Мировая социальная революция в Интернете свершилась. Социальные сети овладевают массами, а самих соцсетей в Интернете становится всё больше. На прошлой неделе список социальных сервисов пополнился ещё одним новым проектом - Google Buzz. Ниже рассмотрим это событие в общем контексте социализации Интернета.
Общественное животное
Человек - животное социальное. Это давно определил ещё Аристотель. Человек не любит и не хочет быть один, он нуждается в обществе себе подобных. Мы видим вокруг себя большое количество форм общественной жизни, социальных, культурных и религиозных организаций, посредством которых человек идентифицирует себя, определяет и реализует свой социальный статус.
Интернет - среда коммуникативная. Технологическое развитие, популяризация и массовость Интернета привели к социализации отношений между пользователями во Всемирной Сети. Соответственно, спрос породил предложение, и начали появляться специализированные социальные интернет-проекты, получившие общее название "социальных сетей".
Уже нет необходимости доказывать, что все эти "вконтакты", "фэйсебуки", "плюрки", "живые журналы" и прочие "одноклассники" очень популярны именно среди массового пользователя - пролетариев офисного труда, служащих, домохозяек, школьников, студентов. Именно в этих виртуальных "социализмах" массовый пользователь и тратит своё основное сетевое время.
И хотя некоторые высоколобые интеллектуалы предрекают закат социальных сетей, реальных оснований для таких утверждений очень мало. Для этого надо для начала, как минимум, опровергнуть самого Аристотеля.
Если и говорить о закатах, то это может быть отчасти справедливо только в отношении отдельных социальных интернет-проектов и концепций, но никак не в отношении самой потребности социализации в Сети. Поэтому технологическое и концептуальное развитие социальных сетей будет происходить и дальше. В том числе и не без помощи нынешних интернет-гигантов.
Google: "Что, не ждали?"
Наивно было бы думать, что монстр Интернета Google пройдёт мимо социальных сетей и не будет предлагать что-то своё. Например, компания уже имеет систему блогов Blogspot. И вот на прошлой неделе был представлен социальный сервис Google Buzz. В русском варианте авторы сервиса назвали его "Живая лента".
Сервис был представлен уже в работоспособном виде, а не в виде какой-нибудь презентации. В течение буквально одного дня все пользователи почтового сервиса Gmail в определённый момент, при заходе в свой почтовый ящик, получали преприятнейшее известие о возможности опробовать "Живую ленту". На заглавной странице почтового сервиса каждому радостно сообщалось, что у них теперь имеется новый способ публиковать свои новости, фотографии, видеоролики, и, цитирую, "что не нужно ничего настраивать".
Другими словами, гугловцы сделали внедрение Buzz не в виде отдельного сервиса, а интегрировали его с почтовым, тем самым сразу получив определённую базу пользователей нового сервиса. То есть, хочет пользователь Gmail или не хочет, но практически все, у кого был почтовый ящик, опробовали "Живую ленту" и отметились здесь хотя бы "хелло вордами" и "тестами".
Причём "старший брат" постарался настолько упростить знакомство с "Живой волной", что позаботился даже про список френдов, который автоматически создавался для каждого пользователя Gmail на основании "шпионажа" за его перепиской и чатами. Это в определённых ситуациях могло привести к возможному раскрытию конфиденциальной информации и конфузам. Например, в публичную френдленту какого-нибудь внешне добропорядочного семьянина наравне с женой и мамой вполне могли попасть и его разного рода подружки.
Но в целом, как любят выражаться на нашем форуме инкогнито, "в ЦК не дураки сидят", и расчёт гугловцев, в принципе, оказался верный. Большинство пользователей продуктов Google, которые ещё не обзавелись каким-нибудь "твиттером", не смогли отказаться от нового предложения, даже если бы и захотели.
Осмысление Buzz
Сразу после запуска "Живой ленты" многие журналисты почему-то бросились сравнивать это сервис с коммуникационным проектом Google Wave. Вот уж абсолютно разные сервисы.
