некоторые итоги:

Наименование программы Retro AS-1 Generator 1.5 Probe
Загрузка процессора
(по десятибальной шкале)
10 5 7
Интерфейс
(по пятибальной шкале)
4 2 5
Экспортирование в WAV Есть Нет Есть
Импортирование из WAV Есть Есть Есть
Эффект-процессоры Есть Есть Есть
Работа с MIDI-файлами Есть Нет Есть
Наличие специфических
эффектов
Есть Нет Есть
Банки звуков, поставленные
с программой
Отлично Плохо Отлично

Поработав с данными программами и изучив планы фирм на дальнейшее развитие их софта, я пришел к весьма неожиданному для себя выводу: для компьютерной студии лучше или покупать дорогой синтезатор, или не покупать его вообще.

Качество полученных мною WAV-треков ничуть не уступает синтезаторному. К тому же в моем распоряжении оказалось неограниченное количество банков звуков. В качестве секвенсора может послужить любая программа мультитрекового рекордера, так как эмуляторы научились экспортировать сыгранные партии в WAV. Партитуры можно набивать в MIDI, а потом обыгрывать любыми инструментами, даже теми, которых и нет в природе. Секвенсор имеет неограниченное число каналов.

Если смотреть правде в глаза, то самый навороченный компьютер будет стоить намного меньше клавиш с хорошей тактильной клавиатурой - единственным, что серьезно разнит компьютерные технологии от студийных.

Сейчас вышла материнская плата Chaintech 6BTA3 со встроенным звуком AWE 64. Поставив на нее процессор Р II или продвинутый Celeron, можно получить отличную портативную студию звукозаписи с великолепными клавишами. Конечно, звук можно выбрать и поприличнее, но даже на этом уже можно сделать что-то качественное.

Вот такие у меня получились выводы.

Кристофер М. ИХИХО,
[email protected]

Автор выражает признательность фирме "ГВиН Компьютер" (тел. 2101-333) за любезно предоставленные компакт-диски.

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

17 за 1999 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!