В этом обзоре, так сказать, сорвём последние колоски свободного ПО, вышедшего в этом году. Скоро новолетие, и в следующий раз нам останется только подвести итоги этого года. А за прошедшую неделю стоит отметить следующее ПО: графическую оболочку Razor-qt, фреймворк Qt 4.8, 3D-редактор Blender 2.61, начало открытия исходных кодов технологии CUDA, свободную АТС Asterisk 10, почтовый клиент Claws Mail 3.8.0 и мультимедиа-пакет FFmpeg 0.9.
Razor-qt 0.4
В этом году в мире GNU/Linux происходит серьёзное обновление графических пользовательских интерфейсов на десктопах. На смену старому GNOME 2 появились GNOME 3 и Ubuntu Unity, спор о достоинствах и недостатках которых продолжается до сих пор. Раз уж эта тема приобрела такое большое значение, уместно обратить и внимание и на другие новинки в области новых пользовательских интерфейсов. Как раз на прошлой неделе появилась новая версия рабочего окружения Razor-qt.
Проект Razor-qt находится в стадии активной разработки. Первый публичный выпуск проекта произошёл летом этого года. Хотя, по сути, это модификация проекта Antico, прекратившего своё развитие.
Razor-qt представляет собой очень быструю и лёгкую рабочую среду, созданную, как и KDE, на базе Qt. Код написан на языке C++. Архив с исходными текстами всех наработок проекта занимает всего 5.5 Мб.
Кроме простоты и лёгкости, Razor-qt демонстрирует верность классическому типу пользовательского интерфейса. Для многих пользователей такой интерфейс является предпочтительным.
Другими словами, Razor-qt очень похож на LXDE, только написан с использованием другого фреймворка, а не GTK+. Также Razor-qt сохранил модульную архитектуру построения пользовательского интерфейса Antico. В состав Razor-qt входят: панель, рабочий стол, интерфейсы для запуска приложений и переключения между окнами, прослойка для запуска привилегированных процессов, центр настройки и система управления пользовательскими сессиями.
Razor-qt не имеет своего собственного оконного менеджера. Но эта графическая оболочка прекрасно работает с другими оконными менеджерами - fwwm2, kwin, openbox, metacity.
Нетрудно догадаться, что основным недостатком таких аскетических пользовательских интерфейсов является небольшая функциональность. В этом плане, как ни ругай Unity и GNOME 3, эти рабочие окружения по функциональности выглядят значительно привлекательней, чем Razor-qt.
Qt 4.8
В дополнение к информации о новой версии Razor-qt стоит добавить и новость о выходе очередной версии тулкита Qt, выпуск которого под номером 4.8 состоялся 15 декабря.
Qt - популярный фреймворк разработки GUI для кроссплатформенных приложений на C++, который используется на платформах Windows, Linux, MacOS. В последнее время этот популярный фреймворк курирует компания Nokia, в результате чего Qt становится средством разработки приложений и для мобильных платформ.
Главной особенностью версии 4.8 как раз и является дальнейшее увеличение кроссплатформенности. Для упрощения переноса Qt на новые оконные системы и устройства в этот фреймворк интегрированы наработки проекта Lighthouse. Целью технологии Lighthouse является предоставление возможности любому разработчику портировать Qt на свою любимую платформу.
Blender 2.61
Как мы уже сообщали раньше, во время выхода Blender 2.60, новый этап в развитии этого 3D-редактора на самом деле начнётся с версии 2.61, которая вышла на прошлой неделе. Новую версию можно считать одной из самых значительных в истории этого свободного пакета для создания трёхмерной компьютерной графики, включающего средства моделирования, анимации, рендеринга, постобработки видео, а также создания интерактивных игр.
Самой главным изменением, конечно, является включение в состав программы нового механизма рендеринга Cycles, уже успевшего получить в народе название "суслик". Следует согласиться с народом и отметить, что новый движок действительно отличается от прежнего большей шустростью в обработке трёхмерных сцен за счёт использования аппаратного ускорения CUDA и OpenCL. Например, особенностью данного движка является поддержка интерактивного рендеринга практически в режиме реального времени.
Из функций постобработки видео значимым достижением нужно назвать начало реализации технологий отслеживания движения (motion tracking). Для работы с этой технологией в Blender теперь есть новый редактор Movie Clip Editor, при помощи которого можно реализовать функцию отслеживание камеры (camera tracking). То есть нужно найти на видео необходимые перемещающиеся точки и по этим точкам воссоздать траекторию для "вмонтирования" в видео трёхмерных объектов. Как это может выглядеть, показано в видеоролике.
