По результатам саммита "Соединим пространство СНГ" ("КВ" №47) была принята декларация "Навстречу цифровому будущему". На итоговом заседании ее озвучил лично министр связи и информатизации Беларуси Николай Пантелей.
Декларация признает важную роль правительств в развитии информационных технологий, дает оценку вклада этого сектора в социально-экономическое развитие в СНГ, выражение приверженности стран СНГ выполнению решений Всемирного саммита ООН по информационному обществу, призыв к международным организациям, фондам и кредитно-финансовым учреждениям предоставлять ресурсы для развития сектора информационно-коммуникационных технологий.
Саммит "Connect CIS": работа по
секциям
Возможно, кому-то приведенная в этом разделе информация покажется просто бюрократической чепухой, порождением чиновников Международного союза электросвязи. Но это не так. Материалы, обсуждавшиеся в рамках секций саммита "Connect CIS", - это результат работы целого сообщества экспертов. Замечу, что два десятка лет назад эксперты МСЭ весьма точно и подробно предсказали будущее развитие и сегодняшнее состояние WWW. Так что, наверное, стоит почитать все это внимательно.
Секция 1. "Создание будущего на
основе широкополосной связи"
В последние несколько лет в странах СНГ наблюдается рост инвестиций в инфраструктуру ИКТ. Большая часть их направлена на улучшение инфраструктуры подвижной связи и доступа. Однако высокоскоростные услуги Интернета, которые так важны для ключевых предпринимательских, правительственных и частных приложений, продолжают оставаться либо дорогостоящими, либо недоступными в сельских и отдаленных районах.
Как было сказано в ходе заседаний секции, широкополосные сети получают все более широкое признание в качестве основной инфраструктуры любой современной экономики и имеют решающее значение в содействии социально-экономическому развитию. ШПД может играть центральную роль в поддержке новейших приложений и услуг ИКТ, предназначенных для правительств, корпоративного сектора и потребителей. Широкополосные сети могут обеспечить эффективное предоставление правительственных услуг, в том числе в здравоохранении, образовании, торговле и т.д.
Давайте посмотрим на нынешнюю статистику в этом секторе.
Сектор подвижной связи. В последние годы в странах СНГ быстро выросло проникновение подвижной связи - со всего лишь 17,9% в 2003 году до 113% в 2008 году. Столь стремительный рост отчасти объясняется растущей конкуренцией на рынке мобильной связи.
Сектор фиксированной связи. В 2008 году проникновение фиксированной связи в регионе СНГ увеличилось, хотя и незначительно, до 26%. Однако существует значительный разрыв между инфраструктурой основных фиксированных линий в городских и сельских районах стран СНГ - только 17% фиксированных линий развернуто в сельских районах и 83% - в городских.
Использование Интернета. Средний процент проникновения в регионе СНГ составляет 24,8%, что ненамного выше среднемирового значения (23,7%). Сравнительно большое число интернет-пользователей применяют технологии мобильного Интернета.
Широкополосная связь. "Полноценная" широкополосная связь доступна лишь в нескольких странах СНГ. В ряде стран проникновение ШПД стремится к нулю.
В целом, в регионе СНГ картина весьма неоднородная. Некоторые страны (к счастью, Беларусь в их числе) достигли значительного прогресса и пользуются инфраструктурой связи высокого качества, тогда как другие страны в сравнении с ними заметно отстают. Значительная часть населения не может позволить себе новые услуги из-за низкого дохода на душу населения.
Тем не менее, во всех странах СНГ имеется большой неудовлетворенный спрос. Это открывает привлекательные возможности для потенциальных новых участников рынка, особенно в секторе интернет-провайдинга. Также еще многое предстоит сделать, чтобы расширить охват услугами электросвязи сельских и отдаленных районов и предоставлять новейшие услуги ИКТ.
