Дожили: весь нынешний выпуск бизнес-обзора придется посвятить компании Google. Этот интернет-гигант проник уже в самые различные отрасли IT-индустрии и оказывает влияние там, где недавно это даже представить было невозможно. Лучший интернет-поиск и реклама в поисковой выдаче как основа бизнеса - это уже дела давно минувших дней. Сегодня актуальны дата-центры, многоуровневые коммуникации и провайдинг, смартфоны и онлайновые магазины приложений. В общем, сегодняшняя Google - это уже совершенно особенное явление, которое еще только предстоит оценить. Попробуем.
Неделю назад Google представила собственный магазин web-приложений Chrome Web Store - он заработает до конца года. В отличие от большинства уже существующих аналогов, в Chrome Web Store возможность покупки приложений будет предоставлена пользователям любых браузеров. Представители компании говорят, что новая платформа позволит пользователям быстрее находить интересующие их приложения, а разработчикам магазин поможет выйти на более широкую аудиторию потребителей.
Уже известно, что Google пригласит разработчиков, чтобы наполнить виртуальные полки магазина контентом до его открытия. Также известно, что одни приложения, доступные в Web Store, будут платными, другие же станут предлагаться для скачивания вполне бесплатно.
Но в стратегическом масштабе этот онлайн-магазин - так, мелочь, хотя и очень важная. Компания Google нацеливается на гораздо более масштабные проекты, и амбиции "большой троицы" (Ларри Пейдж, Сергей Брин и Эрик Шмидт) порой просто поражают. Достаточно вспомнить, как пару лет назад Google пыталась развернуть общеамериканскую беспроводную сеть передачи данных на базе частот, высвобождаемых после закрытия аналогового телевещания. Тот проект "не пошел", но телекоммуникационные амбиции Google никуда не делись.
Сейчас очевидно, что Google накопила предостаточно интеллектуальных ресурсов (читай: накупила небольших фирм-разработчиков) в сфере обработки и передачи голоса и видео. И это вполне может привести к появлению продуктов, которые вытеснят с рынка операторов фиксированной и мобильной связи, а заодно и Skype. Это будет, мягко говоря, революция - но в Google к ней уже готовы. Очевидно: Google стремится создать на рынке ситуацию, при которой весь пользовательский трафик будет ассоциироваться исключительно с этим интернет-гигантом.
Судите сами: несколько лет назад Google купил компанию, занимающуюся управлением звонками, - GrandCentral. Сейчас она превратилась в сервис Google Voice. Год назад был куплен Gizmo5, разработчик конечного приложения для клиента. А теперь объявлено, что Google покупает Global IP Solutions (GIPS) - создателя базовой технологии передачи аудио-видео. То есть совсем скоро Google получит в свое распоряжение полный набор технологий для организации VoIP-сервиса.
А далее все просто. Новые VoIP-технологии интегрируются во все подряд - в платформу Google Android и браузер Google Chrome, в продукты Google Talk, Google Voice и Google VideoChat, в сервисы Google Apps. Появляется возможность передавать голос между любыми ПК и мобильными приложениями, минуя и операторов связи, и Skype - ведь существует услуга виртуального телефонного номера Google Voice. Что после этого будет с бизнесом операторов связи, догадайтесь сами. Если у Skype сегодня 600 млн VoIP пользователей, то у Google таких пользователей через полгода может быть два миллиарда.
Другое направление, которое Google готовится сделать весьма прибыльным для себя, - облачные вычисления и облачное хранение данных. Недавно компания предложила доступ к бизнес-версии своего сервиса хостинга приложений App Engine - там предусматривается "облачная переносимость" приложений на платформы VMware и обратно, централизованное администрирование, SQL-хостинг и другие возможности, актуальные для корпоративных пользователей. В данном случае Google изначально делает ставку на облачную инфраструктуру и не предлагает возможностей по локальному размещению приложений.
Мэттью Глоцбах, директор по продуктам Google Enterprise: "Мы слышим громко и отчетливо желание использовать наши облачные платформы для создания клиентских кастомизированных приложений под конкретные нужды".
Собственно, App Engine был запущен на серверах Google еще два года назад, но до сих пор он был "потребительски ориентирован" и мало годился для использования в коммерческом секторе. Но теперь усовершенствованный App Engine for Business позволяет IТ-администраторам устанавливать собственные политики безопасности и иные опции - стоимость их использования варьирует от $8 до $1.000 в месяц, в зависимости от конкретного набора функций. Сейчас продукт завершает тестирование и в ближайшее время будет открыт для всех.
Вслед за App Engine for Business будет презентован также SQL-сервис для работы баз данных в App Engine. Он сможет использовать формат хранения данных Google Big Table и защищенный протокол SSL.
Google действует в партнерстве с VMware, и это позволяет обеспечить продукты необходимой переносимостью. То есть пользователи смогут разворачивать собственные приложения на массе Java-совместимых сред.
Виктор ДЕМИДОВ
Горячие темы