Новости свободного ПО

Выход на прошлой неделе очередной версии рабочего окружения GNOME 3.4 заставляет задуматься о постмодернистской сути нынешнего времени. Хотя не меньшие размышления вызывают и другие новости: обновление библиотеки GTK+, перемена власти в проекте Glibc, первый официальный стандарт языка Go, и появление винтажной свободной браузерной игры BrowserQuest.


GNOME 3.4

Мы живём в эпоху постмодерна, и постмодернистские тенденции широко распространились не только в художественном творчестве, но и докатились до компьютерного мира, в том числе - и до свободного ПО. Характерной постмодернистской чертой современного софтостроения является просто засилье концептов. Не только в каждом новом проекте, но и в каждой новой версии своего проекта разработчики пытаются удивить пользователя какой-нибудь новой концепцией.

Новые концепты - это, конечно, хорошо, однако многим пользователям и со старыми концептами неплохо живётся. А некоторые так даже начинают открыто протестовать против чрезмерного внедрения новых концепций, как, например, в прошлом году Линус Торвальдс раскритиковал разработчиков рабочего окружения GNOME 3.

Тем временем прошёл год с момента первого выхода третьего "Гнома", и уже можно сделать какие-то первые выводы в отношении этого проекта. Тем более этот рабочий стол на прошлой неделе обновился до версии 3.4.

GNOME - популярная графическая среда для Unix-подобных операционных систем, включающая в себя графический пользовательский интерфейс и набор приложений для типовых действий в системе. Первоначальной целью проекта было создание максимально простого, практичного и удобного рабочего окружения. В прошлом году появилась версия GNOME 3, которая содержала в себе ряд кардинальных изменений. В первую очередь это была новая оболочка рабочего стола Gnome Shell, объединившая GNOME Panel и оконный менеджер Mutter.

Новая концепция GNOME, конечно, понравилась не всем. К тому же не только ряд концепций на момент первой версии был ещё не реализован, но и в работе этого программного комплекса было много недоделок. И нельзя сказать, что и в только вышедшей версии GNOME 3 всё окончательно доделано и исправлено.

В новой версии GNOME появилось глобальное меню, когда приложение использует верхнюю системную панель в качестве собственного главного меню. Глобальное меню давно активно используется в Ubuntu в её фирменной рабочей среде Unity и помогает сэкономить вертикальное пространство на широкоформатных мониторах.

Но это глобальное меню GNOME поддерживают ещё не все приложения даже из стандартного набора программ. В то время как в Ubuntu эта концепция является практически рабочей.

Новой концепцией третьего "Гнома" является также режим Activities Overview, через кнопку которого в левом верхнем углу экрана осуществляется поиск и доступ к задачам и содержимому всех окон. Теперь сюда добавлен модуль доступа к документам.

В новой версии переработан интерфейс приложения для управления адресной книгой. Также значительно переработан интерфейс стандартного браузера этой графической среды Epiphany, который теперь активно использует глобальное меню.

Остальные изменения в GNOME 3.4 связаны с новшествами в библиотеке GTK+ 3.4.0, на основе которой и создаётся окружение GNOME 3. Но об этой библиотеке чуть ниже.

А про саму среду GNOME 3 в её текущем состоянии пока можно сказать, что она по-прежнему после года развития находится в стадии становления. И на мой субъективный взгляд, третий "Гном" всё ещё не опережает Ubuntu Unity.


GTK+ 3.4

На прошлой неделе была опубликована также новая версия библиотеки GTK+ 3.4. Тулкит GTK+ является одним из важнейших частей всей инфраструктуры разработки открытых программ. Эта библиотека предназначена для создания графических интерфейсов для современных приложений. По своему предназначению и значимости она аналогична фреймворку Qt.

Проще говоря, подавляющее большинство популярных программ с графическим интерфейсом созданы с помощью Qt или GTK+. Например, на основе GTK+ созданы проекты GNOME, Unity, XFCE, LXDE, а также многие отдельные приложения. Этот тулкит является кроссплатформенным, и на его основе можно создавать программы не только для Linux, но и для Windows.

В сущности, одной из главных фишек новой версии GTK+ и является начало поддержки ОС Windows в третьей ветке этого тулкита. Теперь, например, новые версии графического растрового редактора GIMP станут также доступны пользователем "форточек".

