Уф-ф, вопросов накопилось много. Поэтому всевозможные "Здравствуйте, уважаемый Кристофер..." убираем и отвечаем в максимально рабочем режиме...
Какую программу для работы со
звуком посоветуете человеку не
разбирающемуся?
Audacity (ссылки ищите в Интернете). Проста, бесплатна, насколько помню, там есть русскоязычный вариант интерфейса и такая же документация. Я описывал эту программу в "КВ" лет пять назад.
Хотелось бы в mp3 записывать
разговоры по скайпу, в чем это можно
сделать?
См. ответ выше, если в интерфейсе скайпа не предусмотрена такая возможность.
В какой программе можно наложить
русский перевод на видеофайл?
Объясните, пожалуйста, все этапы,
поскольку в звуке ничего не
соображаем...
Практически в любой программе, где можно использовать несколько звуковых дорожек. Как я понимаю, вы хотите одновременно смотреть на видео, двигать слова и так далее. Поэтому лучшая в данном роде, по крайней мере, ее не так трудно освоить плюс есть русскоязычные книжки, - Sony Vegas.
Загружаете видеофайл со звуковой дорожкой. Они отобразились в двух треках - видео и аудио. Добавляете новый аудиотрек (смотрите пункты главного меню, или просто правая кнопка мыши возле окошек треков - контекстное меню).
Начинаете запись, при этом изначально отрегулируйте уровень таким образом, чтобы он не был ни маленьким, ни пикующим.
Сделали. Пошла запись. Если допускаете ошибки - не беда. Останавливаете запись, удаляете плохие фрагменты (разбиение блока на несколько в месте расположения курсора делается по нажатии клавиши "S").
Запись произведена. Причем, скорее всего (первый блин всегда комом), вы попутно сделали запись на множество аудиотреков. Соберите все фрагменты на дорожке одного. Теперь... В окошке трека есть зеленая кнопочка Add FX (Track FX). По ее нажатии перед вами появляется окно с отображением включенных устройств обработки, а именно: там будет стандартный список - шумодав Noise Gate, эквалайзер Track EQ и компрессор (Compressor). Подбираете для них настройки.
Потом регулируете уровень аудиотрека видеофайла относительно вашего. Все. На самом деле лучше обращаться к опытным звукорежиссерам.
Если вы более продвинуты в вопросах звука, то дам еще рекомендации.
- Чтобы фоновый трек не мешал голосу, сделайте в нем эквалайзером яму в области 800 Гц - 3-4 КГц. Это же касается и музыкальной подложки, если вы делаете, например, подкастинг либо радио/ТВ/видео программу.
- Баланс между фоновой дорожкой и основной должен составлять разницу примерно 13-20 дБ.
- Произведите финальную динамическую обработку многополосным гейтом (так называемым максимайзером). В самом Vegas присутствует довольно слабый Wave Hammer с интересным русским переводом "Волновой Молот". А так предпочтительней Waves Ultramaximizer (или Multimaximizer) либо же WaveArts MultiDynamics.
Впрочем, об этом уже не раз писалось.
Нужно ли усиление динамическому
микрофону? Предлагают купить
предусилитель.
Фактически нет, тем более, что на микрофонный вход звуковых интерфейсов почти всегда предусмотрено усиление на 20 дБ. В принципе, по стандартам, уровень сигнала, поступающего с динамического микрофона, должен соответствовать параметрам обычного линейного входа без предусиления. Но в большинстве случаев это не соблюдается.
То есть, прежде всего, смотрите на уровень сигнала, если не устраивает - добавляйте внешние устройства либо попробуйте включать усиление на 20 дБ. Я встречался с вариантами, когда и этого не хватает - уровень сигнала предельно низок. В этом случае нужно уже думать о приобретении внешнего предусилителя. В таком варианте, правда, тоже есть одно "но". Его нужно знать. Каждое устройство в тракте записи добавляет собственные шумы. Не покупайте дешевое оборудование.
