Фантастический артхаус

Оригинальное название: Welt am Draht
Cтрана: Германия
Режиссёр: Райнер Вернер Фассбиндер
Жанр: фантастика, триллер, детектив, драма
Премьера: 14 октября 1973 г.
Бюджет: 950 000 DEM
Продолжительность: 205 минут

Многие поклонники качественной кинофантастики наверняка не понаслышке знакомы с фильмом "Тринадцатый этаж" Джозефа Руснака, который вышел в прокат одновременно с легендарной "Матрицей" и остался на её фоне практически незамеченным. Опираясь на первоисточник, книгу Дэниэла Фрэнсиса Гэлуи "Симулакрон-3", он повествовал о весьма продвинутом симуляторе виртуальной реальности, населённом программами, имитирующими человеческое поведение с высокой степенью подобия. Менее известен факт, что этот фильм является уже второй экранизацией романа Гэлуи. Первая была снята в далёком 1973 г., под руководством известного режиссёра артхаусного кино Райнера Фассбиндера.

"Мир на проводе" мало известен за пределами Германии. Причиной тому послужили неясности в авторских правах, из-за которых фильм никогда не выпускался ни на кассетах, ни на CD, ни на DVD. Не "прокатывался" он и в кинотеатрах, ибо изначально был "заточен" под телевизионный формат. Но даже по ТВ его показывали очень редко, а уж о продаже копий для иностранных каналов и вовсе речь не шла! Так что этот двухсерийный фильм - весьма экотическая птица в наших краях. Русскоязычными актёрами Welt am Draht никогда не озвучивался. Найти его можно пока только на торрентах, в лучшем случае с оригинальной озвучкой и русскими субтитрами. К счастью, совсем недавно ситуация с правами разрешилась, и на 18 февраля 2010 г. запланирован релиз двухдисковой отреставрированной DVD-версии картины. Пока что только, опять-таки, в Германии. А там, глядишь, и полноценное русскоязычное издание не за горами!

Несмотря на общность фабулы и наличие схожих сюжетных поворотов, "Мир на проводе" на "Тринадцатый этаж" похож очень мало. Голливудская экранизация - это, в первую очередь, жанровое кино, в ней упор делался на экшн, детективную линию и погружение героев в созданную ими виртуальную реальность. Фильм же Фассбиндера - кино авторское, не скованное жанровыми рамками, и поэтому массовому зрителю может показаться достаточно скучным зрелищем. Его персонажи не носятся друг за другом, размахивая пистолетами, а большую часть экранного времени ведут между собой задушевные беседы. Главный герой перемещается в Симулакрон всего два раза, и то лишь на непродолжительное время. Диалоги, актёрская игра и повисший в воздухе вопрос "Что происходит?" - вот три кита, на которых держится "Мир на проводе". Ради них его определённо стоит смотреть.

Институт кибернетики и футурологии создал революционный суперкомпьютер - Симулакрон, с помощью которого можно моделировать целые миры и населять их искусственными людьми. Триумф учёных омрачила неожиданная смерть технического директора института Генриха Фоллмера и странная пропажа начальника службы безопасности Гюнтера Лаузе. Последний буквально растворился в воздухе на вечеринке, где его видело множество людей! Новый директор института, Фред Штиллер, пытается разобраться в произошедшем, но внезапно наталкивается на новую проблему: никто не помнит о существовании Лаузе, да и вообще уже более пять лет его должность занимает совсем другой человек!

Вокруг душевных метаний Фреда Штиллера и построен весь сюжет. Клаусу Лёвичу, сыгравшему его роль, удалось блестяще передать состояние и эмоции человека, попавшего в весьма щекотливую ситуацию: то ли он сошёл с ума, то ли, наоборот, все вокруг слетели с катушек? Прочие актёры своей игрой как-то не особо впечатляют, но один Лёвич с лихвой компенсирует невыразительность всех остальных. Впрочем, а каких эмоций стоит ожидать от людей, играющих чиновников, учёных и бизнесменов в их обычной рабочей обстановке?

Фильм Фассбиндера интересен ещё тем, что не зацикливается на одном лишь техническом аспекте темы виртуальной реальности, но затрагивает также философские аспекты человеческого разума и мировосприятия. Вместе с замысловатым сюжетом, в котором, помимо одной глобальной Тайны, есть место и социальной, и романтической составляющей, зрителя знакомят с весьма любопытными взглядами древнегреческих философов. А одна из сцен так и вовсе является пятибалльной иллюстрацией учения Платона об "идеях".

С высоты сегодняшнего дня достаточно интересно смотрится ещё и нежелание Фреда Штиллера эксплуатировать Симулакрон в коммерческих целях. Главный герой "Тринадцатого этажа" работал в компьютерной корпорации, так что там вопрос: продавать или нет результаты своего труда, даже не стоял. Здесь же действие происходит в государственном институте. И по замыслу его создателей, Симулакрон должен использоваться исключительно на благо общества, но никак не обслуживать интересы узкой группы лиц. Такая вот тема волновала режиссёра и общество в семидесятых годах прошлого века.

На фоне современных фантастических кинолент, буквально перенасыщенных действием, "Мир на проводе" выделяется своей обыденностью и от этого, пожалуй, кажется даже более убедительным. Посмотреть его стоит хотя бы ради того, что он является первым в истории кино фильмом о виртуальной реальности. В фильмографии же Фассбиндера он тоже занимает уникальное место - это его единственная картина в жанре научной фантастики с элементами социальной драмы.

Олег ГАЛКИН

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

12 за 2010 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!