Важной технологией GTK+ 3.4. является поддержка устройств с сенсорными экранами и возможность обработки мультитач событий. Для сенсорных экранов обеспечена также кинетическая прокрутка, обеспечивающая инертное замедление после прекращения прокручивания содержимого экрана.

Дополнительно следует сказать, что также появилась версия среды Glade 3.12 для визуального проектирования интерфейса на базе GTK+. Это первая версия среды для работы с третьей веткой GTK+.


Перемены в Glibc

И, закрывая тему новостей из мира важных системных библиотек GNU/Linux, следует сообщить о смене власти в проекте Glibc. В прошлый раз в новости о выходе очередной версии этой системной библиотеки мы говорили о том, что в сообществе существуют определённые претензии в отношении главных программистов Glibc.

И вот на прошлой неделе было объявлено о роспуске курирующего разработку Glibc управляющего комитета разработчиков. И соответственно приглашаются новые энтузиасты, чтобы принять участие в разработке этой библиотеки.

Среди новых мэйнтейнеров проекта отсутствует имя Ульриха Дреппера, бывшего в свое время основным разработчиком Glibc, а также ответственным за приём патчей. Проще говоря, Дреппер отвечал за связи с общественностью. И общественность его не очень любила. И сразу после смены власти в проекте в некоторых блогах даже появились радостные заголовки: "Ура! Дреппер уходит!".

Действительно, как бы там ни было, но в лице Дреппера уходит целая эпоха. И ещё неизвестно, как поведут себя и какие концепты принесут новые начальники. Так что я бы не спешил пока радоваться.


Go 1

Опубликован первый стабильный стандарт языка программирования Go 1. Этот язык разработан в корпорации Google и впервые был представлен широкой публике в 2009-м году. Талисман языка Go стал суслик Gopher

По своей концепции Go является, с точки зрения Google, усовершенствованным Си. Go - это компилируемый императивный язык, поддерживающий структурное программирование. Особенностью Go является то, что он изначально спроектирован для многопроцессорных систем, с встроенной поддержкой на уровне операторов параллельных операций и межпроцессорных взаимодействий.

Синтаксис языка Go сильно похож на язык Си, но в этом синтаксисе имеются и заимствования из Python. Например, как точку с запятой Go трактует конец непустой строки.

Вот так выглядит "Hello, World!" на языке Go:

import "fmt"
func main() {
 fmt.Println("Hello, World!")
}

Поддержка первой версии стандарта Go имеется в недавно вышедшем наборе компиляторов GCC 4.7. Также Go распространяется в виде бинарных пакетов для Linux, Mac OS X, FreeBSD, Windows. Компиляцию поддерживается для архитектур AMD64, x86, x64 и ARM.


BrowserQuest

Настоящим сюрпризом для меня стала на прошлой неделе многопользовательская online-игра BrowserQuest. И ведь собирался только быстро взглянуть на этот проект, как незаметно для себя пару часов убил в игре, пока не добрался до главного монстра. Хотя давно уже интерес к играм у меня прошёл.

BrowserQuest создан в рамках платформы Mozilla с целью демонстрации возможностей современных веб-технологий. Клиентская часть BrowserQuest написана на JavaScript и использует современные HTML5-технологии для отображения всех элементов игры. То есть никаких плагинов Flash для неё не требуется, и подойдёт любой современный браузер, имеющий поддержку технологии WebSocket. Поэтому в этом отношении не следует сравнивать эту игру, например, с Realm Of The MadGod, которая использует Flash.

Серверная часть, обеспечивающая взаимодействие игроков в режиме реального времени, также написана на языке JavaScript и работает под управлением JavaScript-платформы Node.js. Код серверных и клиентских компонентов игры распространяется под лицензией MPL.

Художественной особенностью BrowserQuest является то, что она визуально выполнена в концепциях старых добрых РПГ вроде Zelda с олдскульной двухмерной картинкой и соответствующим старомодным музыкальным сопровождением. Может быть, поэтому она меня так зацепила.

BrowserQuest - вполне полноценная MMO. Здесь есть квесты типа "Убить 10 крыс", NPC, возможность общаться с другими игроками и собираться в команды.

Исходный код этой демонстрационной версии игры открыт. Поэтому, уверен, скоро появятся и более развитые варианты игры, а также новые карты BrowserQuest.

Михаил АСТАПЧИК

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!