Грабли: мобильная версия

"Для человеческой глупости нет патча", - говорил Кевин Митник. Похоже, для человеческой жадности - тоже. Не так давно я писал о том, как стремительно надуваются новые "пузыри" в сегменте интернет-бизнеса, как быстро IT-индустрия несется к повторению "краха доткомов" ("Грабли 2.0", "КВ" №9). Тогда я иллюстрировал свои суждения примерами Facebook и Twitter. Но совсем недавно появился новый, еще более яркий пример "безумия web-инвесторов".

Это бесплатное мобильное приложение Color, фактически представляющее собой социальную сеть для пользователей iPhone и Android-смартфонов. Приложение позволяет пользователям делиться фотографиями, видеороликами и текстовыми сообщениями. В отличие от большинства популярных соцсетей, в Color нет ограниченной ленты друзей - тут весь размещаемый контент является публичным, нет никаких настроек уровня конфиденциальности. Но есть возможность блокировать доступ пользователей к информации, которую вы размещаете через Color.

Одновременно приложение работает как геолокационный сервис, автоматически обнаруживая всех пользователей Color, находящихся поблизости, и позволяя им обмениваться фотографиями, сделанными своими смартфонами. Color использует GPS для определения местоположения своих пользователей. Если несколько участников соцсети оказываются недалеко друг от друга, система автоматически объединяет их в группу, так что каждый может посмотреть изображения, видео и сообщения соседей. Когда кто-то просматривает ваши изображения, вы автоматически получаете извещение об этом. Создатели рассчитывают зарабатывать на рекламе и услугах, основанных на определении местоположения.

Важные для себя контакты пользователь может сохранять в контакт-листе. При этом друзья, с которыми пользователь общается реже, отображаются в контакт-листе бледнее, а их фотографии постепенно становятся из цветных черно-белыми.

Пользователи Color становятся членами социальной сети, не указывая своих имен и другой личной информации, - система идентифицирует их по номеру беспроводного устройства. Учетная запись создается, когда человек публикует свою фотографию, по которой его будут узнавать другие пользователи.

Сейчас программку Color можно найти в онлайновых магазинах App Store и Android Market. Также приложение с 24 марта можно скачать бесплатно на сайте Color.com.

Спору нет: идея замечательная. Миру, насыщенному мобильными устройствами, действительно нужна была софтинка типа Color, позволяющая обмениваться фотографиями с окружающими людьми. Когда вы вместе с друзьями и незнакомыми людьми фотографируете что-то (например, на концерте) и в реальном времени смотрите фотографии друг друга - это совершенно новый уровень общения.

Но, если вдуматься, Color - это просто маленькая программка для приятного времяпрепровождения. В ней мало революционного и совсем мало практически полезного. Тот же Facebook, при всем моем ироничном отношении к соцсетям, я активно использую для общения с коллегами и многочисленными PR-службами различных организаций. Но Color (как и Twitter) я вряд ли стану использовать в обозримом будущем.

Однако венчурные инвесторы думают иначе. У них сейчас в моде мобильные социальные сервисы, во многие из которых уже очень активно вкладываются деньги. В тот же Color еще до запуска тестовой версии был вложен $41 млн. Основными инвесторами стали легенды Силиконовой Долины - фонды Sequoia Capital (вложил $25 млн), Bain Capital ($9 млн) и Silicon Valley Bank ($7 млн). Теперь администрация Color готовится получить и освоить еще несколько десятков миллионов.

Вложения такого объема означают одно: венчурные инвесторы потенциально оценивают бизнес-проект Color намного более чем в $100 млн. При этом сам стартап находится на ранней стадии и не получает никакой прибыли. Относительно модели его монетизации - одни вопросы без ответов. Неизвестно даже, окупятся ли хотя бы расходы на покупку домена ($350 тыс.).

Безусловно, свою роль в громком успехе проекта Color сыграла личность его разработчика - это Билл Нгуен. Создатель Color известен тем, что некогда сделал стартап по продаже через онлайн музыкальных композиций Lala. В 2009 году Нгуен продал Lala компании Apple за $80 млн, после чего около года и сам работал в Apple.

По поводу Color Билл Нгуен говорит: "В наши дни все больше информации становится доступно для совместного использования в режиме реального времени, поэтому люди должны ответить на вопрос, готовы ли они жить в открытом мире. C помощью Color люди как будто оказываются жителями небольшого городка, где все друг с другом обмениваются информацией".

Там, где Билл Нгуен видит новые возможности для общения, отраслевые аналитики видят новый тренд: резкий рост объемов инвестиций в мобильные социальные стартапы. Общая идея всех новых мобильных сервисов - желание изменить концепцию социальной сети, использовав для этого смартфон - устройство, которое все время находится с пользователем. Благодаря ему человек может обмениваться с другими людьми информацией о своем местоположении, впечатлениях и даже о тех, кто находится рядом с ними.

Вот еще несколько стартапов, более-менее похожих на Color. Instagram, сервис для обмена фотографиями через мобильники, недавно получил $7 млн инвестиций от Benchmark Capital, причем имел предложения от 40 инвесторов. Сервис был запущен в октябре прошлого года и уже набрал более 3 млн пользователей.

В конце марта $1,35 млн инвестиций получил стартап Yobongo, приложение для iPhone, позволяющее пользователям общаться с людьми, находящимися неподалеку. В январе инвесторы выделили $10,6 млн аналогичному сервису GroupMe.

А теперь давайте прервемся и вспомним 2000 год. Тогда, после великого "краха доткомов", экономисты сформулировали основные признаки hi-tech-"пузырей":

  • завышенная оценка стартапов при малом внимании к текущим доходам;
  • быстрое увеличение числа сделок;
  • шумиха в прессе;
  • неадекватно завышенная стоимость "красивых" доменов;
  • массовое превращение обычных инвесторов в венчурные.

Посмотрите внимательно на происходящее вокруг Color и его аналогов. Ничего не напоминает?

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

17 за 2011 год

Рубрика: 

Размышлизмы
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!