12 апреля отмечается День космонавтики. И КВ, конечно же, не могут оставаться в стороне. Сегодня мы с вами поговорим на темы, которые в «космических» заметках обычно не затрагиваются. Как влияет космос на судьбы людей? Что белорусы делают в космосе? Полетим ли мы к звездам? Обо всем об этом — в нашем материале.
От «Союза» – к «Имперским истребителям»
Космический полет родился в проектах Циолковского, а полет на Луну — в романе Жюль Верна. Люди всегда мечтали о недостижимом. И порой эти мечты сбывались. Правда, первые космические корабли были довольно примитивными, это были просто герметичные «скорлупки», упакованные в трубы с реактивными двигателями, созданными на основе агрегатов, экспроприированных у фашистской Германии ракет ФАУ-2. Их изобретатель, немец Вернер Фон Браун, позже строил в США ракеты для лунных экспедиций. И строил успешно.
Потом космические корабли и советские и американские, стали неизмеримо сложнее, началась космическая гонка, результатом которой стали экспедиции американцев на Луну, советские «Луноходы», а позже — космические «челноки», «Шаттлы» и советский «Буран». К сожалению, в экономическом плане эти проекты были абсолютно бесполезными. Чудовищной мощности корабли требовали дорогостоящих космодромов, обслуживания, инфраструктуры и океанов топлива. Поэтому, лунная программа в США и была свернута начисто, так, что теперь возникают сомнения, летали ли американцы на Луну, вообще. Двигатели, способные поднять стотонные лунные корабли, США теперь закупают в РФ. Программа запуска «челноков» тоже была закрыта. Впрочем, советская программа в годы перестройки также «самоуничтожилась». Станцию «Мир» затопили в океане, «Бураны» оставили ржаветь в разных точках бывшего СССР.
Сейчас освоение космоса продолжается но уже на новом, неспешном уровне. Полеты в околоземное пространство потихоньку становится доступны туристам (пока только очень богатым), а частные компании строят экономичные ракеты с возвращаемыми автоматически ступенями (раньше они сгорали в атмосфере или тонули в океане).
А у человечества — новые мечты о звездных истребителях и космических крейсерах, осуществить которые, не нарушив известные физические законы, сегодня практически невозможно. А о том, что нужно для этого, мы поговорим в конце материала. Сейчас же вспомним о покорителях космоса и о трудностях, которые возникают у них.
Космическая опера или человеческая трагедия?
Космонавты — люди, со всеми присущими им недостатками. Поэтому для некоторых «билет» в космос становился не только дорогой к забвению, но и перечеркивал (в полном смысле слова) всю их жизнь. Самый яркий пример — второй дублер Юрия Гагарина, обладатель удостоверения «Космонавт ВВС №3» Григорий Нелюбов. Этот человек с железным здоровьем, стальными нервами, полный сил и энергии, прожил всего 32 года. А виноват в этом именно космос. Точнее, неосуществившаяся мечта о нем.
Нелюбов не полетел третьим (как было запланировано). Планы руководства ЦУПа поменялись, полет отложили. Но, в принципе, из-за этого изменились только сроки — кандидатуру Нелюбова никто не отменял. Тем не менее, из-за случайного спора с военным патрулем в буфете «Звездного городка» (а там царила строжайшая дисциплина), космонавта выгнали из отряда. В результате, через несколько лет он покончил жизнь самоубийством, бросившись под поезд (по другим данным, несостоявшийся «третий» погиб во время испытательного полета на истребителе МИГ-21).
Трагедия Нелюбова негативно повлияла на всех близких ему людей. У них с супругой Зинаидой никогда не было детей. Да и не могло быть. Поэтому Григорий тайком встречался с другой женщиной, украинкой, которая и родила ему дочь. Но и у этой «ветви» семьи Нелюбовых счастья в жизни не было. Дочь его оказалась особой депрессивной, как и отец и, несмотря на блестящую учебу в вузе и отличную работу на одном из радиоэлектронных предприятий Украины, жизнь её не ладилась. А однажды девушка просто умерла. Без видимых причин. Её мать доживала свой век в Запорожье – парализованной после тяжелой болезни.
