В то время как специалисты неутомимо составляют "черные списки" рассыльщиков спама, сами спамеры придумывают новые методы борьбы с ними. Иногда, надо сказать, весьма простые, но при этом очень эффективные - например, банальный судебный иск к тем, кто составляет спам-листы.
На прошлой неделе мир облетела новость о том, что в результате судебного разбирательства британская ассоциация Spamhaus была обязана выплатить несколько десятков тысяч долларов организации, заподозренной в рассылке спама и занесенной в "черный список". Казалось бы, что в этом странного? То, что компания, которая стала истцом, так и не смогла доказать, что она не рассылала спам, и, более того, судя по всему, именно за счет спама эта фирма и зарабатывала на хлеб.
Суть состояла в следующем. После того, как компания e360, которой руководил Дэйв Линхардт, попала в "черный список" организаций, занимающихся рассылкой спама, тот посчитал, что из-за связанных с этим санкций компания потеряла более $11 млн. Естественно, незамедлительно был подан иск, который суд первой инстанции в полной мере удовлетворил, потому что ответчик попросту не явился на заседание, полагая, что британская организация, занимающаяся составлением спам-листов, не попадает под юрисдикцию США.
После того, как представители Spamhaus все-таки подали апелляцию, e360 увеличил исковую сумму до $135 млн. В результате переговоров между сторонами она была снижена до $30 млн, но сути это не изменило, потому что за всю свою предыдущую историю деятельности (а работала до этого e360 на протяжении уже пяти лет) весь её доход составил чуть более трехсот тысяч долларов, в связи с чем суд признал претензии Линхардта необоснованно завышенными. Таким образом, сумма, которая была присуждена судом в качестве возмещения убытков e360, составила около $27 тыс. Но и эта сумма не устроила британских борцов со спамом - в Spamhaus по-прежнему ссылаются на свою неподсудность Соединенным Штатам и говорят, что у них есть доказательства того, что e360 действительно рассылала спам (что весьма любопытно, данный факт e360, уже, кстати, закрытая своим владельцем, даже и не пытается оспаривать). В ответ Линхардт говорит, что Spamhaus - это фанатики, которые не уважают законы США.
Казалось бы, эта ситуация не заслуживает внимания, если бы не два момента. Во-первых, американский суд без особых раздумий присудил к выплате компенсации юридическое лицо, расположенное за пределами Соединенных Штатов, что само по себе весьма показательно. Во-вторых, компания e360, даже рассылая спам, не постеснялась подавать в суд на тех, кто боролся с её причиняющими неудобство множеству людей действиями. Здесь, нужно думать, тоже во многом дело в американских судах, которые, как видим, часто на стороне своих соотечественников, которым мешают иностранцы. В-третьих, спамеры, судя по заработкам e360, сейчас уже не настолько хорошо зарабатывают, чтобы не попытаться "стрясти" деньги с кого-нибудь с помощью судебных исков.
Что же мы имеем в сухом остатке? Прежде всего, мы имеем прецедент. То есть, говоря русским языком, вполне возможно, что в ближайшем будущем забаненные спамеры по примеру e360 начнут искать "правду" в суде. И, вполне может быть, это станет новой вехой в истории развития спама как экономического явления.
Вадим СТАНКЕВИЧ
Горячие темы