Итоги 2010 года показали: телекоммуникационный рынок находится на пороге революции и следующего за ней кардинального передела рынка. Причем производители оборудования имеют слабое отношение к предстоящим событиям - двигателями реформ станут операторы связи. Сегодня сообщения о выходе очередного супергаджета - смартфона, планшета или еще чего-нибудь компактного и умного - уже не вызывают прежнего возбуждения у технически продвинутой публики. А о простых мобильниках забыли, кажется, почти все.
Все правильно. Как когда-то давно ПК-десктопы, а десятилетие спустя - ноутбуки, сейчас гаджеты типа смартфонов стремительно переходят в разряд утилитарных потребительских товаров. У моей матери - ноутбук НР и смартфон Nokia E72. А ей 70 лет - и я, кстати, совершенно не шучу.
Сегодняшняя тенденция: операторы сотовой связи стремительно превращаются в интернет-провайдеров. У некоторых западных компаний в сетях в пересчете на мегабайты информации голосовой трафик составляет только 5%, а остальные 95% приходятся на передачу данных.
Сперва операторы добились того, чего хотели, - с распространением смартфонов абоненты начали активно пользоваться мобильным интернетом. Но непредвиденным результатом этого стало "цунами трафика", которое грозит превзойти все прогнозы и "затопить" сети. Сейчас объем ежемесячно передаваемого трафика аналитические компании измеряют совсем уж в экзотических единицах - экзабайтах. А ведь с момента создания письменности и по 1993 год человечество создало всего-то пять экзабайт информации.
Все это позволяет неплохо заработать как поставщикам мобильного контента, так и разработчикам софта для смартфонов и планшетов. По данным Gartner, рынок мобильных приложений в 2010 году составил $5,2 млрд, а в 2011-м он вырастет до $15 млрд. Сервисы для пользователей мобильного интернета активно развивают гиганты вроде Google и Apple, продвигая их как самостоятельно, так и через операторов.
И отсюда следует главный тренд нынешнего года на рынке мобильной связи - плотное слияние мобильных сетей и интернета. Владелец смартфона воспринимает его прежде всего как устройство для доступа в интернет и лишь потом для общения голосом. А тут еще планшеты с 3G-модулями готовятся хлынуть на рынок. При этом голос также переходит в Сеть - посмотрите на число пользователей Skype и Fring.
Попутно замечу, что рост мобильного трафика данных требует значительных инвестиций в транспортные сети, по которым трафик передается от базовых станций. Объемы трафика растут в несколько раз в год, так что проблема уже весьма актуальна. Те, кто активно инвестируют в сети, причем с запасом, в будущем выиграют, считают аналитики.
Тут, кстати, перспективное направление в строительстве сетей - т. н. self organizing networks (самоорганизующиеся сети). Это сети, настройка и оптимизация которых в режиме реального времени происходит автоматически, в зависимости от текущих условий, то есть не требуется вмешательство оператора. Например, нагрузка упала в одной соте, в другой увеличилась - сеть сама перераспределила ресурсы.
Не менее важно и то, что активное проникновение смартфонов и рост трафика данных вынуждают операторов менять бизнес-модели. А это не так просто - операторы начали осваивать рынок беспроводной передачи данных с очень простых "плоских" моделей (flat rate), предлагая пользователям потреблять столько, сколько хочется, за фиксированную цену. Теперь же актуальной стала более гибкая тарификация, учитывающая специфические потребительские сегменты. Есть, например, группа пользователей, которой достаточно негарантированной скорости, а другой группе нужна очень хорошая скорость, например, для ежедневных мобильных видеоконференций.
Хороший пример того, как мобильные операторы превращаются в провайдеров беспроводного доступа - российская компания "МегаФон". Недавно компания объявила о результатах работы в 2010 году, они произвели фурор в российской деловой прессе. Наиболее впечатляющий рост показал сегмент мобильной передачи данных - сейчас на долю "МегаФона" приходится 40% всего мобильного интернет-трафика в России.
