IT-индустрия: еще год позади

Первую неделю нового года мировая IT-индустрия заслуженно отдыхает. Да, конечно, 6-9 января в Лас-Вегасе прошла международная выставка потребительской электроники Consumer Electronics Show (CES) 2011. Но ее осмысление еще впереди. Пока же давайте воспользуемся новогодней паузой и посмотрим, как развивался IT-бизнес в 2010 году. И с чем мы вошли в 2011-й...

По большому счету, весь 2010 год IT-индустрия приводила себя в порядок после мирового экономического кризиса. Кто-то наверстывал упущенные продажи, кто-то выявлял новые тренды и готовился их "оседлать". В любом случае, с началом года продажи ПК пошли вверх - корпоративный сектор принялся потихоньку обновлять свою IT-инфраструктуру. А в потребительском сегменте новые ПК начали приобретать те семьи, которые на протяжении года воздерживались от покупок дорогостоящей техники. Этому способствовал и серьезный крен потребительского рынка в сторону бюджетных ноутбуков и нетбуков, которые составляют порядка 20% продаж портативных систем. Ну и, наконец, свою роль сыграло распространение Windows 7, ставшей для многих покупателей дополнительным стимулом, чтобы заменить старый ПК на новый.

Резюмируя пошедшие вверх продажи компьютеров, аналитик Forrester Research Эндрю Бартелс сказал: "Кризис 2008 и 2009 годов неофициально можно считать закрытым. Мы стоим на пороге шести-, семилетнего периода IТ-роста".

Замечу один очень важный момент: в дальнейшем, на протяжении всего 2010 года, рост корпоративных IТ-расходов по большей части происходил за счет развивающихся рынков. Впрочем, США и Европа также оказывали существенное влияние на общемировую ситуацию на IT-рынке - уже хотя бы по причине масштабов IТ-расходов в этих регионах.

В феврале несколько неожиданно проявился новый тренд: компании по всему миру, по-прежнему стараясь сэкономить на IT-перевооружении, открыли для себя богатые возможности web-технологий. Корпоративный сектор бросился осваивать онлайновые бизнес-сервисы и решения в духе Web 2.0. Компания IDC даже посвятила новой тенденции специальное исследование. В нем, в частности, эксперты IDC выявили: сегодня наибольшее внимание социальному вебу уделяют маркетологи - для них это перспективный, но пока мало освоенный инструмент продвижения товаров и услуг. Но в то же время инструменты Web 2.0 начинает все более активно использовать топ-менеджмент крупнейших компаний. И эта тенденция, замечу, сохранялась весь год.

Тем временем, с самого начала года стабильно росли продажи смартфонов. В какой-то момент слово "смартфон" даже стало синонимом слова "мобильник". Бурный рост этого сегмента рынка привел и к резкому росту доходов производителей процессоров для портативных устройств, прежде всего компаний ARM и Qualcomm.

Однако рост сегмента смартфонов во многом стимулировался мобильными операторами. Они почувствовали рост спроса на "умные" телефоны, а также перспективы увеличения благодаря смартфонам абонентского спроса на дополнительные услуги и медиаконтент. Соответственно, многие операторы начали предлагать более выгодные пакеты, включающие искусственно удешевленный смартфон и специальный тарифный план.

Весной 2010-го с легкой руки Apple в мире началась настоящая "планшетная истерия". Как полутора годами ранее все ведущие ПК-производители дружно бросились осваивать новый для них сегмент нетбуков, так с весны 2010-го все подряд стали заявлять о своих "планшетных" амбициях. До презентации iPad рядовые покупатели слишком мало знали о таком классе устройств, как планшетные ПК. Однако с выходом Apple iPad ситуация начала радикально меняться. И последствия этих изменений мы в полной мере наблюдали уже на CES-2011.

К середине весны стало понятно: результаты I квартала превзошли даже самые оптимистичные прогнозы. По подсчетам аналитической компании Gartner, мировые продажи ПК в I квартале 2010 года выросли на 27.4%. Причем продажи персоналок росли не только в развивающихся (как и предполагалось), но и в развитых странах, где пользователи меняли ПК ради перехода на Windows 7.