Секция 2. "Содействие созданию
благоприятной среды"
Конвергенция сетей и услуг, а также появление новых технологий, в том числе основанных на IP, и технологий ШПД относятся к явлениям, оказывающим существенное влияние на создание благоприятной среды в обществе и государстве. Для решения задач, связанных со значительными изменениями, стимулирования конкуренции, расширения доступа к ИКТ, а также к конвергированной среде ИКТ, в целом ряде стран СНГ начата вторая волна регуляторных реформ. Они направлены на дальнейшее снижение препятствий на пути выхода на рынок, ускорение конвергенции за счет применения технологически нейтрального подхода и стимулирование инноваций и доступа к ШПД для всех и по доступным ценам.
Разные страны выбрали различные подходы к реформам связи: от создания регуляторного органа и открытия для конкуренции некоторых сегментов своих рынков ИКТ до сохранения государственного контроля над базовыми услугами. В Грузии, Кыргызстане и Молдове, например, либерализированы все сегменты рынка электросвязи. Рынки услуг мобильной связи и Интернета являются конкурентными практически во всех странах СНГ. В Азербайджане несколько операторов имеют новейшие сети на базе IP и переходят к решениям, которые включают IPTV и видеоконференцсвязь, а также VoIP. В Таджикистане независимые операторы уже инвестируют в 3G, но этот бизнес строго ограничен крупными городами.
В рамках своих обязательств, вытекающих из Соглашения ВТО по базовым услугам электросвязи, Армения, Грузия, Кыргызстан, Молдова и Украина планируют открыть свои рынки электросвязи для иностранного участия. Ситуация в Беларуси остается неопределенной из-за застопорившейся приватизации "Белтелекома".
VoIP - это пример новой конвергированной услуги, которая открывает рынки для новых участников по всему миру. Но многими традиционными операторами и правительствами стран СНГ VoIP рассматривается как угроза. Многие страны разрешают предоставление услуг VoIP либо только традиционному оператору, либо исключительно на оптовой основе (то есть без предоставления VoIP-связи конечным абонентам). На сегодня VoIP легализована примерно в половине стран СНГ.
Секция 3. "Укрепление функции
правительственных услуг с помощью
ИКТ"
Правительства многих государств - членов СНГ уже приняли меры для повышения прозрачности и расширения доступа граждан к общественным услугам с помощью ИКТ. Они разработали стратегии в области электронного правительства и координируют деятельность на региональном уровне в целях более эффективного предоставления услуг, в частности, в области здравоохранения с помощью телемедицины и приложений электронного здравоохранения.
Однако успешное внедрение электронных стратегий и приложений на базе ИКТ зависит в равной степени от существующей в той или иной стране нормативно-правовой базы и человеческого капитала, а также от уровня развития инфраструктуры ИКТ. А вот как раз с последней в СНГ нередко возникают серьезные проблемы.
Секция 4. "Укрепление основанного
на знаниях общества"
Приватизация и либерализация в секторе связи приносят преимущества, выходящие далеко за пределы содействия доступу к ИКТ - более доступная связь также создает социально-экономические преимущества, вытекающие из использования сетей и услуг. Другими словами, широкий доступ к ИКТ, особенно повышение грамотности в этой сфере, оказывает все большее воздействие во всех социально-экономических секторах. По этой причине странам СНГ необходимо следить за тем, насколько их национальная политика в области компьютерного образования в целом согласуется с более широкими целями развития.
Грамотность в области ИКТ лучше всего рассматривать как некий диапазон навыков и способностей. В проведенном недавно ЮНЕСКО (2008 год) исследовании, посвященном компьютерной грамотности, такой диапазон описывается следующим образом:
- Аспект знаний характеризуется информированностью пользователя об ИКТ и пониманием значения ИКТ как в его личной, так и профессиональной жизни. Это включает осведомленность о технологиях и понимание того, как эти технологии фактически полезны для личной и общественной жизни.
