Эй, UX-нем! Или 40 часов разговоров о юзабилити

30 ноября в Минске прошла конференция UXPeople, посвященная дизайну интерфейсов, юзабилити, проектированию взаимодействия и другим актуальным вопросам на стыке дизайна и ИТ. Несмотря на такую сложную тематику, конференция собрала аншлаг и бурю позитивных откликов в социальных сетях.

Истоки юзабилити на постсоветском пространстве - в идеях и принципах промышленного дизайна, школа которого в свое время была сильна и в Беларуси. Сегодня, когда мы чаще имеем дело с веб-страницей или картинкой на экране мобильного телефона, чем с какими-то материальными объектами, проблемы удобства, разумности и эффективности переместились в область цифровых технологий. Конференция стала точкой сборки для решения таких проблем: здесь обсуждались подходы к ним в веб-разработке, компьютерных играх, в мобильных приложениях, - а еще место UX-дизайнера в жизненном цикле компании и его собственная карьера.

Иногда ИТ-конференции грешат изобилием "свадебных генералов" - профессиональных докладчиков, лучше известных как докладчики, а не как специалисты. На UXPeople выступали люди, чья профессиональная карьера давно на слуху, - ведущие специалисты и те, кто сам руководит отделами или целыми компаниями, не только в области дизайна. Здесь можно было услышать из первых уст, как испытываются игровые интерфейсы "Мира танков", как принимаются решения о дизайне Mail.Ru и даже как будет улучшена работа "Почты России". Почетным гостем стал Виталий Фридман, главный редактор интернет-журнала Smashing Magazine, посвященного дизайну и веб-разработке (кстати, в прошлом Виталий был автором множества публикаций в "КВ").

Пожалуй, на докладах спонсоров - UXPresso и Wargaming.net - стоит остановиться немного подробнее.


Никита Ефимов из UXPresso, которому досталась честь первого выступления, сосредоточился на непростой задаче - разбудить креативное мышление у пришедшей к 9 утра в субботу аудитории. Для этого он предлагал разные упражнения: вместе с ним зал придумывал "дудлы", рисовал одновременно двумя руками, решал задачи о соединении точек непрерывными линиями... После такой разминки доклад Софьи Чебановой из Wargaming'а вызвал в зале шквал встречных вопросов.

Это доклад был, по сути, изложением истории успеха лаборатории UX-тестирования компании Wargaming.net, которой Софья и руководит. Начиная с непонимания со стороны руководителей, зачем вообще нужно UX-тестирование, сегодня отдел пришел к тому, что львиная доля экранов в "Мире танков" и "Мире военных самолетов" проходит тщательное тестирование в UX-лаборатории перед тем, как попадут к пользователям. "Компьютерные вести" дают торжественное обещание рассказать о работе UX-лаборатории Wargaming'а подробнее.

Также "Компьютерные вести" спросили у докладчиков, ради чего они тратят временя и силы на подготовку докладов, на поездки по конференциям и общение со слушателями.


Виталий Фридман, главный редактор Smashing Magazine (Германия). В своем докладе Виталий продемонстрировал и объяснил множество эффектных приемов, которые в основном касались так называемого "отзывчивчивого дизайна" - когда веб-страница изящно подстраивается под то устройство, на котором ее просматривают.

- Почему вы этим занимаетесь - ездите на конференции, читаете доклады?

- Наш журнал ориентируется на комьюнити, и мне очень интересно и важно выяснить, что происходит в этом комьюнити и кто что делает. Узнавать о новых библиотеках и ресурсах, общаться с людьми, которые их разрабатывают. Можно делиться своим опытом и знакомиться с опытом других - это же здорово!

- Сколько времени уходит на подготовку?

- Чтобы подготовить такой доклад, у меня уходит около двух месяцев. Не то чтобы я постоянно, каждый день этим занимался, - но если продумывать, смотреть, что и как, что подходит и как это совместить... Должна быть какая-то концепция. Вот эти анимированные изображения - они тоже должны подходить к ней.

- Что вам больше всего нравится в чужих докладах?

