Говорить о том, что политическая активность переместилась из традиционных СМИ в Интернет, у нас в стране пока рано. Хотя виртуальная политическая жизнь может заметно оживиться после того, как белорусским чиновникам предложили осваивать блогосферу.
"Пока в белорусской блогосфере государство представлено очень слабо", - сказал на прошедшей недавно конференции "Байнет 2.4" ведущий специалист Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Алексей Васильков. По его словам, белорусские госорганы должны освоить блогосферу, чтобы "получать от интернет-сообщества отклик на свои действия". Среди всех белорусских чиновников только пятеро завели собственные дневники. В ближайшие полгода это число может возрасти в разы.
О том, что белорусская власть должна пойти в Интернет, впервые заговорил глава Администрации Президента Владимир Макей на мартовском семинаре-совещании, посвященном идеологической работе. "В то время как наши люди различных возрастных групп активно пользуются сетью, власть чурается Интернета", - посетовал тогда он.
Рекомендация госчиновникам осваивать блогосферу напоминает наказ Петра Первого боярам "говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была". В известном смысле новое веяние выгодно современным и самостоятельно мыслящим госслужащим.
По опыту соседней России, где с подачи президента политики стали заводить блоги, заметно, что далеко не все высокопоставленные блогеры четко представляют, зачем это им надо. Часто они не видят разницы между сетевыми дневниками и официальными сайтами своих ведомств. Многие банально используют виртуальные ресурсы для размещения пресс-релизов.
Между тем, блоги открывают перед властью новые возможности. "Интернет-дневники - это хорошая форма прямого общения, получения самой разной, а самое главное, оперативной информации о том, что происходит в мире и стране, и, с другой стороны, неплохая возможность почувствовать себя журналистом, когда ты готовишь ответы на те или иные вопросы или просто пишешь", - говорит Наталья Циплакова, руководитель проекта "Блоги TUT.BY". Посредством общения в блогосфере можно искать свежие идеи, последние новости и продвигать в Сети государственные интересы. В конце концов, личный блог можно использовать как интернет-приемную для обращений граждан. Блоги дают колоссальные агитационные преимущества - можно не ограничиваться текстовыми и фотоматериалами и активно использовать видеоролики и флэш-анимацию. Блогосфера как средство продвижения обладает, по словам Натальи Циплаковой, одновременно двумя благоприятными параметрами. С одной стороны, она является каналом продвижения, потому что каждый отдельно взятый блог можно рассматривать как средство массовой информации и коммуникации. С другой стороны, блогосфера является средой для восприятия, готовой аудиторией, состоящей из тысяч читателей-блогеров.
После усиления внимания к Национальному сегменту сети Интернет появление блогов белорусских чиновников на российских доменах выглядело бы, мягко говоря, нелепо. Возможно, для этих целей будет создан отдельный государственный интернет-ресурс в родной доменной зоне by. Пока же единственной национальной площадкой для ведения онлайн-дневников служит проект "Блог TUT.BY".
В условиях, когда число пользователей в Беларуси стремительно приближается к отметке в 5 млн человек, оставаться в стороне от Интернета становится для политической элиты непозволительной роскошью. Есть шанс, что у белорусских пользователей вскоре появится реальная возможность обсудить с чиновниками не только особенности нормотворчества, но и, скажем, цвет галстука или прогноз погоды на завтра.
Артур ДЕМЬЯНЕНКО
Комментарии