- Аспект навыков является результатом использования технологий. Признаком грамотного в области ИКТ человека является способность находить информацию, получать к ней доступ, хранить, производить, представлять ее и обмениваться ею, а также осуществлять связь и работать в Интернете.
- Аспект отношения, который отражает более высокий уровень ИКТ-грамотности, представляет собой критическую оценку человеком использования им ИКТ для получения информации и знаний. Постоянное текущее использование ИКТ приводит к расширению и углублению пользователем критического чтения информации и получения знаний, к которым получают доступ, которыми управляют, которые включают, создают и сообщают с помощью ИКТ.
Секция 5. "Укрепление доверия и
безопасности при использовании
ИКТ"
Киберпространство расширяется все более быстрыми темпами. С 2000 по 2008 год число пользователей Интернета увеличилось, по оценкам ООН, в три раза. Скоро число пользователей достигнет 1,85 млрд человек. Сегодня Интернет стал неотъемлемой частью мировой экономики и социальной структуры. Отдельные люди, промышленность и правительство - все они полагаются на Интернет и ИКТ в целом для удовлетворения самых разнообразных потребностей, в том числе в таких областях, как банковская деятельность, электроснабжение, аварийные службы, перевозки, образование, электросвязь, создание социальных сетей и т.д. Однако такой значительный рост использования киберпространства не сопровождается адекватным ростом киберзащищенности.
Сегодня кибербезопасность проверяется на прочность вследствие того, что защита становится все более уязвимой, что может угрожать экономической и социальной системе той или иной страны в целом. Пользователи ИКТ в каждой сфере подвергаются риску атак любого вида, хищения персональных данных, онлайнового мошенничества, спама, вредоносных программ, DDoS-атак, шпионажа, кибертерроризма, информационной войны и т.д. Уверенность и безопасность при использовании ИКТ имеют решающее значение для построения открытого для всех глобального информационного общества. Уверенность и безопасность абсолютно необходимы для эффективного использования ИКТ. Между тем, сейчас в странах СНГ информационной безопасности уделяется пренебрежительно малое внимание. А расходы на информбезопасность в общей структуре бюджетных расходов обычно настолько малы, что их трудно даже измерить.
Секция 6. "Переход от аналогового
к цифровому вещанию"
Цифровая революция изменила природу инфраструктуры и услуг и помогла создать новую цифровую экономику, способную предоставить людям всего мира новые возможности за счет дистанционного обучения, здравоохранения и торговли. Она может также внести свой вклад в повышение производительности и общее экономическое развитие.
Спутники уже пережили цифровую революцию - они предоставляют сотни каналов, по которым передается изображение и звук с качеством, намного превосходящим качество аналоговых служб. Цифровизация теперь переходит к наземному вещанию. Организации, занимающиеся наземным теле- и радиовещанием, в новых условиях могут обеспечить большее число каналов с более высоким качеством, а также предоставлять новейшие приложения, такие как интерактивность и электронная программа передач. Это необходимо, чтобы конкурировать и выживать на рынке, где присутствуют другие средства вещания (например, спутниковые), кабельное TV и IP-связь.
Переход на цифровое вещание - сложнейший процесс. Он воздействует на все звенья цепочки создания прибыли в теле- и радиовещании: от создания контента до передачи и приема, на каждом из которых для поддержки цифровых передач требуется техническая модернизация. Переход - это нечто большее, чем просто технологическая проблема. Он также влечет за собой большие социальные, политические и экономические последствия. Так, например, конвергенция вещания и электросвязи (телекоммуникаций) будет означать, что секторы экономики, которые прежде были разделенными, теперь будут предоставлять примерно одинаковые услуги, а множество каналов и разнообразие контента приведет к укреплению социальной и политической сфер. Переход с аналоговых методов на цифровые может происходить различными путями, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Это касается времени, участников и степени правительственного участия.
Виктор ДЕМИДОВ
Горячие темы