Белорусский рынок онлайн-торговли ожидают перемены

Онлайн-торговлю в Беларуси ожидают перемены: конкуренция усилится, доходность снизится, а небольшие интернет-магазины, лишенные оригинальной концепции и конкурентных преимуществ, будут вынуждены закрыться или перейти под крыло крупных площадок. Такое мнение высказал руководитель по электронному бизнесу Альфа-Банка (Беларусь) Андрей Косач. 

Сфера онлайн-торговли в Беларуси стремительно развивается – в стране уже зарегистрировано около 10 тыс. интернет-магазинов. Однако такие площадки, как Amazon.com или AliExpress.com, в республике еще не появились. «Белорусские интернет-магазины в основном представляют собой «витрину в интернете», благодаря которой покупатель может выбрать и заказать товар, тогда как его оплата и доставка осуществляется с участием курьеров», – отметил Андрей Косач. 

Вместе с тем в ближайшие годы количественный рост уступит место качественным преобразованиям. Онлайн-торговля в стране будет укрупняться: слабые игроки уйдут с рынка, а сильные смогут увеличить свою долю и расширить свое присутствие в смежных сегментах. «Снижение покупательской способности населения и стремительный рост числа субъектов интернет-торговли привели к эффекту бумеранга – бизнес в этой сфере стал менее прибыльным, а определяющую роль стала играть экономия на масштабах», – считает эксперт. 

Сам рынок при этом становится прозрачнее и безопаснее. «Чем крупнее онлайн-бизнес, тем выше интерес к развитию различных форм оплаты. Многие интернет-магазины понимают изменения, которые происходят и в поведении клиентов, и в целом на рынке онлайн-торговли», – пояснил руководитель по электронному бизнесу. 

В качестве примера эксперт привел сервис e-Invoicing, который позволяет белорусским интернет-магазинам выставлять покупателям электронные счета через ЕРИП, что в итоге дает продавцам приемлемую себестоимость расчетов, а покупателям – более безопасный способ оплаты.

Если оплачивать товар при помощи банковской карты на сайте интернет-магазина, то существует определённый риск. Ведь покупатель доверяет интернету данные своей карты: вводит, как минимум, ее номер, срок действия и CVV-код. Международные платежные системы давно работают над исключением этого риска. Если интернет-магазин подключен к  сервисам  3-D Secure, то добавляется один шаг аутентификации для онлайн-платежей – покупателя просят ввести код подтверждения, который банк-эмитент карточки обычно отправляет через sms-сообщение на привязанный к карте номер мобильного телефона. 

При расчете через ЕРИП уровень безопасности выше, хотя и работать с ним куда сложнее. Покупатель получает «код заказа», после чего необходимо любым удобным способом (через мобильный или интернет-банк, либо с помощью устройства самообслуживания) найти в «дереве» ЕРИП продавца и оплатить код заказа. «Обычно это занимает много времени, но с помощью сервиса e-Invoicing этот процесс можно значительно упростить. «Код заказа» будет направляться клиенту в виде push-уведомления в банковское мобильное приложения, по аналогии с поступлением смс-сообщения или почты», – пояснил Андрей Косач. 

По словам эксперта, безналичные платежи в онлайн-торговле получат большее распространение с конца декабря, когда вступит в силу постановление Совмина № 517. Документ обязывает интернет-магазины принимать оплату за товары по банковским платежным карточкам и через ЕРИП. «Это станет дополнительным стимулом, который окажет влияние на владельцев интернет-магазинов», – считает представитель Альфа-Банка.

Версия для печатиВерсия для печати

Регион: 

Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!