Какой микрофон вы бы посоветовали
для мужского тенора...
:))) Кстати, недавно была схожая беседа с одним вокалистом. Знаете, лично с моей точки зрения - это сказки о том, что один микрофон особенно подходит, а другой - нет. Главное требование к микрофону и звуковому тракту записи - получение качественного сигнала. После все зависит от того, кто сводит, и тому подобное. Даже более того, это зависит и от аранжировки, и от тембровки инструментов. То есть, один вокал хорошо сочетается с определенными инструментами, а другой выглядит на их фоне угловато. Мало того, не раз сталкивался с ситуацией, когда насыщение тембрами аранжировки просто "убивает" непрофессиональный вокал. На фоне "куцых" инструментов он еще более-менее смотрится, а когда добавляешь энергетику в тембры (например, насыщаешь ударные), потери для композиции иногда фатальны.
В общем, проблема может носить комплексный характер.
Как вы относитесь к калибровке
помещения? Нужна ли она для
домашней студии?
Лично я ее использую. То есть, были произведены замеры эталонным микрофоном, составлен плагин, который сейчас встроен и работает на "компьютерном" выходе тракта. То есть, на колонки подается сигнал, уже адаптированный к заданному помещению. Мало того, во время удаленной работы я столкнулся с тем, что в студии использовались совершенно другие мониторы, и для удобства я потом откалибровал таким же макаром уже то помещение, в результате чего был составлен плагин, который позволил приблизить звук к похожему на оригинал и к которому ваш покорный слуга привык.
Какие гитарные примочки вы
используете?
В основном, это - епархия гитаристов, с которыми я сотрудничаю. То есть, они решают, какой звук лучше подойдет. А так, если нужно что-то добавить при сведении, используется Line6 либо IK Multimedia Amplitube (кстати, в начале января на NAMM этого года они представили новую версию продукта).
Когда-то вы писали о Waves SSL,
используете ли ее сейчас?
Да, я работаю в Tracktion и все собственные эквалайзеры/компрессоры у этой программы отключены. Вместо них используются плагины из серии Waves SSL. Правда, за исключением нескольких случаев, в которых я применяю эффект-процессоры от Kjaerhus Audio.
Как вы относитесь к новому Ozone?
Не знаю. Что-то у вашего покорного слуги все время не срасталось с продукцией iZotope, там много возможностей, но мне не очень нравятся результаты. Поэтому последнюю версию Ozone пробовать не стал - достаточно продукции, которая используется без нее. Дело в том, что подвергать новации уже выстроенную, отработанную и хорошо зарекомендовавшую себя схему нужно только по мере необходимости. Например, в случаях, когда качество не соответствует требуемому уровню.
Какой продукт вы бы назвали лучшим
по итогам прошедшего года?
Если в звуке, то... больше всего нравится (причем несколько лет подряд) Native Instruments Reaktor. В нем я до сих пор собираю синтезаторы. На втором месте - Mackie Tracktion. Как вы понимаете, это мультитрек. Иногда на выездных сессиях приходится работать с Pro Tools, в программной части она довольно стандартна и неплоха, но Traction как-то больше импонирует.
Кстати, очень многие "электронщики" сейчас плотно работают на Ableton Live - также очень неплохая программа.
Насчет вашей статьи о заработке за
счет музыки у нас в стране... Сколько
денег нужно вложить в современный
музыкальный проект? Работаете ли вы
на заказ?
На заказ не работаю, а сам музыкальный проект современного уровня и качества выходит дорого. Денег стоят и технологии, и специалисты. Кстати, в Беларуси появилось очень неплохое поколение молодых звукорежиссеров, к тому же в силу кризиса многие студии на данный момент недогружены. Обращайтесь. Хотя могу отметить одну явную проблему, которая может помочь тратить меньше. Сейчас мало хорошего контента, другими словами, песен, их можно продавать.
На сим все.
Кристофер,
christopher@tut.by
Горячие темы