Оригинальное
название: Virtual Nightmare Cтрана: Австралия Жанр: фантастика, драма Режиссёр: Майкл Паттинсон В ролях: Майкл Мюней, Тасма Уолтон, Тодд МакДональд Премьера: 14 апреля 2000 г. Продолжительность: 86 минут |
Кино, снимаемое для телевидения, редко может похвастаться огромным бюджетом, первоклассными спецэффектами и мировой известностью. Впрочем, дёшево - не всегда значит "плохо". Ведь зачастую под привлекательной обёрткой нам скармливают всякую гадость, после просмотра которой в голове не появляется ни одной новой мысли. Кроме ругательных. И зная, что проигрывают в зрелищности, телевизионные киношники стараются выехать за счёт других составляющих, которые нас так привлекают в синематографе. Примером подобного удачного подхода к делу можно считать фильм "Виртуальный кошмар", снятый на волне популярности "Матрицы" и сумевший добавить к темам, затронутым братьями Вачовски, несколько достаточно любопытных штрихов.
С первых минут просмотра создаётся впечатление, что австралийцы решили просто собезъянничать и снять свою "Матрицу", с блэкджеком и... ну, вы поняли. Только побюджетнее, без роботов, драк, перестрелок и акробатических трюков. Вкратце завязка сюжета: главный герой, Дэйл Хантер, работает в рекламном агентстве. Работает успешно, даже идёт на повышение. Жизнь его похожа на сказку, а окружающая действительность так хороша, что дай бог каждому! Но его всё же терзают смутные сомнения, какая-то заноза засела в мозгу и не даёт покоя. И в один прекрасный момент рекламиста начинает натурально глючить. Предметы вокруг него время от времени обретают привычку терять свои очертания, и Хантер видит на них какие-то коды с порядковыми номерами. Пытаясь докопаться до истины, он натыкается на представителей Сопротивления, которые рассказывают страшную тайну: окружающий его мир - не более чем иллюзия, порождаемая сигналом некой установки, которая транслирует ничего не подозревающим людям прямо в мозг красивую лубочную картинку. А сам мир уже давным-давно лежит в руинах в результате не то ядерной, не то ещё какой-то разрушительной войны планетарного масштаба...
На первый взгляд кажется, что "Виртуальный кошмар" просто паразитирует на самом очевидном и понятном широким массам зрителей смысловом слое "Матрицы": существует целый мир, натянутый нам на глаза, чтобы скрыть от нас правду. Образ Дэйла Хантера же вызывает множество ассоциаций с героем Киану Ривза. Хантера точно так же нарекают Избранным, которому суждено разрушить адскую установку. А в ярости он кулаками прошибает стены и ломает мебель точь-в-точь как супергерой, обретший суперсилу. Тем не менее, "Виртуальный кошмар" не скатывается к банальному калькированию идей и образов "Матрицы", предлагая взглянуть на похождения Нео и компании несколько под другим углом.
Настораживают прежде всего внешний вид и поведение повстанцев. В отличие от благородных жителей Зиона, местные революционеры похожи на съехавших с катушек бомжей-оборванцев. Помимо фанатичной ненависти к угнетателям, они также практикуют умерщвление плоти, хождение по горящим углям и проявляют прочие садомазохистские наклонности. И чем дальше разворачивается действо, тем больше понимаешь, что смотришь некий ироничный аналог "Матрицы". Без купюр и пафоса. Причём рука не поднимается в графу жанр поставить тег "комедия", ибо поведение героев предельно серьёзно. Просто если интерпретацию происходящего в "Виртуальном кошмаре" распространить на "Матрицу", то поступки матричных повстанцев невольно начинают вызывать улыбку. Ведь, согласно открытию Дэйла Хантера, ужасная реальность и мир в руинах - тоже иллюзия. А действительность, которую от нас "скрывают", на самом деле... банальна и скучна. И мы сами расцвечиваем мир в те тона, которые нам больше нравятся. Хотите ярких красок и позитива - получите и распишитесь. Хотите видеть всё в мрачном свете - получите хаос, мир в руинах и ружьё "борца с режимом".
Скрытая ирония особенно показательна в одной из сцен, когда Дейла Хантера и его подругу настигают полицейские, и, угрожая пистолетами, призывают беглецов сдаться. Хантер, подобно Нео, к этому моменту уже научился видеть истинную природу вещей. Но "мистер Андерсон", оказавшись в подобной ситуации, наверняка бы вытянул вперёд руку, чтобы пафосно остановить пули в воздухе. Хантер же увидел, что стражи порядка на самом деле держат в руках деревянные палочки вместо воображаемых пистолетов. И вместо того, чтобы изображать из себя супермена, просто рассмеялся, повернулся к оторопевшим копам спиной и... убежал.
"Люди видят лишь то, что хотят видеть" - таков основной мотив фильма "Виртуальный кошмар". Австралийцы сумели изящно переосмыслить центральную идею "Матрицы" и при этом не опуститься до банальной пародии. Практически полное отсутствие экшна и спецэффектов с лихвой компенсируется хорошей игрой актёров, грамотно прописанными диалогами и занятным сценарием. Рекомендуется всем любителям умной социальной фантастики. Сгодится также в качестве тонкого троллинга над особо упёртыми "матричными" фанатами.
Олег ГАЛКИН
Горячие темы