Интернет-торговля в Беларуси: тенденции и перспективы

На сегодняшний день создание интернет-магазинов является одним из перспективных направлений отечественного он-лайн бизнеса. Бурное развитие технологий обусловило неожиданный всплеск интереса потребителей к данному направлению. Плюсы интернет-торговли очевидны: это возможность произвести покупку, не покидая дома, за короткое время ознакомиться с широким перечнем товаров, предложенным на ряде тематических сайтов, и, наконец, рассчитаться за приобретенное посредством электронных денег. Однако, при всех очевидных преимуществах, данное направление пока несет и ряд конструктивных недостатков. О плюсах и минусах электронной торговли рассказывают специалисты компании «Мастерлинк»:

- Интернет-торговля на сегодняшний день представляет собой широкое поле для экспериментов, - рассказывает специалист отдела разработки Юрий Волков. – Если вы выбираете наиболее сложный путь, будьте готовы, что вы не встретите на нем конкурентов. Этот классический бизнес-постулат как нельзя лучше отражает особенности современной сетевой торговли. Сложный путь создания интернет-магазина в нашей стране до конца еще, пожалуй, никто не прошел. Отдельные его составляющие частично реализованы, однако полноценно применить имеющуюся теоретическую базу, мало кому удалось. Интернет-торговля на сегодняшний день находится в зачаточном состоянии. Любой бизнесмен, адекватно оценивающий данную ситуацию, в скором времени станет лидером этого еще не до конца сформировавшегося сегмента.

Каковы основные составляющие успешного интернет-магазина? Техническая сторона проблемы, если поручить ее специалисту,  занимает от нескольких дней для типовых решений на базе готовых шаблонов до нескольких месяцев при реализации сложных решений.  Одним из основных вопросов является актуальность предложения. На данный момент владельцы интернет-магазинов создают электронные каталоги и размещают в них товары. А когда появляются конкретные поставщики, то выясняется, что зачастую они не знакомы с товарными качествами продукта, наличием его на складе.

Вторым актуальным вопросом является доставка. Если человек сделал заказ утром, то он хочет, чтобы менеджер отреагировал на его заказ в тот же день. Сотрудник интернет-магазина должен созвониться, написать ответное электронное письмо, пояснить, когда привезут товар покупателю.  Ожидать на протяжении недели, пока товар будет доставлен, не желает никто. Характерным  положительным примером в данном случае является интернет-магазин компьютерной техники и комплектующих PCmarket.by. Это очень удобный в плане навигации магазин, имеющий широкий ассортимент товара. Клиенты данного магазина не имеют проблем с выбором и доставкой продукции.  На конференции «Деловой интернет» было отмечено развитие подобного рода торговли, когда оплачивать товары можно было, не выходя из дома. Однако годы идут, и люди до сих пор продолжают рассчитываться при получении наличными деньгами.

Недостаточно активное развитие систем электронных платежей во многом связано с нежеланием самих граждан переходить на новую платежную систему.  Среднестатистический пользователь интернет-магазина представляет собой молодого человека в возрасте 21-25 и 25-29 лет. Чаще всего это менеджеры, которым удобно делать заказы, не выходя из офиса. Еще одна категория активных пользователей интернет-магазинов – молодые мамы, находящиеся в отпусках по уходу за ребенком. Как правило, они имеют навыки пользования интернетом, однако электронными деньгами пользоваться по-прежнему не желают.

Платежные системы WebMoney и EasyPay можно внедрять повсеместно. Однако, пока данное направление развивается не слишком активно. Возможно, наличные деньги более удобны в обращении. Однако государству подобным образом значительно проще контролировать денежные потоки в плане ужесточения контроля. Поднимался вопрос о том, что товары стоимостью более 20 базовых величин должны приобретаться только посредством электронной почты либо банковской карточки. Через несколько лет подобное может произойти, и к этому необходимо быть готовыми.

