Журналисты "Витебского курьера" решили узнать о том, как работает крупный телезавод "Витязь", о котором многие уже стали забывать.
Витебский телевизионный завод был основан в 1976 году. Свою первую продукцию, цветной телевизор «Витязь-722», выпустил в 1978 году. В том же году телезавод начал выпускать цифровые вычислительные машины для станков с программным управлением. Телезаводу в далекие восьмидесятые принадлежали больница, поликлиника, спортивный зал, три детских садика, профтехучилище, выпускавшее квалифицированных рабочих. На предприятии издавалась собственная газета-многотиражка «Рабочее слово».
В лучшие времена на предприятии работало более 5 тысяч человек. В 90-е годы, когда начался распад Советского Союза, «Витязь» сократил выпуск своих телевизоров на 30%. Предприятию пришлось осваивать выпуск новой продукции — медицинской техники, а также мебели и стройматериалов. Однако в 2009 году на сайте вышла статья, где Александр Косинец отметил, что предприятию не хватает интеллектуальных инвестиций. В тот год на складе телезавода скопилось 38 000 телевизоров.
В начале 2013 года в прессе промелькнуло сообщение, что витебский телезавод будет объединен с холдингом «Горизонт». Однако подобного слияния не случилось. Более того, экономическая ситуация на заводе ухудшилась. Рабочие стали уходить с предприятия. Закрылся магазин радиотоваров по проспекту Черняховского, работавший с 1975 года.
Свое мнение о работе предприятия «Витязь» высказал бывший член заводской администрации Александр и координатчик Дмитрий (имена по просьбе бывших сотрудников изменены).
— Я ушел с завода два года назад, — признается Александр, — после того, как резко упала заработная плата. Перед девальвацией получал 500 долларов, после — 350. Разве это зарплата для человека с моим опытом и образованием? Объемы производства на «Витязе» упали, выходили работать неполную рабочую неделю. Я сам пришел на «Витязь» в 1999 году простым рабочим, тогда количество работников телезавода доходило до 6 тысяч. А уже с 2000 года количество работников стало уменьшаться. Что ждет телезавод? Как человек с высшим экономическим образованием думаю, что предприятию нужен хороший хозяин, который выведет его из кризиса.
Сейчас пошла такая мода: банкротиться. Возможно, «Витязь» тоже станет банкротом, будет разрушен до основания, а затем появится новое предприятие, тот же сборочный цех с комплектующими из Китая. Может быть, действительно произойдет слияние с «Горизонтом».
Координатчик Дмитрий ушел с телезавода несколько месяцев назад.
— Мы получали зарплату 2,5 миллиона рублей, когда работали полный месяц, — рассказывает он, — но сейчас там разруха полная. Мне ребята, которые остались на заводе, рассказывают, что стали «мальчиками по вызову»: если нужны рабочие руки, тогда вызывают по телефону. В остальное время сидят дома. На телезаводе пустуют помещения огромных площадей, а выживать приходится за счет котельной «Южной» да станков, которые регулярно сдают на металлолом.
Посмотреть на ассортимент выпускаемой продукции корреспондент ВК зашла в торговый дом «Витязь» на проспекте Строителей. Телевизоры продаются только марок «Горизонт» да FUNAI. И всего один экземпляр телевизора «Витязь» с плоским экраном диагональю в 55 см за 2 580 000. Рядом в стеклянной витрине аппараты для квантовой терапии.
— А что, телевизоры «Витязь» перестал выпускать? — интересуюсь у продавца.
— Да, пока распродаем остатки, а на «Витязе» в основном выпускаются цифровые тюнеры, — сообщает продавец, — но мы надеемся, что вскоре на телезаводе будут снова выпускать телевизоры.
Комментарии
Ага. Надежда умирает последней.
ИМХО причина упадка и "Витязя", и "Горизонта" одна и та же: перманентное отставание от мейнстрима. Судите сами: когда мир начал повсеместно отказываться от стеклянных ящиков, у нас по дешёвке закупаются на Западе линии по производству именно их; когда мир начал повсеместно переходить на встраивание в телевизоры компьютеров, наши только начали осваивать ЖК-ящики...
Есть и др. причина: таможенный союз. :))
Давно не видел теликов Витязь, но один из них стоит в коморке, пылится. Хочу на дачу отвезти. В свое время добротные модели выпускали, а сейчас, судя по всему, сдулись.
Судя по тому, что они выставляются на ТИБО, порох ещё есть. Кстати, можно было бы с ними там встретиться и поговорить на тему перспектив. Годный был бы материал. А к нему - комменты можно взять у людей знающих, так сказать, "со стороны". У меня ещё со времен работы в "Железнодорожнике" корром по Витебской области, "концы" остались. Да сейчас недосуг. Может, кто в редакции сделает? Был бы читаемый материал.
А есть контакты?
Где-то есть. Надо искать