Что-то пошли посты на тему «О жизни». Неплохо, конечно. И интерес общий очевиден. Вернёмся на некоторое время к другим изначально заявленным темам блога. «Об управлении» и «О бизнесе».
Зарисовка из прошлого. В 90-х годах компьютер «Дайнова» и одноимённая компания гремели в белорусском эфире. Кто не знает, наш компьютер два года признавался лучшим в Беларуси и несколько лет вторым. В состав фирмы входил департамент производства и сбыта компьютеров, выпускающий один из лучших аппаратов в стране. Командовать чисто административными методами нам, руководству фирмы, не хотелось, уж больно непросто напрямую контролировать каждый этап производственно-сбытового процесса. Решили попробовать хозрасчётную модель управления, при которой зарплата сотрудников и руководства департамента зависела бы от прибыли по результатам деятельности всего коллектива. По причине неотработанности механизмов хозрасчётного управления начали не с основного департамента производства и сбыта, а с условно второстепенного, департамента сервиса. Эксперимент, так сказать.
Так организовался первый хозрасчётный департамент, который должен был заниматься гарантийным и постгарантийным сервисом выпускаемых компанией компьютеров. Услуги делали качественно, но дело не пошло потому, что рынок сервиса серый, на нём всегда была возможность поиметь в карман 10-50 неучтённых у.е. И сплочённый в такое долевое участие коллектив во главе с руководителем не смог избежать соблазна. Результат – поработали годик-другой и сошли с дистанции. Были расформированы по причине экономической неэффективности и постоянного дотирования. Надо сказать, безо всяких обид с моей стороны в адрес руководителя и коллектива. Жизнь есть жизнь, каждый выбирает свою дорогу. И, похоже, со стороны руководителя и коллектива ко мне. Слишком очевидной и безрадостная была экономическая картина деятельности департамента.
Через годы, встречаясь с уже бывшим руководителем, пили кофе и вспоминали различные жизненные ситуации. Говорю примерно так: «Николаич, а ведь классная задумка была с департаментом сервиса, такая перспективища. Могли же стать первыми на рынке». Отвечает: «Да, конечно. Но не покатило, чего-то не хватило». И вижу, Николаич действительно не понимает, почему «не покатило» дело с нашим первым хозрасчётным подразделением, и чего подразделению «не хватило». Человек из современной отрасли знаний и практики и не понимает, что не хватило тех самых 10-50-ти левых у.е. к прибыли департамента от каждого сотрудника и его, руководителя. Не хватило, так как за 50-ю у.е. в карман по нескольку раз в день департамент терял мотивацию и активность на рынке. Коллектив не о том думал. Не было совместной работы. На общий результат. Работы, за которой от головного предприятия пошли бы инвестиции на развитие, расширение базы, покупка оборудования, открытие филиалов сервиса в регионах (а мы уже имели филиалы продаж во всех областных центрах) и т.д. Вот так из-за внешне несущественных мелочей рассыпалось начинание с большой перспективой.
К сожалению, подобные ситуации повторялись у нас неоднократно. И знаю, не только у нас. Когда люди думают о синице в руках, упускают сначала возможность получить журавля в небе. А со временем упускают и ту же вроде надёжную синицу в руках.
У нас было такое сравнение. Маленькая однопроцентная слабость, которую позволяет себе человек на своём месте (всего-то один процент, какая мелочь!) – это один процент ржавчины в общем отлаженном механизме, один процент хлипкости в коллективе. И эта малюпасенькая точечка на поверхности внешне отлаженного механизма, на теле коллектива, со временем превращается в 10%, в 30%. Пока весь механизм не превратится в ржавчину. Весь коллектив. В сплошную РЖАВУЮ ТРУХУ. При том, что каждый сотрудник сам по себе может оставаться милейшим человеком.
Потому при проявлении подобных явлений даже в мелочах, они, извините друзья, выжигаются калёным железом. В крайнем случае даже ценой потери ценных специалистов и руководителей, профессионалов своего дела. Людей, до которых не доходит наш основополагающий принцип работы: честность – основа и личного успеха, и успеха компании (см. пост «Сначала КТО, а потом ЧТО. Порядочность, честность – важное профессиональное качество» от 10.11.2010г.).
А что же сталось с коллективом департамента сервиса? Проработав вместе несколько лет, разбежались по различным фирмам, некоторые поменяли профессию, кто-то занялся извозом на такси, кто-то пошёл на работу охранником в супермаркет. Все вместе и по отдельности – очень милые, отзывчивые люди. Иногда случайно и неслучайно встречаемся, общаемся с некоторыми из них без всяких вопросов и претензий друг к другу. Счастья им!
Настоящий пост, всё-таки, получается не только об управлении и о бизнесе. Но и о самой, что ни на есть, жизни. Как ни крути, а от неё, родимой, никуда. Ведь что бы мы не описывали, описываем жизнь. Прямо как в том анекдоте, как не меняй комплектацию, всё равно собирается пулемёт.
P.S. Несколько человек задали вопрос, не о них ли, не о ком-нибудь из их подразделения написан пост? Отвечаю. Никто конкретно не имелся в виду при написании. Просто факт из истории, знание которого, думается, будет полезным в жизни сотрудников. Когда имеется информация, то никаких намёков не делается, проводится конкретный разговор, и на сотрудника или руководителя налагаются санкции. Либо он вообще отстраняется от работы.
