Почему чиновники убивают интернет-торговлю, и стал ли Onliner жертвой конкуренции?

Еще совсем недавно интернет-магазины в Беларуси не просто существовали – если верить разнообразным исследованиям, интернет-торговля в нашей стране просто процветала. Однако валютный кризис, последовавший в Беларуси за обвалом российского рубля, всего за несколько дней надолго блокировал интернет-торговлю. Причем в самый «хлебный» для нее период – рождественско-предновогодний. KV попытались разобраться в том, что же произошло и попытались понять: стоит ли ожидать теперь передела отечественного рынка e-commerce.

Рабочая суббота, 20 декабря, стала по-настоящему фатальным днем для многих белорусских интернет-ресурсов. И я тут даже не говорю об оппозиционных интернет-СМИ, доступ к которым был закрыт, – их вы все равно можете читать, используя множество нехитрых приемов. Я говорю о настоящем «истреблении» интернет-магазинов и торговых площадок в белорусском сегменте Сети.

Всего за один день Министерство торговли Беларуси приостановило работу 13 интернет-магазинов и выписало предписания об устранении нарушений еще трем ресурсам. Об этом журналистам сообщила в субботу в Минске заместитель министра торговли Ирина Наркевич. «В последнее время интернет-магазины вдруг посчитали, что введенный мораторий на повышение цен и вообще законодательство нашей страны их не касается. Этого не должно быть, поэтому сегодня мы закрыли 13 интернет-магазинов, трем интернет-площадкам выписаны предупреждения», – сказала она. (Замечу, что еще год назад закрыть планировалось само Министерство торговли – вместе с еще двумя министерствами, целесообразность существования которых была поставлена под сомнение.)

По информации замминистра, закрытые интернет-магазины нарушили законодательства о торговле и защите прав потребителей. В частности, они не соблюдали требований о размещении на сайте цены исключительно в белорусских рублях, полной информации о продавце, изготовителе и импортере, реквизитов о государственной регистрации индивидуального предпринимателя. По словам Наркевич, эти магазины смогут возобновить свою работу, если предоставят в Минторг документы, подтверждающие исполнение выданных им предписаний о ликвидации нарушений.

Также, по словам Ирины Наркевич, предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о рекламе вынесены сайтам deal.by, migom.by, kufar.by. «На них размещается реклама товаров с указанием стоимости в долларах США. Это недостоверные сведения о цене товара, – отметила замминистра. – В настоящее время ведется работа по привлечению владельцев этих сайтов к административной ответственности по ч.1 ст.12.15 КоАП Беларуси, по которой предусмотрена ответственность в виде штрафа от Br3 млн до Br7,5 млн».

Однако более шокирующим известием 20 декабря стало сообщение о том, что домен Оnliner.by исключат из реестра национальной доменной зоны за нарушение законодательства о торговле. Первым об этом сообщил Оперативно-аналитический центр при Президенте Беларуси. «В связи с выявленными Министерством торговли РБ нарушениями владельцем интернет-ресурса onliner.by законодательства о торговле, в том числе регулирующего порядок реализации товаров (работ, услуг) с использованием сети интернет, и непринятии в ранее установленные сроки мер по их устранению, 20 декабря 2014 года принято решение об исключении соответствующего доменного имени из реестра национальной доменной зоны», – сообщается на сайте ОАЦ. Исключение домена из реестра означает исключение информации о зарегистрированном доменном имени из совокупности баз данных национальной доменной зоны.

Сам «Онлайнер» стал недоступен буквально несколько часов спустя. Ирония судьбы: по некоторым данным это произошло прямо в разгар фирменного корпоратива. В «Твиттере» даже появилось сообщение: «Палюбасов‏ @gt25live @OnlinerBY пропили компанию...».

Впрочем, уже через несколько часов ресурс вновь стал доступен по адресам onliner.ru и online.by. Но было заметно, что его работа нарушена. Источник KV в самом «Онлайнере» смог сообщить только: «Тут сейчас полный хаос, никто ничего не знает. Пытаемся что-то сделать, но четкого плана нет. Вообще никакого плана нет».

