Совсем недавно в двух статьях серии "Барабаны Страдивари" я поднимал проблему новостного контента в Сети и конфликтов между информационными агентствами и интернет-порталами. Я тогда еще обратил внимание на то, что в Беларуси такой конфликт удивительным образом совпал с совершенно аналогичными мировыми "разборками" - естественно, намного бОльшего масштаба.
И вот теперь "международная" часть той истории получила интересное продолжение. Стало известно, что сейчас Microsoft ведет переговоры с News Corp и еще несколькими ведущими медиакорпорациями, стараясь убедить их изъять принадлежащие им новостные материалы из поисковых индексов Google, оставив, однако, эти материалы в Bing - то есть в поисковой службе самой Microsoft.
Это вполне можно было бы назвать "сверхнаглостью", если бы не было известно, что на самом деле инициатива этих переговоров исходит от News Corp Руперта Мердока. Австралийский медиамагнат давно известен своим живым и искренним неприятием того факта, что поисковики фактически делают платные новости бесплатными. Представители News Corp и Microsoft пока отказываются от комментариев, позиция Google такова: задача компании - объединить и проиндексировать всю информацию в мире, независимо от ее принадлежности и наличия/отсутствия авторских прав.
Не секрет, что в последние полгода Microsoft прилагает огромные усилия, стараясь сделать свою поисковую службу Bing достойным конкурентом Google. Как признался недавно гендиректор Microsoft Стив Баллмер, с этой целью корпорация планирует в течение долгого периода вкладывать в развитие Bing очень крупные средства (речь идет о сотнях миллионов долларов). В частности, предполагается, что Bing обеспечит своим пользователям доступ к эксклюзивным материалам, которые нельзя будет найти на других порталах или другими поисковыми способами.
Однако пока успехи можно назвать достаточно скромными. По данным компании ComScore, в октябре доля Bing в общем количестве поисковых запросов в США составила 9,9% (на момент запуска службы в июне она составляла 8,4%), тогда как доля Google - более 65%. Не спорю, Bing - очень удачная разработка, но имейте же совесть!
Отдельно следует сказать про News Corp. Эта медиакорпорация владеет несколькими крупными газетами, включая The Wall Street Journal и The Sun. News Corp давно изучает возможности использования своего контента в Интернете на платной основе, а ее отношения с Google складывались и складываются непросто. Руперт Мердок даже грозил использовать юридические методы, чтобы воспрепятствовать Google в "краже материалов" из его газет и новостных агентств. В свою очередь, представители Google отрицают, что их компания крадет у кого-либо новостные материалы. Гэбриел Стрикер, один из менеджеров Google, говорит: "Мы убеждены, что поисковики, напротив, очень выгодны газетам, поскольку генерируют трафик на их сайты и обеспечивают им обратную связь с читателями". Кажется, это можно считать официальной позицией интернет-компании.
Впрочем, по моему мнению, редмондский гигант действует не только и не столько в интересах своего Bing. Корпорация Microsoft, можно сказать, предприняла масштабную диверсию против одного из своих основных конкурентов - Google. "Новостная" претензия - хороший повод предъявить десяток-другой судебных исков, ухудшить репутацию и финансовое положение конкурента. Наконец, просто создать ему технологические проблемы. Вопрос только в том, чем ответит Google. А вот тут уже завязывается нешуточная интрига.
Конечно, финансы вполне позволяют Google создать собственную мощную новостную службу. Но что получится в результате? Еще одно информагентство, новости которого будут пересекаться с новостями коллег на 85%, как сегодня в Беларуси пересекаются новости от БелТА/БелаПАН/"Интерфакс". И что, идти на это только ради копирайта?
Нет, люди в штаб-квартире Google мыслят принципиально иначе. Вероятнее всего, они привлекут к созданию новостного контента сообщество своих пользователей, возможно на Wiki-принципах, то есть в чистом виде воплотят подход к решению проблемы в стиле Web 2.0. В результате Google получит такой уникальный новостной контент и в таком объеме, что информационные агентства первыми захлебнутся слюной.
И так вполне может быть. К примеру, лично мой блог расположен как раз на "гугловской" блог-площадке Blogspot. И я бы охотно делился с поисковым гигантом поступающей ко мне информацией - уже хотя бы потому, что не люблю монополистов и лично Руперта Мердока (мне больше импонирует его конкурент, создатель CNN Тед Тернер).
А пока Google продолжает добросовестно искать по всем мировым новостям. Веселье, словом, продолжается...
Виктор ДЕМИДОВ
Комментарии