Основными направлениями интернет-торговли на сегодняшний день является реализация товаров повседневного спроса и широкого потребления. Уникальный товар, к примеру, старинную бронзовую статуэтку, хочется увидеть «живьем» и потрогать руками. Впрочем, существует ряд хорошо известных товаров, к примеру, мобильные телефоны или компьютеры, которые люди готовы заказывать исключительно по их визуальным и техническим характеристикам. Товары повседневного спроса – стиральные порошки, прокладки, имеют хорошо известные свойства, не нуждающиеся в дополнительных пояснениях. Все это в Беларуси пока находится в зачаточном состоянии. Низкий уровень организации отечественных интернет-магазинов обусловлен отсутствием комплексного видения проблемы. Есть интернет-магазины, которые отвечают высоким стандартам качества и визуально, и по юзабилити. Однако, им все же не хватает некоторых элементов. Слабая конкуренция в данном сегменте обусловила халатное отношение бизнесменов к данному вопросу.

Одним из самых перспективных сегментов интернет-торговли является продажа цифрового контента. В этом плане у интернет-бизнеса весьма обширные перспективы. Контент-это аудио, видео, образовательные программы, базы фотографий.

Справка: В 2010 году товарооборот белорусских интернет-магазинов увеличился в 3,3 раза. За прошлый год товарооборот интернет-магазинов составил 231,6 миллиарда рублей (в 2009-м — 69,9 млрд рублей). На начало апреля 2011 года в Беларуси зарегистрировано более 3700 интернет-магазинов.

- Перспективы развития интернет-торговли в Беларуси весьма  многообещающие, - отметил директор компании «Мастерлинк» Александр Семеняко. Кризисные явления оказываются временными, и по их завершении те, кому удалось  выстоять, начинают бизнес  с чистого листа. Из этого  следует, что для развития интернет-торговли на сегодняшний день существуют все необходимые составляющие:

- Высококачественный интернет по всей стране

- Низкие цены на трафик

- Растущая грамотность населения, благодаря социальным сетям и присущей всем популярности интернета

- Присущая белорусам хозяйственность в ведении коммерческих вопросов, особенно в кризисное и посткризисное время. А так как цены в интернет-магазинах всегда значительно ниже, чем на реальных торговых точках ( за счет экономии на складе, грузчиках, аренде магазинов, з/п продавцов), то и продукция их пользуется большим спросом.

- Компактность республики, в течение суток товар может быть доставлен в любую точку страны

- Мобильный интернет

К слову, перед кризисными явлениями, интернет-торговля в Беларуси на 10% опережала развитие российского сегмента этого рынка.

Достоинствами существующих магазинов в Минске является то, что практически 95% всех сделок (заказ, звонок, доставка, гарантия, товар) происходят в установленные сроки. Существенными же недостатками белорусских магазинов стали их плохая навигация, отсутствие качественной графики и фотографий. Помимо этого,  наличие товара на сайте не соответствует наличию его на складе, товарный ассортимент весьма узкий  и количества их явно недостаточно. Также существует масса проблем со внутренней оптимизацией практически всех сайтов на торговых площадках, что создает определенные неудобства для пользователей.

На сегодняшний день белорусский интернет-магазин стопроцентно нацелен только на внутренний рынок. Крупные  экспорто-ориентированные игроки, еще не стремятся обзавестись интернет магазинами.  Перспективу должны создавать SEO-компании. Потенциальным направлением продвижения интернет-торговли является контекстная реклама  и социальные сети.  Хотя я думаю, что и директ-маркетинг сыграет существенную роль в продвижении ресурсов.

Итак, мы приходим к весьма однозначному выводу: интернет-торговле в Беларуси – быть. Это обусловлено целым рядом сопутствующих социально экономических факторов, которые создают благодатную почву для развития данного вида бизнеса. Так что, дело за малым – применить полученные знания на практике.

Елена Харламова

 

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!