- Больше всего меня интересуют практические ноу-хау. Когда кто-то работал над каким-то проектом, наткнулся на какую-то проблему и решил ее, - мне интересно, как он это сделал. Это для меня самое главное.


Илья Пухальский, программный архитектор EPAM Systems, технический директор Aligned Code Inc. (Беларусь). Его доклад был посвящен тому, как организовать рабочий процесс дизайнера по последней моде веб-разработки.

- Почему вы этим занимаетесь - организуете конференции, сами читаете доклады?

- Все очень просто. Так я заряжаюсь энергией, питаюсь ей, получая ее от других людей. И этим я живу!

- Сколько времени у вас занимает подготовка к докладу?

- На самом деле, подготовка начинается задолго до того, как начинается работа над слайдами или что-то в этом роде. Наверное, около месяца я хожу и думаю, записываю все идеи в блокнотик, потом это все структурирую и делаю слайды. Так что выходит - около месяца.

- Что вам нравится в чужих докладах?

- У меня нет однобокого представления о том, что мне нравится. Мне нравится подача, когда она действительно хорошая, когда человек не дает публике отвлекаться, держит ее. Я видел примеры, когда докладчик держал публику два часа вместо выделенных им 40 минут, когда доклад был последним, и публика ни на секунду не расслаблялась. И второе - мне всегда хочется увидеть какой-то интересный для себя контент. Я думаю, каждый этого хочет!


Юрий Ветров, руководитель команды проектирования и дизайна интерфейсов Mail.Ru (Россия). Его доклад представлял собой масштабный взгляд на UX-стратегию в крупной компании.

- Почему вы этим занимаетесь? Зачем и ради чего?

- Во-первых, я прорабатываю какие-то интересные для себя вопросы, чтобы у меня самого было более глубокое и широкое понимание проблемы. Вот я поставил для себя проблему, я ее описал, рассказал о ней, пообщался в кулуарах - и в итоге у меня сложилось более ясное понимание. Это улучшает мою работу, поскольку я описываю только практику и советую то, что делаю я сам. Во-вторых - контакты с людьми, новые знакомства...

- Сколько времени у вас уходит на подготовку доклада?

- Полгода... На самом деле месяц-полтора, поэтому я стараюсь реже выступать. Кто-то рассказывает одну и ту же презентацию несколько раз - я стараюсь этого не делать, рассказывать один, максимум два раза, причем для разных аудиторий. Это же неправильно - ехать по стране с туром, как будто с концертом!

- Что вам нравится в чужих докладах?

- Сам подход к рассказу. То, как человек подает информацию, какие-то интересные темы, люди, которых я давно хотел послушать... В идеале, конечно, - чтобы был качественный контент. Но и Максим Гулевич был бесподобен!


Максим Гулевич, еще один почетный, хоть и немного загадочный гость конференции, представлял одну из крупных зарубежных компаний и потому не мог давать комментариев. Он выступал последним, сорвав овации своим докладом, который включал элементы перформанса и стендап-комедии, но на самом деле было серьезнее и глубже. Так иронично, например, он ответил на вопрос, почему он стал руководителем: "К сожалению, на постсоветском пространстве, если тебе за тридцать или даже за двадцать пять - в зависимости от твоей специализации, - ты не можешь работать простым специалистом... На Западе, в Штатах совершенно по-другому. Там есть люди в должности UX-дизайнера или графического дизайнера, которым по сорок лет и они отлично себя чувствуют. О них ноги не вытирают, это не зазорно - всю жизнь быть специалистом. Так что, когда я снова приеду в 2016 году, 90% из вас уже будут UX-директорами!"

Но и это был еще не конец - как и предсказывал один из наших интервьюентов, программа конференции увеличилась еще на лишний час, пока Виталий Фридман в холле рассказывал всем желающим все, что не успел сказать за 40 минут доклада. Шел уже двенадцатый час конференции - но посетители расходились с неохотой.

Алеся СЕРАДА

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя savely

> К сожалению, на постсоветском пространстве, если тебе за тридцать или даже за двадцать пять - в зависимости от твоей специализации, - ты не можешь работать простым специалистом... 

Эт точно...