Эти факты неизвестны широкой общественности, вы не найдете их в «Википедии», я узнал их случайно — от бывшего инженера-электронщика того самого украинского предприятия, с которым некоторое время работал в Минске. Узнал и рассказал их вам, чтобы вы знали — космос, стоит только начать думать о нем, может быть враждебной средой даже на земле.
Хотите - верьте, хотите - нет, но я, например, горжусь тем, что из нашей маленькой Беларуси , где нет никаких космодромов и мысов «Канаверал», в космос слетали аж три человека. Три из пятисот землян, побывавших в межзвездных просторах! Это Петр Климук, Владимир Коваленок и Олег Новицкий. Они побывали в космосе в разные годы и стартовали туда из разных государств. Климук и Коваленок — из СССР, Новицкий — из современной России. Но их объединяет две вещи. Во-первых, все они — белорусы, во-вторых — очень талантливые и целеустремленные люди.
Петр Ильич Климук — первый белорусский космонавт, ученый, генерал-полковник авиации, академик. В 1965 году его зачислили в отряд космонавтов. В 23 года он стал коллегой Юрия Гагарина. Климук был в космосе трижды и провел там 78 суток.
Владимиру Васильевичу Коваленку, не было еще и двадцати пяти, когда его зачислили в отряд космонавтов. Коваленок совершил три полета в космос, в общей сложности провел в космосе 216 суток, в том числе два часа в открытом космосе.
Олег Новицкий родился 12 октября 1971 году. Он был военным, служил в Чечне и имеет статус ветерана боевых действий. В мае 2012 года Новицкий в составе основного экипажа приступил к работе на МКС-33/34 в качестве командира корабля и бортинженера.
Белорусские космические программы
Беларусь известна не только как родина трех космонавтов, но и как страна, участвующая в освоении космоса. Беларусь и Россия реализовали три космические программы: «Космос-БР», «Космос-СГ» и «Космос-НТ». Сейчас «в работе» еще две – «Нанотехнология-СГ» и «Стандартизация-СГ». В рамках «Нанотехнологии-СГ» разрабатываются новые материалы и аппаратура, которые планируется использовать в дальнейшем при изготовлении оборудования как для космических аппаратов, так и для наземных нужд.
Беларусь и Россия более четырех лет создавали два космических аппарата дистанционного зондирования земли: БКА и «Канопус-В». С их запуском наши страны фактически создали хоть и небольшую, но вполне работоспособную орбитальную группировку спутников, которая используется в интересах двух наших государств.
Сейчас действует двусторонняя программа под названием «Разработка космических и наземных средств обеспечения потребителей России и Беларуси информацией дистанционного зондирования Земли» – «Мониторинг-СГ». Её задача — создание технологий и программных комплексов в интересах повышения надежности, работоспособности и живучести космических средств дистанционного зондирования Земли.
Нужен ли звездолет? («за» и «против»)
Ну а теперь — немного «научпопа». Пока прогрессивное человечество и наша страна занимаются освоением околоземного пространства, поговорим о том, возможен и нужны ли нам сейчас полеты к далеким звездам, и что это нам может дать? Наука говорит о том, что при существующих обстоятельствах, известных нам законах мироздания и возможностях, мы получим очень немногое.
Звездолет будет гигантским (размером с очень большой астероид). Горючего для него потребуется целое море. Звездолет придется строить прямо в космосе, так как от земли такой корабль не смогут оторвать никакие двигатели.
Если даже и удастся построить ракету, способную развить третью космическую скорость и покинуть солнечную систему, она будет путешествовать до ближайшего небесного тела тысячи лет. Если её удастся разогнать до околосветовой скорости (а это – 300 000 км/сек), полет до центра галактики займет 21 год. За это время на Земле пройдет 60 тыс лет.
Не будет никакой возможности и никаких средств связи, чтобы оперативно сообщить на Землю об успешном завершении экспедиции. А что будет на Земле через 60 тыс лет, не нужно и гадать — все равно не угадаете.
Виновато в этих цифрах релятивистское замедление времени, при котором для движущегося наблюдателя оно замедляется. И если в системе спутников GPS-навигации разница скоростей дает 38 микросекунд, то в гипотетическом полете она достигнет невообразимых величин.
