Новый старый вентилятор

Владельцам стареньких компьютеров не понаслышке знакома проблема громкого гула, доносящегося из системного блока. Обычно чем старше машина, тем громче работают вентиляторы охлаждения, будь то блок питания или же кулер процессора. Одни пользователи не обращают на это никакого внимания, другие же наоборот покупают замену. Но, зачастую бывает и так, что у человека банально не хватает денег на запчасти для своего компьютера. Что же делать в таком случае? Слушать невыносимый шум? Нет! Выход из этой ситуации существует. Он не требует никаких особенных технических навыков или затрат.

В нашей стране парк компьютеров на базе дешевых китайских комплектующих обширен до необозримости. Среди них есть ставшие притчей во языцех модели блоков питания JNC, Sparkman, Codegen, Delux, которые, зачастую, после полутора-двух лет работы, начинают безумно гудеть или же вовсе сгорают. Не будем комментировать качество элементарной базы этих девайсов, остановимся лишь непосредственно на том, что вызывает шум в любой из вышеуказанных моделей. Гул создает осевой вентилятор блока питания.

Что же его вызывает? Дело в том, что вентилятор, как и любой движущийся механизм, имеет подшипник, позволяющий вращаться лопастям. Со временем смазка, залитая туда добрыми китайцами на заводе, заканчивается, и пластмасса начинает тереться о пластмассу. Это и создает гул, вибрацию, которые, в свою очередь, приводят к отказу вентилятора и, как следствие, перегреву блока питания.

Как нужно поступить пользователю, чтобы предотвратить подобный негативный сценарий? А поможет совсем немногое - при первых же плохих симптомах смазать подшипник осевого вентилятора.

Для смазки можно использовать разные вещества. Например, машинное масло, технический или косметический вазелин, отработку. Зачастую в домашних условиях проще всего найти именно второе. Вазелин, который обычно используется в косметических целях, вполне подходит и для смазки подшипника осевого вентилятора.

Итак, какова последовательность действий в случае появления неприятного гула из системного блока?

1. Снять крышку системного блока и включить компьютер, чтобы точно понять, откуда доносится гул.

2. Если гул доносится из блока питания, то обесточить системный блок, отключив все устройства, а также материнскую плату.

3. После отключения всех проводов необходимо выкрутить четыре винта, на которых крепится блок питания в задней части системного блока.

4. После того, как блок питания будет откручен, его необходимо аккуратно достать из системного блока. Следует помнить о том, что острые металлические углы могут повредить материнскую плату. Поэтому все манипуляции необходимо производить очень осторожно.

5. Сам блок питания обычно закрыт крышкой, закрученной на четыре маленьких винтика. Их так же следует открутить, чтобы получить непосредственный доступ к плате и осевому вентилятору.

6. После того, как крышка блока питания откручена, необходимо соблюдать осторожность! Помните, что конденсаторы могут сохранять остаточный заряд! Поэтому лучше всего не касаться обмотки блока питания и встроенных радиаторов.

7. Снятие осевого вентилятора осуществляется после откручивания всех четырех винтов, которыми он крепится к корпусу. Необходимо помнить, что в самых дешевых моделях блоков питания металл настолько тонкий, и если сильно надавить на винты, стенка, где крепится вентилятор, может запросто выгнуться!

8. После снятия вентилятора следует помнить о том, что он припаян к плате блока питания тонкими проводами, которые легко рвутся! Поэтому извлекать вентилятор из корпуса блока питания необходимо очень осторожно. Ведь в дешевых моделях провода бывают очень короткими.

9. После того, как вентилятор извлечен и выведен за пределы блока питания, следует снять переднюю наклейку. Именно за ней находится подшипник.

Следует помнить, что в дешевых моделях блоков питания лишь наклейка защищает подшипник вентилятора. Поэтому, по возможности, необходимо сохранять её. Но если это не получилось, наклейку всегда можно заменить скотчем или изолентой.

В более дорогих блоках питания за наклейкой находится круглая резинка, защищающая подшипник от попадания грязи.

10. После снятия наклейки и резинки возможны два варианта действий со смазкой. Если вентилятор гудел давно, то лучше использовать густую смазку - такую, как солидол или вазелин. Эти вещества заполнят изношенные пустоты в ходе сильного трения. Если осевой вентилятор только начал гудеть, тогда достаточно и простого машинного масла, впрыснутого через иглу шприцем.

11. Смазывать вентилятор необходимо постепенно, прокручивая его лопасти поочередно, то в одну, то в другую сторону. Смазывающее вещество добавляется до того момента, пока оно не перестанет уходить внутрь от прокручивания. Обычно этот момент совпадает с моментом, когда вентилятор вновь начинает легко вращаться.

12. После того, как смазка заполнила все нужные места, необходимо закрыть подшипник резинкой либо заклеить сверху скотчем, предварительно удалив всю лишнюю смазку, выходящую на поверхность вентилятора.

