С 7 сентября банки начнут передавать сведения о переводах граждан в Нацбанк. Дело не ограничится коммерческими фирмами и ИП, а, как и в случае с информированием налоговой о переводах из-за границы, будет распространяться на «физиков» вне зависимости от суммы перевода.
Такая норма содержится в новой инструкции о денежных переводах, утвержденной постановлением правления Национального банка № 376 от 22 июня "О некоторых вопросах осуществления денежных переводов". Отчитываться банки будут ежеквартально, не позднее 13 числа.
Документ расписывает также, какие сведения обязательно должны представить отправитель и получатель денежного перевода, и, если коротко, то анонимные платежи теперь вне закона. При чем анонимом не может быть ни получатель, ни отправитель перевода.
Можно предположить, что нововведение ограничит возможности белорусских пользователей в иностранных интернет-аукционах или букинистических магазинах (биржах, стоках), так как для проведения платежа будет необходимо указывать фамилию, имя, отчество (если таковое имеется), место жительства и (или) данные документа, удостоверяющего (подтверждающего) личность физического лица или если денежные средства списываются со счета либо зачисляются на счет физического лица, номер счета в банке, являющемся владельцем и (или) участником системы денежных переводов. Если для осуществления денежного перевода используется банковская платежная карточка, вместо номера счета допускается указывать в заявлении ее номер.
Обычно полный набор таких реквизитов не известен и не нужен для проведения платежа, так как он проходит через специализированную систему, принимающие платежи с международных банковских карточек, или оформлен как платеж в интернет-магазине. Смогут ли белорусские банки отделять интернет-магазины от интернет-аукционов при проведении платежа по карточкам Visa и MasterCard? Время покажет, но автор этих строк сомневается.
Однако что меняется для фрилансеров (программистов, копирайтеров, редакторов, журналистов и др.)? Если иметь ввиду незаконное сокрытие доходов, то – ничего.
Анонимные платежи почили в бозе после вступления в действие Декрета №6 от 28 декабря 2014 года «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков». Остается удивляться как не выкорчевали киоски самообслуживания (cash in), где без предъявления паспорта кто угодно может заплатить за чьи угодно квартиру или телефон, тем самым гипотетически поучаствовав в незаконном обороте наркотиков. А вот электронные деньги с 2015 года в Беларуси можно использовать только после идентификации кошелька – с явкой в банк и с предъявлением паспорта. Теперь упоминание об этом присутствуют и в Банковском кодексе Беларуси.
Таким образом, фрилансер должен или пользоваться иностранным счетом и скрываться от уплаты налогов, или белорусским и платить налоги, если соответствующие доходы подлежат налогообложению. В принципе, так было и раньше, а если говорить о прикрытии лазейки с электронными платежами, то и это не новость с января 2015 года.
Новость будет если сравнить новую инструкцию о денежных переводах Нацбанка и отменяемые им инструкции 2004, 2010 и 2014 годов. Раньше банки информировали компетентные органы в том случае, если физическое лицо получало большую сумму (порядка 10 тыс. долларов – «с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере») или если речь шла о переводах из-за границы. Теперь предметом интереса являются переводы внутри страны и требование Нацбанка о написании отчета не зависит от суммы перевода.
Впрочем, Налоговый кодекс предполагает открытый список возможных отчетов для налоговой инспекции, поэтому эта новость не будет сенсацией на их фоне: «Банк обязан представлять иные сведения, составляющие банковскую тайну физических лиц, на основании соглашения, заключенного с Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь. Перечень таких сведений определяется Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь».
Нужно вспомнить главную догму переводов для «физиков» в Беларуси – считается, что «перевод не связан с предпринимательской деятельностью». В некоторых случаях об этом нужно своей рукой писать в бланке поручения перевода, в других это явно не видно, но подразумевается.
Ежеквартальный отчет коммерческих банков своему регулятору об активном получении физическим лицом переводов от неограниченного круга лиц «в качестве оплаты за товары (работы, услуги), имущественные права» по логике предполагает направление копии Министерству по налогам и сборам, хотя в обсуждаемом документе прямо об этом ничего не сказано. С учетом того, что налоговая и без этого осенью займется выявлением «социальных иждивенцев», соответствующие сведения там будут нужны.
Кто такой фрилансер белорусское государство не знает и знать не хочет, а вот что такое незаконная предпринимательская деятельность – знает и с привлечением компетентных органов и судов может рассказать фрилансерам. Если сравнивать последствия, то платить сбор в качестве «социального иждивенца» будет дешевле, чем расхлебывать последствия незаконной предпринимательской деятельности.
Но очевидно, что новая инструкция затевалась для других целей, иначе получателем отчетов был бы не Нацбанк. Пользователи форумов и соцсетей почти в один голос предрекают введение сбора за получение или отправление денежного перевода, ведь совсем недавно Нацбанк изучал возможности банков вычислять НДС при осуществлении платежей белорусов за покупки в иностранных интернет-магазинах и намеревался каким-то образом заставлять клиентов белорусских банков перечислять соответствующую сумму в бюджет. Идея с НДС провалилась, не решил ли Нацбанк переключится на фрилансеров?
Для сравнения
Пока у нас закручивают гайки, Национальный банк Украины отменил договора и акты при выводе гонораров фрилансеров. Тем самым, он разрешил официально получать заработанные деньги без лишней бумажной волокиты. Постановление НБУ фактически легализовало прямые контракты исполнителей с заказчиками. Исполнитель составляет офер и выставляет инвойс на клиента. Здесь достаточно поставить подпись и печать (если она есть) — согласно разъяснению НБУ, это и есть готовый договор. Клиент подписывает его ответным действием, то есть оплатой. При этом, в иинвойсе (оферте) должна присутствовать фраза, что оплата является принятием предложения и свидетельствует об оказании услуг заказчику. Она и делает инвойс документом, который вместе с оплатой подтверждает факт выполнения услуг и заменяет акт выполненных работ.
При работе через посредников (биржи, стоки, магазины и т.д) работает та же схема. В сообществе «beFree - фріланс для українців» в Facebook приветствовали решение НБУ. По мнению участников сообщества, речь идет о легализации международной деятельности украинских фрилансеров.
Павлюк Быковский
Комментарии
А обналичка того же WM в ближайшем приграничном городе РФ не дешевле обойдётся, чем налоги платить?
Я не обсуждаю формально-юридическую сторону вопроса. Интересно, сколько в % хотят налоговики.
Видимо, 13%, подоходный.