Новинки свободного софта

Желающие использовать систему Ubuntu 13.10 без Unity, но при этом обладающую красивым классическим интерфейсом в стиле GNOME 2, получили на прошлой неделе дистрибутив Linux Mint 16. Кроме того, в обзоре отметим свободное ПО для создания многостраничных файлов PDF и DJVU, а также для работы с 3D-графикой.


Эхо Ubuntu 13.10

Стало уже привычным делом, когда после каждого выпуска Ubuntu через несколько недель появляется и дистрибутив Linux Mint. И на этот раз в самом конце ноября, как эхо Ubuntu 13.10, появился новый выпуск Linux Mint 16.

Mint практически полностью совместим по своим компонентам с Ubuntu кроме одного - пользовательского интерфейса. В своё время, когда в Ubuntu перешли на новый модернистский интерфейс Unity, разработчики "мятного" дистрибутива удачно воспользовались протестными настроениями многих пользователей Ubuntu и предложили им ту же "Убунту", но только с классическим типом интерфейса.

В комплект Mint входят графические оболочки MATE и Cinnamon, которые соответствуют стандартному стилю GNOME 2. Интерфейс MATE продолжает развитие кодовой базы GNOME 2, а Cinnamon - это переделка GNOME 3 в стиле второго "Гнома". Обе графические оболочки содержат классическую панель со списком открытых окон, область уведомлений, ссылки для быстрого запуска программ, список виртуальных экранов. Также здесь имеется стандартное меню, аналогичное кнопке "Пуск" в классической ОС Windows.

Другими словами, создатели Mint напрягают себя только лишь работой над стильным видом своей системы. А всё остальное делает Canonical. И надо отметить, многие считают этот  внешне более элегантным, чем Ubuntu со своим Unity. Я около месяца провёл на Linux Mint Cinnamon 15 и системой остался доволен. Хотя потом всё равно вернулся к модернистским GNOME 3 и Unity. Эти новые графические оболочки стали достаточно хороши для использования, если к ним привыкнуть и настроить.

В Mint 16 стоит отметить вариант системы с оболочкой Cinnamon 2. Эта версия рабочего окружения примечательна уходом от использования GNOME 3 в качестве зависимости. В рамках проекта Cinnamon теперь развиваются собственные версии компонентов GNOME, что в свою очередь делает перенос этой графической среды в другие дистрибутивы более лёгким делом. Поэтому, вполне возможно, Cinnamon появится даже в Ubuntu или в Red Hat Linux Enterprise 8.


GScan2Pdf

Программу GScan2Pdf многие обозреватели софта называют аналогом Fine Reader для систем GNU/Linux. C её помощью можно сканировать или импортировать изображения документов, распознавать текст и экспортировать отсканированные документы в файлы PDF.

Но на самом деле GScan2Pdf - это всего лишь графический интерфейс к отдельным самостоятельным приложениям, которые в режиме бэк-энда осуществляют или сканирование, или распознавание текста, а также другие операции. Поэтому работа в GScan2Pdf как с Fine Reader, если не учитывать особенности этих бэк-эндов, может разочаровать. В реальности GScan2Pdf предоставляет только интерфейс для склейки сканов и текстовых слоёв в многостраничные документы форматов PDF, DJVU и некоторых других. А, например, экспорт в тестовые редактируемые форматы DOC, ODT не поддерживается. Поэтому GScan2Pdf можно назвать только частичным аналогом Fine Reader.

Для распознавания символов в GScan2Pdf могут использоваться разные программы. По умолчанию используется распознавалка Tesseract, в которой есть и поддержка распознавания русского и белорусского языка. Только для этого нужно самостоятельно при помощи менеджера приложений установить в систему специальные расширения tesseract-ocr-bel и tesseract-ocr-rus.

Но можно использовать и другие системы распознавания - например, если установить систему Cuneiform, которая, что немаловажно, распознаёт кириллицу. Надо сказать, к Cuneiform сложилось очень несправедливое отношение, так как по сути это исключительно движок распознавания без каких-либо дополнительных функций предварительной подготовки изображений. То есть недостаточно подсунуть этой программе просто фотографию с текстом. Изображения документов перед распознаванием в Cuneiform должны быть нужным образом подготовлены: разрешение установить в 300 dpi, картинки перевести в формат Gray и т.д. Иначе сравнивать Cuneiform и, например, Fine Reader также неуместно, как сравнивать браузер Google Chrome и html-движок WebKit.

Но хотя в GScan2Pdf и есть инструменты для минимальной обработки изображений - повороты, нерезкая маска и кадрирование - этого часто недостаточно, чтобы подготовить изображение с текстом, если оно было сделано, например, не сканером, а фотокамерой. В этом случае нужно запускать редактор Gimp и в нём обрабатывать изображения.