Тогда же, в середине весны, в новостях IT-бизнеса прочно обосновался крупнейший инвестиционный фонд российского Интернета Digital Sky Technologies (DST). Мы его встретим еще не раз.

В конце апреля устои сотряслись: компания Apple превзошла Microsoft. Капитализация (рыночная стоимость) Apple выросла до $241,5 млрд, превысив капитализацию Microsoft, которая на тот момент составляла $239,5 млрд. Одновременно начал вырисовываться новый вектор противостояния: теперь между Apple и Google. Обе компании стремились проникнуть в максимально большое число секторов IT-рынка, стать полностью самодостаточными, ликвидировать зависимость от сторонних разработчиков и производителей.

Особенно ярко выраженной стала экспансия Google. Интернет-поиск и реклама в поисковой выдаче стали вчерашним днем. Руководство Google инвестировало в VoIP, "облака", дата-центры, беспроводные сети, многоуровневые коммуникации и провайдинг, смартфоны и онлайновые магазины приложений. В общем, сегодняшняя Google - это уже совершенно особенное явление.

К середине года нарисовалась еще одна тенденция. Аналитики как-то неожиданно, но дружно поняли, что рынок мобильных компьютерных устройств (от сотовых телефонов до ультрапортативных лэптопов) начинает превалировать над рынком настольных ПК и периферии. Одновременно резко выросли масштабы использования портативных гаджетов в бизнесе. Сегодняшний смартфон или планшетник - это уже не просто продвинутый органайзер для бизнесмена, а полноценный инструмент ведения бизнеса. И к этой реальности нам еще предстоит привыкнуть.

В начале августа в IT-индустрии разгорелся один из самых громких корпоративных скандалов 2010 года. Глава корпорации Hewlett-Packard Марк Херд ушел в отставку после обвинений в сексуальных домогательствах. По этому поводу Hewlett-Packard опубликовала специальное заявление, в котором утверждала, что "провела внутреннее расследование обвинений в сексуальном домогательстве, выдвинутых в адрес Херда одним из подрядчиков компании". Вскоре выяснилось, что со своей неизвестной возлюбленной Херд встречался с осени 2007-го по осень 2009-го за пределами компании ЦЕЛЫХ ДВА РАЗА.

Дамочка не растерялась и обвинила Херда в сексуальных домогательствах. Правда, адвокат выдвинувшей обвинения женщины признала, что интимных отношений у ее подопечной с Хердом не было. Такие вот дикие нравы корпоративной Америки.

Между тем, неожиданная отставка Марка Херда в какой-то степени изменила всю корпоративную политику Hewlett-Packard. Херд был одним из тех, кого охватила тотальная планшето-, смартфоно-, да и, в целом, гаджетомания: он решил срочно перевести Hewlett-Packard на "мобильные рельсы". Для этого была даже куплена оказавшаяся на грани банкротства компания Palm. Но далеко не все в топ-менеджменте Hewlett-Packard разделяли инновационные устремления Херда. Многие считали, что гаджетомания - лишь мода, которая скоро пройдет. Многие также опасались, что из-за увлечения СЕО "всякой мелочевкой" компания потеряет статус лидера рынка "правильных" ПК - десктопов, ноутбуков и серверов.

Результат мы видим сегодня: НР не преуспела на поприще мобильных устройств, а на рынке "полноценных" ПК хотя и остается лидером, но все же отдает конкурентам все большую долю рынка.

В конце августа корпорация Intel купила американского поставщика ПО в сфере информационной безопасности, известного производителя антивирусов компанию McAfee. Сумма сделки составила $7,68 млрд. После завершения сделки компания McAfee войдет в состав подразделения Intel Software and Services Group, занимающегося разработкой платформ и ПО.