Некоторые ученые, выдвигают теоретический постулат, согласно которому не стоит далеко летать, так как миры в галактике развиваются примерно одинаково.
Кроме того, они считают, что звездные колонии создавать на больших расстояниях друг от друга тоже незачем. Из-за отсутствия связей они просто станут разными цивилизациями.
Мы с вами легко можем вычислить максимальное расстояние, на котором возможна общественная организация жизни в космосе. Пусть T - примерная продолжительность жизни человека, V – максимально возможная скорость полета. Максимальное осмысленное расстояние между анклавами возьмем за S. Таким образом, S = TV или, простыми словами, мы можем осуществлять взаимодействие на расстоянии не более одного светового года, то есть, в пределах собственной звездной системы. И это только в том случае, если успешно «оседлаем» скорость света.
И последний довод против космических полетов — экспоненциальная модель развития человеческой цивилизации. Каждые десять лет мы удваиваем наши научно-технические возможности, каждые 20 — объемы потребления энергии. При таких темпах даже интенсивная космическая экспансия не позволит человечеству выжить, не сократив свои потребности. Гораздо привлекательнее космических путешествий для нас стало бы, например, раскрытие энергетического потенциала элементарных частиц. Для этого ведь далеко летать не надо, а возможности, в том числе связанные с энергетическим потенциалом, будут безграничными.
А как же «нуль-переходы», «гиперпространство», «червоточины»? — возразит мне опытный, подкованный в фантастике читатель. Да, они, может быть, и есть, но для того, чтобы работать с ними потребуется огромная плотность энергии, создать которую имеющимися средствами мы не в состоянии. Чтобы сделать что-либо с объемом пространства, через который можно будет «просунуть» в соседнюю звездную систему скафандр, себя и чемоданы, нужна энергия, плотностью в 10^{33} эрг/см^3. А водородная бомба дает лишь 10^{22} эрг/см^3.
Для полноценного освоения межзвездного пространства с помощью воздействия на него, цивилизации потребуется генерировать плотность энергии, примерно соответствующую таковой в нейтронных звездах — 10^{34} эрг/см^3. Нейтронные звезды довольно заметно искривляют пространство, это, фактически, доказано. А значит — сможем и мы, если сумеем овладеть такими силами.
Но здесь-то и кроется последний парадокс. Получить такую энергию можно лишь из элементарных частиц — больше неоткуда. Так что, прежде чем куда-то лететь, нам всё-таки нужно забраться в микромир у себя дома. А после этого нам межзвездные полеты, звездные крейсера и имперские истребители уже будут не нужны. Мы и без них куда угодно доберемся, сложив пространство как бумажный «самолетик».
Эдуард Трошин
Комментарии
сомнения об американцах на Луне возникают только у недалеких невежд
у Леонова или Гречко они почему-то не возникают
Хорошие в статье обобщения. Поддерживаю.
Но развитие космонавтики для освоения околоземного пространства -- необходимость. Надеюсь, никто не станет спорить?
И ещё. Продолжительность жизни цивилизации конечна. И только ту цивилизацию, которая оставит после себя космическую память (скорее всего ею будет блуждающее в космосе тело, содержащее информацию), можно считать состоявшейся. Имхо.
mike > Но развитие космонавтики для освоения околоземного пространства -- необходимость. Надеюсь, никто не станет спорить?
Хм. Как никто? Вот сотовую связь используют чисто случайно (С) - предполагалось использовать спутники. Но вышло что сотовая дешевле этого космоса.
Дурак сказал, навежда повторил. До сот был транкинг. Иди гугли.
mike > И только ту цивилизацию, которая оставит после себя космическую память (скорее всего ею будет блуждающее в космосе тело, содержащее информацию), можно считать состоявшейся. Имхо.
Это опять таки вопрос форума о "смысле жизни".
Я не болдил. Ну, если понравилось, запиши себе в актив. :)
mike > Я не болдил.
Ты билдер.
> Ну, если понравилось
Болдинг не есть понравилось - это просто для установления связи (линки) с болдингом в ответе.
У меня отец имел прямое отношение ко всему описываемому, прочитал с удовольствием.
О бренности жизни и величии Космоса на слова Норвида: