Как выбирать?
После покупки проектора, вспоминая к/ф "Человек с бульвара Капуцинов", рекомендуется влюбить в себя блондинку с длинными волосами и желательно с личной лошадью белого окраса. Это, как говорится, на всякий пожарный:). Как вы уже поняли, речь сегодня пойдет об экранах для проекторов и специфике их выбора.
Давайте сначала рассмотрим, что нам предлагают проекторы как таковые в рамках технологий. Во-первых, это изменение геометрии проекции (трапеции) в случаях, когда устройство расположено не напротив экрана, а под определенным углом, идеальных условий не бывает. Во-вторых, даются различные режимы воспроизведения с переворотом изображения, например, зеркальный для случаев, когда проектор стоит позади экрана и работает на просвет (система обратной проекции), вертикальный переворот - для случаев потолочного крепления. В-третьих, что также важно, каждый проектор предусматривает рабочее разрешение с определенной геометрией. Как мы знаем, существуют два варианта соотношения сторон - 4:3 (компьютерный вариант, офисные приложения) и 16:9 (кино, большинство современных игр).
Плюс к этому стоит вспомнить наш недавний материал "Проектор для дома. Как выбирать?", и, главным образом, известную таблицу, которую повторим:
При этом стоит отметить, что большинство проекторов обычно работают в трех режимах: высокий, динамический, экономный, - которые разделяются не только по срокам использования лампы, но и по рабочим характеристикам яркости.
Данная таблица нам необходима для более точного определения необходимой диагонали экрана. В ряде сторонних рекомендаций вы можете столкнуться с другой точкой отсчета при выборе, а именно - даются рекомендации по расстоянию до зрителя (оно является основным параметром) и так далее, но на самом деле проще отталкиваться от тех условий, что уже есть. А именно: вы выбрали проектор, конкретно знаете его яркость, геометрию изображения, выбираете режим работы и так далее. То есть, рекомендуется следовать связке "проектор - экран", а не "экран - расположение зрителя".
А чем плоха белая стена?
Вообще, наиболее часто встречаемый случай, который можно увидеть в быту, - просто отсутствие экрана и проецирование изображения на белую стену, некоторые крепят ватман и так далее. В принципе, сам проектор является устройством не дешевым, и в некоторых случаях при его покупке об экране не думают. Первые мысли возникают, когда устройство первый раз включено, быстро находится какое-нибудь подходящее решение, после чего проблема якобы исчезает. Между тем, в таком случае вы лишаете себя удовольствия более качественного просмотра. Хотя надо сказать, что приобретение экрана - тоже не рядовая покупка.
Вариант с белой стеной, в принципе, не так уж и критичен на самом деле, особенно при условии, что эту поверхность можно мыть. Если же это обычные белые обои, то возникнут проблемы с загрязнением и так далее. Вообще, при достаточно высокой яркости, которой обладают на сегодня, пожалуй, уже все модели, для проецирования подойдет любая светлая поверхность (например, даже обычные обои с рисунком:), дело в том, что он не видим), но специальные решения в области экранов позволяют значительно улучшить характеристики изображения, такие, как яркость, контрастность и цветопередача.
Даже более того, можно говорить и об экономии. Ведь не секрет, что одним из самых дорогих элементов проектора является лампа, которую нужно периодически менять. В экономном режиме она прослужит дольше, но этот вариант предусматривает наименьшее значение яркости. Прибавьте к этому недостатки использования обычной светлой поверхности, а не профессионального экрана, в результате человек в любом случае потянется к переключению на динамический или высокий режимы работы. Лампу придется менять чаще. Другими словами, экраны, во-первых, себя окупают, во-вторых, дают экономию.
В принципе, наиболее часто вопросами приобретения экранов задаются те, кто с ними уже имел дело и есть с чем сравнивать. А, во-вторых, экраны нужны для аудиторий, кабинетов для проведения брифингов и тому подобного.
Какими бывают экраны?
Первоначально следует ввести разделение экранов на стационарные и мобильные. Стационарные могут быть рулонными или натяжными, мобильные - это обычно не очень дорогие модели, которые можно сворачивать в тубус, но типы конструкции и установки могут быть разные (подвешиваются на треногу, прикрепляются к стене и так далее). В принципе, данный вопрос и сопутствующие ему (механизмы подъема для рулонных вариантов, штативы и т.п.) не должны вызывать трудностей при выборе. То есть можно ориентироваться на месте.
Гораздо труднее многим разобраться в типах полотен, и именно этой теме мы уделим основное внимание.
Ключевые характеристики
Для начала приведем основной список, а потом его расшифруем:
- Коэффициент усиления
- Контрастность
- Равномерность
- Угол обзора
- Цвет поверхности
Для экранов, в основном, используется несколько типов основ: текстильная, из стекловолокна и винила. На эти основы наносится светоотражающий слой, который может быть выполнен из разных материалов и подразумевать различные технологии. При этом, говоря об основах, сразу же стоит отметить механическую составляющую, например, варианты на виниле не рекомендуется сворачивать, если не используются специальные ноу-хау в области эластичных материалов.
Коэффициент усиления (коэффициент усиления яркости) показывает отношение отраженного от поверхности света к упавшему.
Характеристика контрастности в представлении не нуждается, а вот равномерность - вещь специфическая, поскольку зависит от очень многого. Например, сворачивающиеся экраны могут обладать неровностями, складками. Это зависит во многом от применяемой технологии. Многие модели оснащаются дополнительными крепежными элементами, обеспечивающими хорошее натяжение, и тому подобными решениями. Помимо этого, некоторые технологии реализации светоотражающих поверхностей чувствительны к углу проецирования и важными являются места расположения проектора и зрителя. Кстати, именно поэтому часто среди характеристик указывается и угол обзора.
Цвет поверхности также важен. Дело в том, что основная проблема при работе с проекторами, особенно в несильно затемненных помещениях либо при больших значениях яркости, - передача черного цвета. В описанных ситуациях он будет воспроизводиться как серый. Посему многие экраны делают не белыми, а серыми, плюс добавляются специальные технологии светопоглощения, в результате значительно повышается значение контрастности, но мы начинаем проигрывать в коэффициенте усиления.
Диффузные экранные полотна
Диффузные экранные полотна являются самыми распространенными.
Среди наиболее часто встречаемых вариантов в недорогом сегменте можно встретить Matte White (MW) - это обычное виниловое полотно с матовой белой поверхностью, коэффициент усиления равен 1.0 (то есть, усиления нет). Используется в экранах всех типов, обладает широким углом обзора (100-140 градусов, в зависимости от производителя), моющееся. У данной технологии есть ряд недостатков, которые возникают в силу слова "винил", то есть, его лучше не сворачивать и вообще никак не деформировать, иначе на поверхности появляются неровности. Также этот тип полотна чувствителен к изменениям температуры и влажности. Зато MW является самой недорогой технологией.
Стоит отметить, что у фирмы Da-Lite имеется нормальное решение данного вопроса, причем без использования тканевой основы, называется Da-Mat.
А среди современных моделей экранов в бюджетном ценовом диапазоне наиболее распространен другой вариант - Fiberglass Matte White (FMW). Это матово-белая поверхность, моющаяся, сделана на основе стекловолокна с нанесенным поверх виниловым слоем, коэффициент усиления и угол обзора такие же, как и у MW. Используется в экранах всех типов, причем данная технология активно присутствует в продукции большинства производителей экранов. Оба варианта, MW и FMW, имеют один недостаток - не совсем подходят при использовании в затемненных помещениях с яркими проекторами. Главными артефактами являются блики на изображении.
Для исправления ситуации выпущена другая разновидность - PS Matte White (PS MW), которая наиболее распространена для стационарных натяжных вариантов. В данном случае мы говорим об эластичном полотне с матовым белым покрытием и присутствием ноу-хау в виде микроскопических углублений, расположенных по всей поверхности экрана, что позволяет избавиться от бликов. Коэффициент усиления и угол обзора такие же, как и у MW.
Что интересно, у многих производителей под аббревиатурой MW фактически подразумевается FMW. Тут легко запутаться, потому как MW просто переводится как матово-белая.
У достаточно известной на данном рынке фирмы Draper есть и отдельная чисто виниловая разновидность под названием M1300, ключевым отличием которой является повышенное значение коэффициента усиления, которое составляет 1,3.
Что касается вариантов с повышением характеристики контрастности, то есть несколько технологий, например, High Contrast Grey (HCG), которая подразумевает серую поверхность, причем сама структура полотна имеет текстильную основу и четыре различных слоя на ней. В данном случае страдает коэффициент усиления, который меньше 1 (порядка 0,8-0,9), но угол обзора составляет 140 градусов.
Разновидность на основе из стекловолокна называется Fiberglass High Contrast Grey (FHCG). Характеристики такие же, как и у HCG, вернее, это фактически серая разновидность Fiberglass Matte White (FMW).
По аналогии с PS Matte White (PS MW) существует PS High Contrast Grey (PS HCG), правда, в данном случае поверхность серого экрана является более гладкой.
Также у других производителей можно найти технологические аббревиатуры для серых экранов с подобными характеристиками и применяемыми технологиями - High Contrast, HiDef Grey. Хотя, если говорить конкретно о технологии High Contrast в рамках реализации от фирмы Da-Lite, то там коэффициент усиления составляет рекордную цифру 1,1.
Зеркально-отражающие полотна
Выше мы писали о том, что существуют экраны, которые могут увеличивать значение яркости. Делается это по двум ключевым принципам: зеркального и обратного отражения. Для зеркальных актуальны технологии Datalux M-F-S, Pearlscent. Причем такие экраны на нашем рынке являются редкостью, хотя в магазинах, торгующих дорогим hi-end оборудованием для домашних кинотеатров, их можно встретить.
Обратно-отражающие полотна
Обратно-отражающие полотна также называют бисерными, причем в продаже они встречаются гораздо чаще. Технологически бисерные полотна подразумевают прессовку мелких стеклянных зерен-микролинз на матовую белую основу. По существу, микролинзы - это маленькие стеклянные шарики (0,01-0,05 мм), а сами экраны работают наподобие светоотражателей (в принципе, это фактически одна и та же технология). Коэффициент усиления получается большим, порядка 2,0-3,0 в зависимости от производителя. Единственный недостаток такой технологии - малый угол обзора (обычно не более 70 градусов), причем проектор должен быть расположен фактически перпендикулярно экрану, то есть вариант потолочного крепления не подойдет, за исключением ноу-хау от Da-Lite под названием Video Spectra (коэффициент усиления 1,5).
Ключевая технология в этой области называется Glass beaded (GB), собственно, ее структуру мы и описали выше. Для данных экранов есть серые разновидности.
Просветные полотна (экраны
обратной проекции)
Данный тип полотен не совсем подходит для использования в рамках домашних кинотеатров по двум причинам. Первая: они подразумевают изображение на просвет, то есть проектор должен быть расположен за экраном, а для этого нужно достаточно много пространства. Вторая: технически это одна из самых сложных и дорогих реализаций. Хотя, с точки зрения качества, один из лучших вариантов (лучше контрастность, а коэффициент усиления равен примерно 2-2,2).
Ключевые технологии в этом сегменте имеют названия Cineflex, PS Cineflex, Da-Tex.
Как выбирать?
Изначально вам нужно определиться с диагональю экрана и режимом работы, в котором вы хотите использовать проектор, то есть, высчитать оптимальную яркость, а дальше ориентироваться по таблице. Не забудьте о геометрии. Кстати, большинство проекторов подразумевают 16:9.
Затем следует определиться с исполнением, которое вам необходимо. Например, для стационарных вариантов наиболее предпочтителен вариант с натяжным экраном. Если вы остановили свой выбор на рулонном, стоит сказать, что в ряде случаев все равно придете к тому, что лучше ему быть в развернутом виде, потому как какая бы основа не была, все равно чаще всего неровности проявятся.
После этого выбираете тип полотна. Конечно, в большинстве случаев люди руководствуются ценой. С другой стороны, нужно получить качество. Имеет смысл обратить внимание на серые варианты, которые дают высокое значение контрастности. Полотна с увеличением яркости (высоким коэффициентом усиления) хороши для проекторов с малым значением яркости либо работающих в экономном режиме. Часто можно прочитать, что их применение выгодно для использования в аудиториях, но эти утверждения вызывают некоторые сомнения из-за малого угла обзора.
Подытожим
Экран является не чем иным, как носителем изображения, и подход к этому элементу должен быть соответствующим. Конечно, когда после приобретения проектора человек узнает, что нужен еще один элемент, который иногда стоит чуть ли не столько же, сколько и само устройство (а есть много экранов по цене выше $1000), то удивлению нет предела. Но это так. Причем технологии не стоят на месте, пользуются спросом, время от времени удешевляются да и производителей достаточно много. Главное - уметь во всем этом ориентироваться.
Кристофер,
christopher@tut.by,
www.gigamark.com
Горячие темы