Есть, конечно, виды деятельности, которые в принципе не поддаются укрупнению. Не рынки, а виды деятельности. Например, челноки в наше время. Или в послевоенное время разъезжающие по городам дядьки с возгласами: “Лужу, паяю, керогаз (примус) починяю”. Какой левак, о чём речь, когда человек работает только на себя. Относится ли сервис компьютеров к таким видам деятельности, уже не имеет большого значения. Поезд ушёл, история не терпит сослагательного наклонения. Да и пост, по большому счёту, не о виде деятельности, а о леваке, как явлении.
Открываю секрет полишинеля. Большое значение имеет корпоративная культура, механизмы контроля и механизмы саморегуляции. Корпоративная культура, проверено, помогает подбирать соответствующих сотрудников (бывают и сбои, конечно) и воспитывать (да-да, именно воспитывать взрослых, казалось бы, людей и себя, заодно). Механизмы контроля – обратная связь и отсутствие искушения. Механизмы саморегуляции – тот самый хозрасчёт, при котором стратегически выгодно работать честно, иначе зарежешь курочку, которая яйца несёт.
Корпоративная культура, контроль и саморегуляция наиболее эффективно работают в комплексе, вместе. За ними лежит целая палитра конкретного инструментария. Причём, инструментария, являющегося продолжением людей, умеющих его использовать и использующих. Т.е. за теорией – методология, за методологией – практика УМЕЛЫХ людей. Не зря говорят, что теория без практики мертва.
А ещё говорят, что практика без теории слепа. Слепа без теории и методологии её использования. Без конкретных прикладных функций. Собственно говоря, это и испытали на себе руководитель и сотрудники уже бывшего департамента сервиса, когда их “ушли” в свободное плавание. Система служб и сервисов головной компании отключилась от сопровождения их департамента. Незаметные в предыдущие времена функции и услуги перестали оказываться. Те, которые никак не ценились, пока были в наличии. Результат известен. Оказывать сервис на уровне “челнока” просто, сел на личный авто и ты на месте. Оказывать сервис на уровне коллектива – задача на порядок сложнее.
Прикладные функции “свободного” департамента не закрывали всё поле его потребностей. А на остальные необходимые не было ни теории, ни, тем более, соответствующих методик и УМЕЮЩИХ их исполнять специалистов. Водителей с автомобилями, финансистов с их аккредитивами, гарантиями и прочими причудами, сторожей и вахтёров, отдела закупок комплектации с контактами и англоязычными переговорщиками. И т.д.
М-да…
P.P.S. После написания поста я позвонил приятелю, с которым вместе работали после вуза молодыми спецами в нашей первой госфирме. Да и во второй также работали вместе. А потом он работал уже в Дайнове в самом департаменте сервиса.
Между нами состоялся примерно такой разговор. Спрашиваю: “Саш, я там блог веду, понимаешь. Ты не в курсе?”. Он: “Первый раз слышу”. Я: “Глянь на последний пост, о вашем департаменте сервиса”. Он: “Хорошо, посмотрю”.
Через несколько дней, я: “Ну, как, читал?” Он: “Ага”. Я: “Я ничего не придумал? Что-нибудь не так написано?” Он: “Да абсолютно всё описанное имело место, а ты откуда знаешь подробности?”. Я: “Были источники. Аудит, например. Да и шило в мешке не утаишь”. Он: “Ааа?!” Я: “Комментарий напишешь, что всё так и было?” Он: “Напишу, только чуть позже, времени не хватает”.
Комментарий Саша так и не написал, видимо, времени не хватило, да и следующий пост как-бы снял тему департамента сервиса и левака. Но я с ещё более спокойной совестью перечитываю этот пост и сейчас. Хотя, надо сказать, и так особенно не переживал за достоверность изложенного, слишком очевидной была описанная ситуация.
Комментарии
Поясняю.
Статья написана очень конкретно для трёх категорий читателей:
- владельцев компаний и руководителей – чтобы было понятно, как могут разваливаться создаваемые и/или руководимые ими фирмы и подразделения фирм;
– сотрудников, специалистов, которые хотели бы хорошо работать и зарабатывать долго, очень долго;
- да, Вы правы, в том числе и для тех, кто в теме, для тех, кто работал в Департаменте сервиса, с кем работаю сегодня.
Чего ж тут непонятного?
А на счёт криков – странно слышать. Не то здесь место.
Я тоже не всё прочитанное в журналах, газетах и иных СМИ воспринимаю. И что с того? Живу счастливо.
Многие авторы, думаю, пишут с расчётом на максимально широкую аудиторию. Но написанное ими кому-то неинтересно, кого-то волнуют другие проблемы, кто-то просто является специалистом в иных областях. Потому могу только повторить три категории читателей, для которых писался пост:
- для владельцев компаний и руководителей – чтобы было понятно, как могут разваливаться создаваемые и/или руководимые ими фирмы и подразделения фирм;
– для сотрудников, специалистов, которые хотели бы хорошо работать и зарабатывать долго, очень долго;
- для тех, кто в теме, для тех, кто работал в Департаменте сервиса, с кем работаю сегодня.
И, пожалуй, ещё добавить четвёртую:
- для тех, кому просто любопытно.
Будьте здоровы!
Так. Что это за дискуссия между двумя моими любимыми авторами??))
Ой… виноват… простите великодушно… за безразрешения. Исправлюсь. Гмм… мда… уже исправился, больше не повториться, чеснослово.