Причины, по которым оказался закрыт второй по популярности ресурс Байнета, в тот же день объяснила уже упоминавшаяся заместитель министра торговли Беларуси Ирина Наркевич. «Мы на протяжении года неоднократно выносили предупреждения этой площадке, штрафовали. Почему-то они посчитали, что вне закона», – цитирует Наркевич информагентство БелТА. По ее словам, в Министерстве торговли проанализировали ситуацию с интернет-магазинами в целом и пришли к выводу, что во многих случаях именно площадки способствуют тому, чтобы сегмент захлестнул галопирующий скачок цен. «Поэтому сегодня прекращена деятельность самой крупной площадки – Оnliner.by», – констатировала замминистра. При этом Ирина Наркевич подчеркнула, чтобы возобновить свою деятельность, интернет-площадке будет необходимо проконтролировать все магазины, которые находятся на ее поле, и принять меры по соблюдению продавцами требований законодательства. «По закону нельзя просто открыть ключом интернет-площадку, запустить туда магазины и сказать: делайте, что хотите. Если владельцами будут приняты меры, я полагаю, компетентные органы примут объективное решение о возобновлении деятельности», – сказала Наркевич.

Позднее, уже в ночь на воскресенье, появился пресс-релиз руководства «Онлайнера», в котором все претензии властей отвергались, а сама торговая площадка объявлялась белой и пушистой. «Мы на 100% белорусская компания, и вся наша работа в течение 14 лет была направлена на улучшение качества жизни миллионов белорусов. Мы исправно платим налоги в Беларуси и помогаем развивать бизнес тысячам белорусских предприятий и частных предпринимателей, создаем рабочие места по всей стране, в том числе для компаний, которые производят товары и услуги в нашей стране. Onliner.by делает все, чтобы соответствовать требованиям Минторга, в том числе по продвижению отечественных товаров», – сказано в пресс-релизе.

Как пояснили в ОАЦ, доменные имена, исключенные из реестра, «могут быть вновь зарегистрированы по результатам проведения аукциона, проводимого техническим администратором национальной доменной зоны». И вот тут начинается интрига. Судя по словам Ирины Наркевич, «Онлайнер» может возобновить работу, просто ликвидировав выявленные недостатки. Но по мнению ОАЦ, владельцам «Онлайнера» придется выкупать их домен на открытом аукционе. И не факт, что в ходе аукциона – даже проводимого абсолютно честно – домен Оnliner.by не перекупит кто-то из конкурентов. Например, портал Тut.by, который сейчас активно развивает конкурирующую с «Онлайнером» торговую площадку Kupi.tut.by. А это будет уже означать радикальную «перекройку» всего белорусского рынка e-commerce.

Кстати, руководитель проекта Kupi.tut.by Евгения Чернявская отказалась комментировать происходящее, заметив, что «сейчас не время злорадствовать». Остальные наши эксперты либо также отказывались от комментариев, либо комментировали довольно эмоционально.

 

Сергей Скороход, руководитель проекта «Маркетинг.by»:

- Онлайнер – это прежде всего площадка, которая дает возможность интернет-магазинам получать доступ к аудитории. Неадекватные действия чиновников в отношении валютного курса поставили на колени весь мелкий и средний бизнес, о заботе о котором они так много говорят. Но когда дело доходит до реальных решений, то преобладают популистские и неадекватные действия в угоду абсурдным указам и постановлениям.

 

Владимир Чуденцов, руководитель проекта By24.org:

- На самом деле, Onliner пал жертвой не столько валютной политики властей, сколько интриг и конкуренции. По количеству уникальных посетителей этот сайт уже долгое время был вторым в Беларуси, вплотную подбираясь к тому, чтобы стать первым. А рынок интернет-рекламы в стране невелик и поэтому устроен по принципу «Победитель забирает все». И, если «Онлайнер» мог финансировать редакцию за счет продажи мест в «Каталоге», где размещались интернет-магазины, то «портал №1» (по соображениям этики назову его так) жил благодаря очень дорогой рекламе и заказным публикациям. У его владельцев дышащий в спину Onliner вызывал даже не фобию...

Впрочем, коллегам из Onliner ничто не мешает перевезти офис компании в любую сопредельную страну, купить зарубежный хостинг, а запасное доменное имя в зоне ORG, насколько я знаю, у них уже имеется. При такой аудитории (а это миллионы пользователей) возрождение проекта на новом адресе я считаю просто неизбежным – он слишком востребован, тем более в ситуации, когда «серые» товары в интернет-магазинах значительно дешевле тех, что продаются под контролем властей. Менталитет белорусов таков, что они лучше рискнут лишением гарантии на технику и пренебрегут отсутствием на коробке с телефоном государственной акцизной марки, но заплатят хотя бы чуть-чуть дешевле. Ради этого и закрытый портал по новому адресу они обязательно разыщут.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!