Начиная с версии 2.61, в Blender включены два новых инструмента - Ocean Sim и Dynamic Paint. Ocean Sim позволяет моделировать и анимировать реалистичные морские пейзажи. А Dynamic Paint превращает одни объекты в кисти и краски, с помощью которых можно динамически раскрашивать другие объекты.
В качестве примера работ, выполненых при помощи новых возможностей Blender, можно предложить работу дизайнера Станислава Шестича. Так, по мнению автора, выглядел бы прототип интерфейса Blender в 19-ом веке.
NVIDIA открывает CUDA
Раз уж речь в предыдущей новости зашла о технологиях CUDA, следует добавить, что компания NVIDIA начала процесс открытия исходных текстов компилятора из состава CUDA Toolkit. По мнению компании, этот акт должен заинтересовать независимых разработчиков, которые смогут создавать модификации компилятора для других платформ, процессорных архитектур и языков программирования, делая таким образом CUDA-приложения по-настоящему кроссплатформенными.
Фирменная программно-аппаратная архитектура CUDA позволяет производить вычисления с использованием графических процессоров NVIDIA, поддерживающих технологию произвольных вычислений на видеокартах. Другими словами, это технология, которая позволят выполнять вычисления более эффективно и быстро, будь то монтаж видео, моделирование генетического кода или, как в случае Blender 2.61, рендеринг фотореалистичного 3D-изображения.
Asterisk 10
В последние дни уходящего года обратили на себя внимание разработчики открытой коммуникационной платформы Asterisk, которые выпустили сразу десятую версию своего продукта. Asterisk - свободное решение компьютерной телефонии от компании Digium для UNIX-систем. Это решение обладает всеми возможностями классической АТС, поддерживает множество VoIP-протоколов, предоставляет голосовую почту, конференции, интерактивное голосовое меню, центр обработки вызовов и прочие функции.
Предыдущая стабильная версия продукта имела номер 1.8 и логично было ожидать версию с номером 2 или 1.10. Однако, по словам разработчиков, чтобы подчеркнуть эволюционность и преемственность всех новых выпусков этой свободной АТС, было принято решение отказаться от версии 2.0, а в номере 1.10 убрать первую единицу. Так и получился номер 10.
Действительно, в силу особенностей использования этого продукта преемственность версий для пользователей здесь важна. Можно даже найти тех, кто использует до сих пор версию Asterisk 1.2.
В новой версии важным является, конечно, появление полноценного набора механизмов для работы с протоколом Т.38 по передаче факсимильных сообщений в реальном времени через IP-сети. Также в Asterisk 10 нужно отметить новое приложение ConfBridge для работы с голосовыми потоками с частотой дискретизации 8kHz-192kHz, с возможностью режима простых видеоконференций в этом приложении.
Claws Mail 3.8.0
Появилась и новая версия почтового клиента Claws Mail 3.8.0. Это потомок очень распространённого в своё время почтового клиента Sylpheed. И сейчас этот почтовый клиент является популярным у многих частных пользователей, даже несмотря на победоносное шествие GMail и веб-интерфейсов.
Claws Mail является быстрым легковесным почтовым клиентом, написанным на GTK+. Поддерживает основные протоколы обмена почтой, шифрование GnuPG. Почтовый клиент имеет систему плагинов, позволяющих расширять функциональность программы.
В новой версии программы каких-то особых нововведений нет. Новый Claws Mail выпустили, скорее всего, с целью напомнить о себе и порадовать своих поклонников.
FFmpeg 0.9
В заключение отметим новый выпуск пакета для работы с мультимедиа FFmpeg 0.9. Пакет включает набор приложений и коллекцию библиотек для кодирования и декодирования различных мультимедийных форматов.
Выход этой версии интересен тем, что, как известно, с начала этого года здесь происходила настоящая революция среди разработчиков. Часть программистов, недовольная политикой главного мантейнера проекта, организовала собственный форк libav.
Судя по всему, страсти улеглись, кроме изменений, созданных внутри FFmpeg, в новую версию включены все последние наработки из ffmpeg-mt (поддержка многопоточного декодирования), в том числе и из libav. Мир лучше войны. А большой список нововведений можно посмотреть непосредственно по ссылке.
Михаил АСТАПЧИК
Горячие темы