Что же касается процесса сканирования, то GScan2Pdf управляет сканерами, используя подсистему SANE. То есть в программе поддерживается работа только со SANE-совместимым сканерами.

Таким образом, можно, в принципе, обойтись и без GScan2Pdf, используя для создания электронной копии документа отдельные программы: Xsane, GIMP, Tesseract, Cuneiform, Scan Tailor, а также другие специальные утилиты и приложения. Например, если просто нужно склеить файлы изображений в единый PDF-файл, то в Linux достаточно команды

convert *.jpg xxx.pdf

Но в GScan2Pdf эта вся работа может быть более удобной. В окне программы имеется панель миниатюр отсканированных страниц, с которыми можно выполнить все нужные операции по созданию многостраничных электронных документов. Здесь же имеется и специальная вкладка для создания и коррекции текстового слоя к файлам PDF и Djvu.

26-го ноября вышла последняя версия программы - GScan2Pdf 1.2. Пользователи Ubuntu/Mint для установки самой свежей версии GScan2PDF могут использовать специальный репозиторий PPA:

sudo add-apt-repository ppa:jeffreyratcliffe/ppa
sudo apt-get update
sudo apt-get install gscan2pdf

Пользователи OpenSUSE могут найти последние версии программы через специализированный сервис поиска пакетов.


Wings 3D

После того как редактор 3D-графики Blender стал мощным профессиональным приложением с полным циклом создания эффектов для кинофильмов, многие хотели бы найти себе 3D-редактор попроще для всяких личных нужд. Желательно, чтобы этот редактор был с лицензией open source и бесплатно распространялся. Отчасти таковым приложением можно назвать редактор Wings 3D, что обновился недавно до версии 1.5.2.

На самом деле, Wings 3D нельзя назвать любительской программой, каковой, к примеру, является Sketchup для построения домиков и ёлочек. Это небольшого размера (15 мегабайт в архиве) программа для 3D-моделирования с открытым исходным кодом может быть использована для создания и текстурирования виртуальных предметов с низким или средним количеством полигонов.

Программа не поддерживает анимацию и имеет в своём составе только рендер OpenGL. Модели могут экспортироваться во внешние программы рендеринга - POV-Ray и YafRay.

Wings 3D часто используется как маленькая система CAD для создания прототипов приборов или механизмов. Используют его и создатели игр в комбинации с другими программами, которые являются более продвинутыми в отношении системы рендеринга и анимации.

Интерфейс у программы без панелей и кнопок. В Wings 3D для большинства операций используется режим контекстного меню, вызываемого правой кнопкой мыши. Масштабирование происходит по вращению колёсика мыши. Редактирование 3D-объекта может происходить в четырёх режимах: вертексы, рёбра, грани и объекты. Сбросить текущее выделение в каждом режиме можно клавишей пробела.

С другой стороны интерфейс Wings 3D после использования других программ трёхмерного моделирования может оказаться совсем непривычным. Особенно это касается функций поворота, перемещения объекта, которые нужно делать через контекстное меню с использованием поля ввода, вызываемого клавишей Tab. Также программа не локализована на русский язык.

Wings 3D является кроссплатформенным приложением. Есть варианты программы для Windows, MacOS, Linux. Но в большинстве репозиториев Linux этой программы нет в наличии, и её дистрибутив нужно скачать с официального сайта Wings 3D.


Ogre

И продолжая тему 3D-графики, надо отметить выход версии графического движка с открытым исходным кодом OGRE 1.9. Теперь это новая стабильная и рекомендуемая версия для разработчиков.

OGRE (Object-Oriented Graphics Rendering Engine) - написанный на C++ объектно-ориентированный графический движок, который предназначен для разработки приложений трёхмерной графики. Распространяется в виде специального SDK.

Примером известного приложения, созданного с использованием OGRE, является компьютерная игра Torchlight. Но при этом сами авторы этого проекта подчёркивают, что OGRE сам по себе не является только игровым движком, а может применяться для решения широкого круга задач 3D-рендеринга.

Распространение движок получил за счет своей кроссплатформенности. С использованием OGRE можно создавать программы не только для платформ Windows, Mac OS, Linux, но и для мобильных ОС - Android, iOS. Одной из главных особенностей последней версии движка является поддержка Windows Phone 8. Из других новшеств OGRE 1.9 следует отметить улучшенную поддержку OpenGL3+, DirectX11.

Через некоторое время должна появиться версия OGRE 1.10. Но уже в следующем году намечается выход версии OGRE 2, над которой сейчас активно идёт работа.

Михаил АСТАПЧИК

Версия для печатиВерсия для печати

Рубрики: 

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Всего голосов: 0
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!