Также вряд ли правильным будет рассматривать "Живую ленту" как прямую альтернативу микроблогингу Twitter. Сервис Twitter прост и имеет большую популярность, несмотря на определённые ограничения на сообщения. Кстати, эти ограничения на длину сообщений в Twitter наглядно демонстрирует тот факт, что в социальных сетях информация - это не главное, а главное - не чувствовать себя в одиночестве. Что очень актуально для молодёжи.
"Живая лента" никаких специальных ограничений на сообщения не накладывает. Можно хоть целые статьи писать. Также в качестве сообщений могут быть фотографии Picasa, видеоролики YouTube. К "Живой ленте" можно подключать в качестве сообщений свой и чужие блоги и тот же Twitter. Сообщения можно комментировать и "лайкать" - указывать через специальный смайлик, нравится сообщение или нет.
Таким образом, Buzz - это не подражание какой-либо отдельной соцсети, а попытка вобрать в себя многое, что есть в других проектах. Это в том числе и способ предоставить пользователю эдакий агрегатор для других социальных сетей.
Действительно, многие имеют экаунты и на Facebook, и в Twitter, и на других проектах, и им совсем не помешает сервис для координации между всеми этими социальными сетями. Другой вопрос, насколько удачной окажется "Живая лента" как социальный агрегатор?
И немаловажным достоинством "Живой ленты" является её изначальная направленность для мобильных платформ нового поколения - в первую очередь, Android. Очень показательно, что Buzz, в первую очередь, запускался в "гуглофонах" и "айфонах", а уж затем появлялся в Gmail. Мобильная "Живая лента" тесно интегрирована со службой "Карты Google". Это позволяет, например, находить "бузы" прямо на географической карте, что во многих случаях может быть очень востребованной функцией.
Несколько советов
Для тех, кто ещё не ознакомился с Google Buzz, кратко о том, как это работает.
"Живая лента" тесно интегрирована в почтовую службу Gmail, и одноимённая ссылка находится в почтовом ящике сразу же под ссылкой "Входящие". Интерфейс сервиса довольно простой и аскетичный. Сверху имеется небольшое поле для ввода сообщения, а ниже располагаются прошлые сообщения. Если сообщений от одного источника много, то они могут группироваться в виде "стопки", кликнув на которой, можно все сообщения развернуть.
Непосредственно возле поля для ввода сообщения расположены ссылки "Подключиться на ленты друзей" и "Подключённые сайты". Первая ссылка предназначена для добавления подписок на ленты друзей. А вторая - для подключения сообщений с других сайтов: Blogspot, Picasa, YouTube, Twitter. Список подключаемых сайтов Google обещает расширять. Подключаемым сайтам можно задавать степень видимости - для всех или только для себя.
После добавления ссылки требуется иногда подождать некоторое время, прежде чем содержание сайта появится в ленте.
Важной является ссылка "Изменить". Она переводит на страницу личного профиля "Живой ленты". Здесь предлагается ввести о себе обширную информацию, позволяющую найти вас не только по имени и фамилии.
Здесь же, в профиле, есть некоторые важные общие настройки публичной, то есть видимой другими пользователями, вашей ленты. Во-первых, желательно снять галочку с опции "Display the list of people I'm following and people following me"("Отображать список моих подписок и подписчиков"). По умолчанию эта галочка включена, а это позволяет любому желающему увидеть ваш список контактов в публичной ленте, что для начала, во избежание конфузов, не всегда желательно.
И здесь же в профиле можно выбрать вид адреса для вашей публичной "Живой ленты", которую и будут иметь возможность читать все остальные пользователи Интернета. Например, можно выбрать адрес по вашему почтовому логину:
google.com/profiles/ваш_логин
А можно выбрать адрес и с числовым идентификатором, который назначается каждой ленте:
google.com/profiles/115927648476025289944
С этой публичной страницы, предварительно залогинившись, также можно выполнять все операции с подписчиками и собственными сообщениями, не заходя на почтовый сервис.
Михаил АСТАПЧИК
Комментарии