13. После всех манипуляций следует собрать блок питания, но не прикручивать его к корпусу. Предварительно необходимо удостовериться, будет ли работать вентилятор, чтобы не делать лишней работы в случае отказа.

Обычно в такой ситуации все проходит штатно. Восстановленный своими руками осевой вентилятор может работать ещё несколько лет без приключений.

Роман КАРПАЧ,
www.fdd5-25.net,
www.twitter.com/fdd525net

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя SlavaZBY

Солидолом вентилятор...???

А потом его зимой со шворки каждый раз запускатьsmiley

Аватар пользователя Al

Используя описанную методику, вы никогда не заставите работать вентилятор ещё "несколько лет". Чтобы оживить даже остановившийся вентилятор, необходимо вначале полностью разобрать его. Для этого необходимо аккуратно снять иголкой стопорную шайбу, обычно она из белого пластика, как на фото, затем с этого же конца, нажимая на ось, аккуратно вытолкнуть лопасти. Теперь вентилятор разобран. Надо тряпочкой, пропитанной спиртом, удалить старую смазку с оси лопастей, пропустить пропитанную спиртом ватку через отверстие подшипника, чтобы удалить старую смазку и оттуда, удалить слипшуюся пыль со всей поверхности вентилятора. Затем смазать ось жидким минеральным маслом. Я обычно использую или машинное, или автомобильное, хоть Mobil 1. Ни в коем случае не использовать консистентные смазки типа вазелин или солидол! Они разработаны для поверхностей, движущихся медленно, типа рычагов. Затем на кончике иглы капнуть пару капель в отверстие статора (шприц можно использовать, только если у вас скопилось их большое количество, я обхожусь обычной иголкой :)) ). Собрать, закрепить, вытереть лишнюю смазку, всё. При наличии некоторого опыта вам не понадобятся даже шерстяные перчатки - руки останутся чистыми и вы не замёрзнете. ))) Теперь у вас есть несколько месяцев тихой работы. За это время ваша задача - накопить денег на новый вентилятор или блок питания, в зависимости от ситуации. Удачи! ))) Кстати, описанная автором и дополненная мною методика подходит для восстановления любого компьютерного вентилятора.

На 100% согласен с комментарием. Если действовать как написал автор статьи, то вентилятор проживет не пару лет, а пару месяцев.

Есть, конечно, случаи когда целесообразно подремонтировать вентилятор. И это обычно не вентилятор из "брендового" :) блока питания скажем Codegen (ибо такой БП адекватный пользователь просто не будет ставить). Более вероятен вариант ремонта вентилятора видеокарты - трудно подобрать новый на замену, т.к. вендоры весьма основательно упражняются в остроумии дабы "нефирменный" не подошел. И поскольку цена видеокарты отнюдь не пара долларов, то есть смысл немного повозиться. Если всё сделать правильно, то после ремонта с годик еще потянет.

Аватар пользователя mike

Ещё про вентилятор. В порядке моддинга, что ли. Мне нравятся реобасы -- вентиляторы работают тихо и служат дольше. В жару реобасы приходилось отключать. Поэтому, чтобы в жару снизить обороты, я устанавливал в корпус внутри сзади на вдув допвентилятор, а снаружи приставлял  кусок автомобильного радиатора. Через радиатор пропускал холодную воду из-под крана. Неэстетично, зато  без шума.

И про смазку. Лучше всего -- веретёнка. Бывает в хозмагах (для швейных машинок). Использую только её. Вздурившийся было кулер палитовской видюхи после капли веретёнки работает уже полтора года. На прошлой неделе точно так же пролечил кулер в БП. 

Аватар пользователя Al
Для тишины - очень тихие вот такие: http://www.nix.ru/autocatalog/arctic_cooling/Arctic_Cooling_Arctic_F12_PWM_120x120x38.5mm_24.4_4001500_95776.html Но это только выдув. А вообще - пора менять железо, чтобы оно само регулировало температуру в корпусе. )))
Аватар пользователя batt

+1

:)

Аватар пользователя Alexpim

Я реанимировал вентилятор в своем ПК как автор статьи.

Раза два в год провожу обслуживание ПК. Продувку от пыли. Очистку вентиляторов от пыли и смазку.

Аватар пользователя Anunnaki
Давайте проясним ситуацию. Возможно, кто-то не дочитал или не понял зачем этот материал написан. 1. Статья написана для тех людей, которые используют старые компьютеры и для тех у кого нет денег на новое железо. 2. Если я о чем-то пишу, то это я проверяю на практике, на личном опыте, причем не единожды. И если написано пару лет, значит пару лет. 3. Бывают случаи, когда вентиляторы вообще становятся колом. В таком случае я их перепаиваю, заменяю на другие. 4. По поводу утверждения, что вменяемые пользователи не используют De-lux или JNC, сочту это за хамство. Так как, у нас половина парка компьютеров в стране в корпусах упомянутых марок. P.s. А вариант с веретенкой обязательно попробую.
Аватар пользователя mike

Да нормальная статья, отлично оформлена. И полезная.