Сделка между Intel и McAfee полностью поменяла ландшафт на антивирусном рынке, да и, в целом, в IT-индустрии. Выйдя на принципиально новый для себя рынок, Intel откровенно нарушила баланс сил в "первом эшелоне" IT-корпораций. Всем стало понятно: Intel решила начать игру на более прибыльном (в сравнении с ее традиционным бизнесом) рынке ПО. То есть, по сути, последовать примеру Apple, немало зарабатывающей на рынке ПО для мобильных устройств. Intel хочет пойти дальше и создать единую интегрированную платформу с возможностью подключения сервисов безопасности. Что мы, вероятно, и увидим к концу 2011 года.

В сентябре на мировом телекоммуникационном рынке обострился конфликт между проводными и мобильными операторами связи с одной стороны, и операторами IP-коммуникаций - с другой. Действительно, сегодня рынок буквально захватывают корпоративные коммуникации на базе IP-протокола. По мнению компании J-son & Partners Consulting, в сегменте корпоративной голосовой связи доля организаций, использующих IP-телефонию во всех ее проявлениях, вырастет с 39% в 2009-м до 68% в 2013 году.

Росту популярности VoIP способствует увеличение количества моделей абонентских устройств (например, появление недорогих SIP-телефонов), а также расширение новых сервисов, маркетинговые акции и т.д. По прогнозам J-son & Partners Consulting, доля VoIP-трафика в совокупном телеком-трафике вырастет с 8% в 2008 году до 40% в 2012-м.

В конце 2010 года, особенно в период рождественских распродаж, мировая IT-индустрия успешно заработала свои миллиарды, сделав ставку на все мобильное. Между тем, сами лидеры мобильного сегмента IT-бизнеса достаточно болезненно перестраивались, приспосабливаясь к новым реалиям. Показательный пример - компания Nokia, которая отправила в отставку с 21 сентября своего гендиректора Олли-Пекка Калласвуо. По неофициальной информации, причиной отставки стало снижение доли компании на рынке мобильников и смартфонов. На место Калласвуо пришел бывший руководитель бизнес-направления Microsoft Стивен Илоп, который занял посты председателя совета директоров и президента Nokia.

А громогласно уволенный гендиректор HP Марк Херд уже в конце сентября впервые публично выступил в качестве сопрезидента Oracle. В Oracle Марк Херд возглавил отдел продаж, маркетинга и поддержки. А вскоре он, вероятно, также займется и международными делами софтверного гиганта. Зато новым исполнительным директором и президентом HP стал Лео Апотекер, который ранее трудился руководителем SAP.

Итак, 2010 год принес мировому IT-бизнесу, пожалуй, даже больше перемен, чем разрушительный 2001-й. Только эти перемены, по большей части, позитивные. Очередной мировой кризис не смог обрушить IT-индустрию - скорее, наоборот, она в очередной раз доказала свою необходимость для мировой экономики. Появились новые продукты и решения, которые потребовали и новых подходов к ведению IT-бизнеса.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

01 за 2011 год

Рубрика: 

Анализ
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя Б/у
Очередной убогий труд горе-аналитика
Аватар пользователя Al
Б/у, без аргументации и фактов твои слова - просто тихий пук в лифте. Несолидно. Как минимум.
Аватар пользователя Б/у
Al

14 января 2011 года, 04:55

>Б/у, без аргументации и фактов твои слова - просто тихий пук в лифте. Несолидно. Как минимум.

На связь вышел сам г-н автор через один из множества своих го...ноников?:-)

>В феврале несколько неожиданно проявился новый тренд: компании по всему миру, по-прежнему стараясь сэкономить на IT-перевооружении, открыли для себя богатые возможности web-технологий.

То что написано - чушь полнейшая! Веб-сервисы корпоративный сектор освоил много лет назад. Сейчас там можно найти и губернатора Шварценеггера (бывшего) и президента РФ Дмитрия Медведева. У многих компаний и их руководства давно имеются корпоративные блоги, представительства в Твиттере и проч. Уж не говоря о том, что компании имеют собственные корпоративные "облачные" сервисы...

Бредятина, автор! Качаешь на страницы вторсырье!!!