Сайт Mail.ru входит в тройку самых крупных порталов Рунета, так что внимание, которое ему уделяется, вполне оправданно. В конце минувшего года вокруг Mail.ru развернулась масштабная интрига. Суть ее состояла в следующем: поисковик Mail.ru уже давно является одним из самых популярных в Рунете, однако мало кто знает, что собственного поискового движка у Mail.ru не было. Портал использовал поисковые технологии "Яндекса", причем торговая марка "Яндекс" там не указывалась. Взамен крупнейший поисковик Рунета получал только некоторые отчисления от рекламы.
К концу 2009-го такая ситуация перестала устраивать амбициозный "Яндекс", который потребовал "развода" с Mail.ru. В ответ администрация Mail.ru начала переговоры с компанией Google, которая давно пытается закрепиться на российском рынке. Предполагалось, что поисковый сервис Mail.ru должен был перейти на движок Google, а также отображать в результатах поиска объявления из системы контекстной рекламы AdSense. Более того, проект контракта с Google подразумевал, что Mail.ru сможет использовать как поиск Google (без упоминания его бренда), так и свои собственные технологии. Возможно было и их совместное применение.
Напомню, что на тот момент у Mail.ru уже имелась собственная поисковая разработка - GoGo (gogo.ru). GoGo как автономный проект компании Mail.ru был запущен в июне 2007 года. Поисковик оказался довольно удачным. Сам домен gogo.ru был приобретен компанией Mail.ru еще в 2000 году. Разработка проекта велась с 2006 года под руководством Михаила Костина, который также известен как создатель поисковой системы "Апорт!". Инвестиции в проект составили около $700 тыс.
31 декабря 2009-го "Яндекс", как и обещал, снял свой поиск с сайта Mail.ru. Однако договоренность с Google по различным причинам не заработала в полную силу. В результате на сегодняшний день Mail.ru использует собственный поиск GoGo, однако контекстную рекламу для него предоставляет Google. Впрочем, не исключено, что движок Google все же будет использован в скором времени. "Яндекс" же полностью самоустранился от Mail.ru - ни поиска, ни контекстной рекламы.
У этой истории есть еще одна предыстория. В 2008 году Google пыталась заключить стратегическое соглашение о сотрудничестве с компанией Rambler. Поиск Google должен был быть размещен на главной странице Rambler. Этот контракт был частью сделки по продаже американской интернет-компании системы контекстной рекламы "Бегун", принадлежащей Rambler. Однако уже подведенная "под ключ" сделка была заблокирована российской антимонопольной службой. Антимонопольщики сослались на "непрозрачность структуры собственности покупателя" (т.е. Google).
Однако по Рунету и российским деловым СМИ тут же поползли слухи о том, что истинной причиной запрета стало отрицательное отношение премьер-министра Владимира Путина к размещению на популярном российском сайте иностранного поиска. Это косвенно подтверждали акционеры Rambler, однако официальные представители, разумеется, отрицали.
Теперь же официальные представители Mail.ru наперебой заявляют, что решение об использовании компанией собственного поиска не имеет политической подоплеки и продиктовано исключительно коммерческими соображениями. А высокопоставленный менеджер Mail.ru и ранее отрицал желание российских властей вмешаться в переговоры Mail.ru и Google.
Виктор ДЕМИДОВ
Горячие темы