Несколько лет назад французские художники создали весьма интересный проект - искаженный дом. Посвятить в его суть довольно просто - экспериментаторы присмотрели приглянувшееся здание, потом на базе его фотографий создали огромное полотно, куда внесли некоторые искажения. Затем холст был просто одет на дом, в результате всех горожан охватывал небольшой шок: что происходит?
Между тем у данного проекта, как оказалось, успешного, было весьма коммерческое продолжение. Огромный холст был разрезан на множество мелких картин, которые с удовольствием покупали обитатели офисов. Конечно, маленький фрагмент чего-то большого смотрится непонятно и выглядит как абстракция, к тому же у произведения есть своя интересная история.
И, действительно, а почему бы не устроить сейчас экскурсию по офисам хорошо знакомых нам компаний? Ведь, на самом деле, именно эти рабочие пространства вмещают новаторские идеи дизайнеров, не говоря уже о коллекциях искусства, которые собирают в их рамках крупные компании. В принципе, как описать стандартный офис IT-компании? Холл, переговорные комнаты, комнаты подразделений. В большинстве случаев применяют дизайн в стиле хай-тек с множеством стекол, превалирующей черно-белой гаммой и так далее. Но есть и исключения.
Естественно, в плане
новаторства лидирует Google, у этой
фирмы имеется множество офисов в
различных странах. Особого стиля,
кроме фирменного логотипа, у них
нет, над каждым работают различные
дизайнеры. Хотя есть одно правило,
которое соблюдают при
проектировании: от рабочего места
до кухни должно быть не больше 30
метров. Также фактически
обязательны такие элементы, как
комнаты релаксации, бесплатный
шведский стол, тренажеры. В
принципе, каждое географическое
подразделение компании - это
отдельный мир. Например, в огромном
Нью-йоркском офисе работники
перемещаются на скутерах,
чикагский офис известен по
большому количеству мониторов,
расставленных повсюду. На них
транслируются текущие запросы в
поисковой системе Google. Цюрихский
вариант известен большим
количеством отдельных кабинок,
сделанных в различных стилях,
большой библиотекой в старинном
стиле, то есть, с натуральными, а не
электронными книгами, а также
использованием вместо лестниц
любых других решений - горок, труб,
шестов. Сама концепция создания
комфорта близка к идее реализации
домашнего уюта.
Вообще, интересно
отметить, что Google полноценно
реализует старый коммунистический
лозунг: "От каждого по
возможностям, каждому - по
потребностям". Вот где
воплотилась мечта нескольких
поколений советских трудящихся.
Кстати, в 2007 году журналом Fortune
фирма была названа лучшим
работодателем Америки. Причем
стиль работы довольно-таки
демократичен - каждому работнику
выдается задание на день, а где и
как он его выполнит, не важно. Может,
в кресле с ноутбуком и Wi-Fi, и так
далее. Также в целях
"тимбилдинга" реализуются
командные игры.
А вот офис известной
анимационной студии Pixar построен по
несколько другому принципу, вернее,
тут уместнее сказать о целой
резиденции с парком, бассейном,
амфитеатром для выступлений и
презентаций. В центре главного
функционального здания находится
специальный атриум - огромная
площадь для переговоров с
расставленными столиками. Вокруг
по этажам расположены различные
подразделения. Что интересно, с
каждой новой работой студии
меняется множество внешних
деталей, стилизованных под ту или
иную анимационную работу. Делают
WALL-E, значит, все вокруг погружает в
этот мир. Интересны также офисы
аниматоров. По существу, это
небольшие деревянные домики.
В офисе YouTube
(Сан-Франциско) бассейн является
крытым, также внутри здания вы
можете найти и небольшую площадку
для гольфа. Плюс к этому огромный
тренажерный зал.
А вот Facebook больше
приземлен к реалиям, и там можно
найти все то же "скучкованное"
расположение рабочих мест и
превалирующий хай-тек дизайн,
правда, дополнительных
художественных элементов там
довольно много плюс прямо в здании
находится стоянка для велосипедов
работников.
И, вообще, сейчас можно проследить некоторое столкновение концепций. Например, Microsoft рассчитывает на прием на работу в будущем множества удаленных работников, то есть, каждый из них расположен у себя дома. Google, наоборот, этот домашний уют создает. Многие часто сравнивают офисы этой компании с большими развлекательными центрами. И тут Google идет с некоторым опережением. Дело в том, что все большее количество жителей Европы и США находят удовольствие в работе по гибкому графику. А если говорить о представителях интеллектуальных профессий, то такой вариант работы уже давно не является новостью. Так вот, задачей создания подобных рабочих пространств является воплощение прежде всего уюта, близкого к домашнему, чтобы людям было интересно там собираться. За счет этого приобретается командный дух. Мало того, в рамках больших офисов нередко проходят (прямо в них) концерты, дискотеки и так далее. Конечно, для нас это пока больше напоминает сказку. Но мотивация сотрудников и команд сейчас стала довольно-таки серьезной проблемой, которую пытаются решить различными способами.
Кристофер,
itcs.3dn.ru
