Вселенная игры Mortal Kombat
Сейчас Mortal Kombat - давно уже не просто файтинг, не заурядная поединочная игра с набором драчливых персонажей и примитивным сюжетом. Нет, Mortal Kombat - это полноценная фэнтези-вселенная, на основании которой можно легко соорудить как традиционный файтинг, так и, скажем, онлайновый шутер от первого лица, стратегию в реальном времени, удалой экшн с боевыми искусствами или даже квест (прецеденты уже были). И все же вселенная с почтением относится к своим "корням" - в конце этого года нас ждет новая, уже девятая по счету, номерная игра сериала. Причем создана она будет в традиционном для Mortal Kombat жанре файтинга.
Двухмерные поединки
Раз уж речь зашла о "корнях", давайте-ка вспомним первые игры серии, с которых, собственно, все и начиналось. На самом деле, глядя на современные блистательные проекты, выходящие под лейблом Mortal Kombat, трудно поверить, что история этого сериала начиналась с двухмерных игрушек, по сегодняшним меркам достойных разве что экранов мобильников. Но тогда, в 1992 году, даже такая игра была в состоянии устроить самую настоящую революцию в "поединочном" жанре. Первая Mortal Kombat, разработанная студией Midway, предлагала любителям файтинга вагон и маленькую тележку новинок. Во-первых, никаких больше рисованных персонажей, которыми славились конкуренты из Street Fighter - игра использовала оцифровку живых актеров, благодаря чему картинка выглядела по тем временам просто фантастически. Во-вторых - зашкаливающий уровень жестокости (спасибо кровавым добиваниям поверженного врага) и, наверное, самое главное - увлекательный сюжет, благодаря которому игроки чувствовали себя не просто бойцами на ринге. Нет, в Mortal Kombat избранные земляне, выходившие на ринг супротив суровых воинов таинственного Внешнего мира, выступали вершителями судеб миллионов людей. Поражение в этой Смертельной битве означало уничтожение всего человечества.
Игра была встречена геймерами с восторгом. Последующие продолжения - темный и мрачный Mortal Kombat II, а также яркий, стремительный Mortal Kombat 3 с адд-оном Ultimate - только укрепили позиции сериала в мире файтингов. Вселенная обзаводилась новыми персонажами и собственной мифологией, и ей понемногу становилось тесно в мире РС и консолей, да и в рамках одного только жанра файтинг она уже задыхалась. И вот, наконец, во второй половине 90-х годов, после выхода Mortal Kombat 3, началось широкое наступление вселенной MK по всем фронтам индустрии развлечений.
Взлет и падение
Чем выше взлетаешь - тем больнее потом падать. В отношении Mortal Kombat эти слова более чем справедливы. В 1995 году вселенная Mortal Kombat была на подъеме. В ее активе уже три номерных игры, одна успешнее другой, а также серия комиксов. А в 1995 году вселенная пополнилась и полнометражным фильмом "Смертельная битва". До сих пор эту картину многие считают эталоном экранизации компьютерной игры. Режиссер Пол Андерсон максимально бережно перенес вселенную на киноэкран, сделав все так, что ни у одного настоящего поклонника язык не повернулся бы ругать экранизацию Mortal Kombat. Интересный сюжет с элементами мистики и романтических историй, щепотка действительно смешных шуток, отменно поставленные рукопашные схватки и отличные спецэффекты - все это в совокупности и есть идеальный боевик по превосходной компьютерной игре. Однако дальнейшие киноэксперименты во вселенной MK радовали фанатов все меньше и меньше. Уже через год на экранах появился фильм Mortal Kombat: Annihilation - невнятное, сумбурное зрелище, под завязку напичканное эпизодическими персонажами. Многие воины появлялись на пару минут лишь для того, чтобы принять участие в одном-двух поединках, а то и вовсе погибнуть без боя. Та же картина и с телепроектами. Наступление на голубые телеэкраны началось с достаточно интересного фэнтезийного телесериала Mortal Kombat: Conquest. Но то, что начиналось просто отлично, в итоге вылилось в детские мультяшки серии Mortal Kombat: Defenders of the Realm и совсем уж пародийное телешоу Mortal Kombat: Federation of Martial Arts. В итоге все эксперименты с экранизациями для вселенной MK прекратились на очень долгое время - более чем на десять лет.
