Оригинальное
название: Moon Cтрана: Великобритания Жанр: фантастика, драма, триллер, детектив Режиссёр: Дункан Джонс В ролях: Сэм Рокуэлл, Кевин Спейси Премьера: 23 января 2009 г. Бюджет: $5 млн Продолжительность: 97 минут |
В наш век тотальной компьютеризации кинематографа чистый sci-fi, не ставящий своей целью развлечь зрителя бесконечными экшн-сценами да сочными взрывами, впору уже записывать в Красную Книгу. Зрелищность и красивая картинка - всё это, конечно же, замечательно, особенно если приправлено неглупым сюжетом. Но иногда чрезмерное обилие беготни с приключениями всё же утомляет. Тогда душа ищет историй более спокойных, обыденных по форме и в то же время необычных по содержанию. Словно стараясь удовлетворить именно этот запрос любителей фантастики, британский режиссёр Дункан Джонс снял свою первую ленту, которая в наших краях известна как "Луна 2112".
Оператор лунной базы Сэм Белл отрабатывает трёхлетний контракт, контролируя добычу изотопа гелий-3. Это вещество крайне важно для землян, ибо в своё время оно спасло планету от топливного кризиса. Процесс добычи ценного источника энергии выглядит весьма забавно: колесит по лунным просторам чудного вида комбайн и всасывает с лунной поверхности песок. Ни дать, ни взять - харвестер на добыче спайса из "Дюны 2"! Любопытно, что при съёмке сцен вне базы обошлись без компьютерных спецэффектов в принципе. Здесь были задействованы исключительно миниатюрные модели техники. И этого хватило, чтобы обеспечить реалистичность происходящего.
Именно реалистичностью фильм и подкупает. Никаких инопланетных монстров и невиданных чудовищ! В центре повествования - человек наедине со своим одиночеством. Лишь робот-помощник составляет ему компанию, скрашивая его серые будни. Да редкие сеансы связи с родными. Но однажды с Сэмом происходит несчастный случай, от которого его спасает человек, похожий на него как две капли воды. В выяснении отношений между ними и в поисках ответа на вопрос "кто чей клон" проходит вся оставшаяся часть фильма.
Ещё одно достоинство фильма - впечатляющая актёрская игра Сэма Рокуэлла, который выложился в буквальном смысле за десятерых. Мало того, что ему пришлось изображать двух Сэмов Бэллов (причём очень разных по характеру!) одновременно, так ещё приходилось почти постоянно быть в кадре. Ибо все остальные персонажи исключительно эпизодичны и появляются лишь в видеотрансляциях во время сеансов связи с Землёй.
Идейная составляющая "Луны 2112" - тяжкое житьё-бытьё человеческих клонов в далёком будущем - не нова и не блещет оригинальностью. Однако её воплощение, от которой веет атмосферой старой доброй ретрофантастики в духе рассказов Айзека Азимова и Клиффорда Саймака, невольно заставляет снять шляпу перед режиссёром. И пусть на фоне "Соляриса" и "Космической Одиссеи" этот фильм смотрится несколько вторично, но так сегодня больше никто не снимает, чёрт возьми!
Один актёр, парочка миниатюрных моделек и декораций - ровно столько, сколько нужно, чтобы изобразить замкнутое помещение. Минимализм "Луны 2112" на фоне буйства красок "Аватара" кажется смелым вызовом сложившейся традиции, дерзким экспериментом, который смог доказать главное - даже при минимуме бюджета можно снять крепкий научно-фантастический фильм!
Олег ГАЛКИН
Комментарии