Консолидированная выручка "МегаФона" в 2010-м составила 215,5 млрд руб, из них около 20 млрд руб. пришлось на сегмент мобильной передачи данных. Этот показатель на 85% выше уровня 2009 года. В часы нагрузки скорость мобильного доступа в Сеть достигает 3,8 Мб/c, еще год назад скорость держалась на уровне 1 Мб/c, отмечают в "МегаФоне". Успех в этом сегменте компания связывает со значительным увеличением продаж USB-модемов, которые составили 30% от всех продаж в салонах компании "МегаФон", а также активным инвестированием в сети 3G.
"Выручка от мобильного сегмента компании в 2010 году увеличилась на 15%, что связано с ростом числа абонентов и значительным увеличением потребления услуг мобильной передачи данных. В 2011 году мы продолжим развитие сетей третьего поколения и обеспечим доступ к высокоскоростному интернету по всей России. Учитывая то, что сегмент мобильного ШПД самый динамичный в телекоме, наши сегодняшние позиции создают стратегическое преимущество для будущего развития", - заявил гендиректор оператора Сергей Солдатенков.
Все началось в 2008-м, когда рынок голосовой связи достиг насыщения. "МегаФон" начал искать новые точки роста и сделал ставку на мобильный интернет. За последние три года компания ввела 20.000 базовых станций мобильной связи 3G, предназначенной прежде всего для быстрого интернет-доступа. За этот период компания инвестировала в развитие сети больше конкурентов - почти 170 млрд руб. А в 2010-м в три раза увеличила продажи USB-модемов - до 3 млн штук.
Первый заместитель гендиректора по операционной деятельности Валерий Ермаков считает, что "в будущем, учитывая, что 80% страны не имеют доступа в Сеть, необходимо инвестировать в города с населением от 1 тыс. жителей". Эти пользователи, по мнению Ермакова, являются самыми активными потребителями мобильного интернета.
Сегодня телефон используется не по прямому назначению, его основное применение не связано с голосовыми звонками, говорят маркетологи "МегаФона".
Сейчас у компании крупнейшая в России сеть 3G, насчитывающая 20 тыс. базовых станций. Из них 80% работают по технологии HSPA+, их пиковая пропускная способность достигает 21 Мбит/сек. К концу 2011 года планируется повысить этот показатель до 42 Мбит/сек, а в более отдаленных планах - до 168 Мбит/сек.
Анализируя бурный рост трафика и расширение сетей, специалисты "МегаФона" приходят к выводу, что уже в 2015 году в России будет 100%-е покрытие страны мобильным интернетом, при этом средняя скорость доступа станет выше, чем в других странах, и составит 2,5 Мбит/сек.
Как мне кажется, белорусские сотовые операторы пока не готовы зарабатывать сопоставимые деньги на передаче данных - у нас доминирует "голосовая". А потому сотовые компании используют интернет в мобильниках скорее как маркетинговый прием. Типичный пример - компания МТС, предоставляющая безлимитный интернет-доступ всего за 10.000 руб./месяц при условии использования абонентом браузера Opera Mobile 10 и не-закачивания файлов из Сети. Ну, тут понятно: Opera Mobile 10 использует технологию Opera Turbo, которая за счет компрессии данных на серверах Opera Software позволяет экономить до 80% web-трафика.
Резюмирую. Сотовые операторы получили, что хотели, - абоненты начали активно пользоваться мобильным интернетом. Теперь предстоит решить проблему возросшего трафика, инвестиций в расширение емкости транспортных сетей и проблему номерной емкости (числа активных SIM-карт).
Поставщики оборудования для мобильных сетей борются за прибыли - сотовые операторы всерьёз заинтересовались LTE и обновляют инфраструктуру. Следующий такой же удобный момент наступит лет через пять. Впрочем, производители стараются придумывать новые трюки и продавать обновленные версии старых решений. К примеру, Nokia Siemens Networks и Ericsson предлагают операторам существенно повысить скорость передачи данных и выжать максимум из существующих стандартов 3G. Обе компании на конгрессе в Барселоне показали работающие базовые станции в стандарте HSPA+ на скорости 168 Мбит/с.
Сегодняшние конкуренты сотовых операторов - интернет-провайдеры. Раньше можно было построить сеть, заниматься ее развитием, и она сама приносила деньги. Теперь на первый план вышла работа с абонентами, понимание их потребностей, изучение их привычек. Технический аспект ушел на второй план.
Виктор ДЕМИДОВ
Горячие темы