Похожим образом дело обстояло и с видеоиграми. Вторая половина 90-х годов для Mortal Kombat прошла под знаменем экспериментов. Серию шарахало из одного жанра в другой, на прилавках появлялись недоработанные, сырые проекты. Прежде всего, это неудачный Mortal Kombat 4, которому досталась большая часть "помидоров" как от разочарованных фанатов, так и от недовольных профессиональных критиков. По задумке создателей, игра должна была перевести серию в 3D, однако сделан проект был невероятно плохо. Боевая система, дизайн персонажей, оружие, постоянно вылетающее из рук, - плохо было буквально все. Намного лучше был воспринят играющей публикой другой новаторский проект - Mortal Kombat Mythologies: Sub-Zero, двухмерная приключенческая игра, совмещающая черты платформера, файтинга и RPG. Впервые за всю историю серии игроки не просто сражались на ринге, а постепенно, уровень за уровнем проходили игру, укомплектованную добротным сюжетом и интересными противниками. Однако второй эксперимент в этом же жанре получился неудачным - речь идет об игре Mortal Kombat: Special Forces (2000 год). По задумке разработчиков, этот "сюжетный" проект должен был стать шутером с видом сверху, совмещающим как ураганные перестрелки, так и рукопашные схватки. К сожалению, этот проект был также не оценен геймерами по достоинству. И на рубеже тысячелетий уже даже среди фанатов пошли разговоры о закате славы некогда великого бренда Mortal Kombat.
Возрождение
К выходу пятой номерной игры Midway готовилась очень тщательно. Еще бы, ведь проект должен был стать тем, чем не смогла в свое время стать Mortal Kombat 4, а именно - новой ступенью в развитии всей линейки. Несколько лет напряженной работы вылились в итоге в первоклассную игру - Mortal Kombat: Deadly Alliance, появившийся на консолях в 2002 году, показал, что "Смертельная битва", несмотря ни на что, умирать не собирается. Новые стильные персонажи, наконец-то полноценное 3D, интерактивные арены для битв, а самое главное - боевые стили, коих насчитывалось по три на бойца (два рукопашных, один - с использованием оружия), и общая мрачная атмосфера - одним словом, это был действительно великолепный файтинг.
Успех Deadly Aliance был закреплен в Mortal Kombat: Deception, который вышел примерно через два года. В режиме файтинга сильных изменений не произошло, разве что добавились новые воины да разработчики серьезно подрихтовали боевую систему. Настоящим же открытием игры стало другое - полноценный квестовый режим прохождения, включающий огромный, отменно проработанный открытый мир с десятками NPC, "случайных заданий" и очень увлекательным сюжетом, охватывающим почти всю мифологию Mortal Kombat. Вы никогда не думали, что игру серии Mortal Kombat можно сделать в стиле GTA? Вы ошибались.
На волне успехов первых игр для консолей тогда еще нового поколения разработчики возвращаются к линейке beat'em up-проектов. В 2005 году в продажу выходит Mortal Kombat: Shaolin Monks, еще одна платформенная игра, украшенная ураганными рукопашными схватками. Вместе с этой игрой поклонники "Смертельной битвы" совершили своеобразное путешествие во времени, ведь события проекта разворачивались во времена старого доброго Mortal Kombat II. Наконец, в 2006 году в магазинах появилась последняя "турнирная" игра для консолей PlayStation 2 и Xbox - Mortal Kombat: Armageddon. Этот проект как бы подвел собой жирную черту под очередной значительной эпохой в истории "Смертельной битвы" - в сражении приняли участие около шестидесяти бойцов, кроме того, игра радовала режимом конквест, выполненным в жанре beat'em up и по духу близким к тем же "Шаолиньским монахам".
Век перемен
В настоящее время, несмотря на ряд громких потрясений, с серией Mortal Kombat по-прежнему все в порядке. Хотя от смелых экспериментов создатели "Смертельной битвы" по-прежнему не отказываются. Так, первой МК-игрой на платформах PlayStation 3 и Xbox 360 стал проект Mortal Kombat vs. DC Universe, который приехал на прилавки магазинов в 2008 году. Впервые за всю историю линейки МК "скрестили" с другой вселенной - речь идет о мире комиксов студии DC. Несмотря на то, что из игры исчезли боевые стили и оружие, да и сама боевая система сильно изменилась, "переезд" на новую платформу прошел удачно. А сейчас в секретных лабораториях Midway уже кипит работа над Mortal Kombat 9, релиз которого ожидается осенью-зимой этого года. И хотя о новом проекте на данный момент толком ничего не известно, фанаты "Смертельной битвы" не сомневаются, что их ждет очередной отличный файтинг. Так что битва по-прежнему продолжается.
Александр СНЕГИРЕВ
Горячие темы