Часть 1. Доткомы, Билл Клинтон и "новая экономика"
Если вы не занимаетесь экономикой, то экономика сама займется вами |
Десять лет назад произошла крупнейшая катастрофа в истории IT-индустрии - "крах доткомов". В марте 2000 года рухнул индекс акций компьютерных и интернет-компаний на "высокотехнологической" фондовой бирже NASDAQ. Большинство IT-компаний лопнули вместе с американской биржей акций. На протяжении 2000-2001 годов тысячи интернет-компаний (в основном, в США и Европе) обанкротились, были ликвидированы или проданы. Многие их топ-менеджеры были осуждены за мошенничество и растрату денег инвесторов. Большинство бизнес-моделей новых, ориентированных на интернет-технологии фирм оказались нежизнеспособными. IT-индустрия вступила в полосу затяжного спада.
Создатель пакетной технологии компьютерных сетей Ethernet Роберт Меткалф как-то вывел формулу: полезность любой сети прямо пропорциональна квадрату численности ее пользователей. Меткалф наверняка не догадывался, что его формула однажды станет едва ли не главной причиной возникновения в 90-х годах XX века мыльного пузыря интернет-экономики. Предприниматели и инвесторы (прежде всего американские) поверили в универсальность этой формулы и бросились инвестировать в сомнительные интернет-проекты. Слово "интернет" подобно волшебному заклинанию распахивало двери и кошельки венчурных фондов, что позволяло компаниям-стартапам получать значительные средства на развитие IT-бизнеса.
Согласно "Википедии", слово "дотком" (dotcom, dot-com, dot.com) - "ставшее нарицательным название компании, чья бизнес-модель целиком основывалась на работе в рамках сети Интернет. Наибольшее распространение получили в конце 90-х гг.". Справедливости ради нужно заметить, что на "буме доткомов" сделали немалые деньги не только интернет-компании, но и производители компьютерной техники, а также телекоммуникационные корпорации.
Во второй половине 1990-х причиной бурного развития доткомов стало повышенное внимание общества к новым возможностям, предоставляемым Всемирной Сетью. Это вскоре привело к тому, что резко упала стоимость привлечения заёмного и инвестиционного капитала для любых проектов, связанных с Интернетом. Именно это повлекло за собой возникновение огромного количества фирм-стартапов (прежде всего в Силиконовой Долине), которые легко получали под интернет-проекты значительные инвестиции не только от венчурных фондов, но и от традиционных (и достаточно консервативных) финансовых институтов.
На фондовом рынке "пузырь" образовался в результате взлета акций уже существовавших интернет-компаний, появления множества новых интернет-компаний и переориентировки "традиционных" компаний на интернет-бизнес. Акции компаний, планировавших использовать Сеть для получения дохода, феноменально взлетели в цене. Многочисленные комментаторы и экономисты оправдывали это безумие, утверждая, что наступила "новая экономика".
С 1995-го по начало 2000 года интернет-стартапы возникали как грибы после дождя. Капитализация таких интернет-гигантов, как Yahoo или AOL, била все рекорды. Показательный факт: рыночная стоимость обанкротившейся впоследствии Nortel Networks тогда превышала $180 млрд. А развлекательный портал iMTV от одноименной телекомпании в первый же день размещения своих акций привлек более миллиарда долларов инвестиций. Обороты информационных империй превзошли обороты традиционно наиболее сильной в США автомобильной отрасли.
Назойливые старушки из Огайо и Оклахомы одолевали своих биржевых маклеров требованиями срочно продать купленные десять лет назад акции местного сталеплавильного заводика и купить, как минимум, AOL или, на худой конец, Amazon.com. В то время всеобщей эйфории мало кто понимал, что в реальности новые бизнес-модели были неэффективными, а большие кредиты, потраченные, в основном, на рекламу и шикарную корпоративную жизнь, скоро приведут к волне банкротств.
Выражение "новая экономика" вошло в оборот в 1998 году с подачи Билла Клинтона, во времена президентства которого (1993-2001) и происходили описываемые события. Основными ценностями в "новой экономике" были информация и технологии. Вот основные из положений "новой экономики":
- быстрый рост сектора, что предполагает быстрое устаревание продукции;
- ограниченные возможности правопринуждения в области авторского и патентного законодательства;
- наличие дешевых программных средств защиты информации;
- слабая привязка предприятий "новой экономики" к конкретной территории;
- значительные инновационные издержки (научные исследования и разработка продукта) в сочетании со скромными издержками производства (тиражирование информации, поддержка онлайновых сервисов);
- экономически эффективные инновации часто оказываются слишком очевидными, чтобы подлежать защите (пример - такие курьезы, как попытка зарегистрировать исключительное право на использование команд "Print" и "Copy").
Однако именно благодаря буму доткомов мы с вами получили великое множество бесплатной информации и онлайновых сервисов. Новости, газетные статьи и анекдоты в свободном доступе, freeware-программы и игры, платежные системы, бесплатная почта и социальные сервисы - все это наследие интернет-лихорадки конца 90-х.
А ведь еще в 1995-97 годах большая часть контента и сервисов серьезных (не любительских) ресурсов предлагалась исключительно за деньги. Но в 1997-98 годах производители информационного наполнения Сети неожиданно для себя стали объектами сверхактивного инвестирования. Захлестнувшая бизнес-сообщество мода на Интернет заставляла инвесторов вкладывать все новые и новые миллионы долларов в контент-компании. Их бизнес-модели предусматривали получение в будущем прибыли за счет рекламы на сайтах и электронной коммерции. Конкуренция между контент-проектами стремительно обострилась, и они начали предлагать пользователям на бесплатной основе все больше информации и сервисов.
Экономические пузыри, подобные буму доткомов, безусловно вредны для экономики, поскольку приводят к неоптимальному распределению и расходу ресурсов. А обвал, обычно следующий за экономическим пузырем, может уничтожить огромное количество капитала и вызвать продолжительный спад в экономике. Собственно, в IT-индустрии в 2000-2004 годах так и произошло. Причем долгий период безрисковых прибылей просто продлевает период спада - так было для значительной части мира во время Великой депрессии в 1930-х годах и в 1990-х в Японии. А последствия схлопывания пузыря не только опустошают национальную экономику, но и откликаются за её границами. Это уже про нынешний общеэкономический кризис, начавшийся с ипотечного кризиса в США.
Другая сторона экономических пузырей - их взаимодействие с традицией расходования средств бизнесом. Участники рынка, активы которых переоценены, склонны жить не по средствам, так как чувствуют себя богатыми ("эффект богатства"). Но когда пузырь неожиданно схлопывается, держатели переоценённых активов чувствуют себя внезапно обедневшими и начинают максимально урезать свои расходы. А это, в свою очередь, приводит к замедлению экономического роста и углублению кризиса.
Но это все мы понимаем сейчас. Поумнели. Но тогда, в 90-х, с экранов телевизоров, со страниц газет, интернет-СМИ и радиоэфира непрерывным потоком лилась информация о том, что экономическо-технологические достижения вечны, что США вышли на "бескризисный" путь развития и т.д., и т.п.
3 марта 2000 года аналитики инвестфонда Prudential Securities опубликовали статью, в начале которой говорилось: "Если вы проницательный трейдер, то в вашем портфеле должны присутствовать высокотехнологичные акции, символизирующие новую экономику". Мало кто в тот момент подозревал, что уже через несколько дней неформальная столица Силиконовой Долины переместится из Сан-Хосе в Твин Пикс.
Виктор ДЕМИДОВ
Горячие темы