На прошедшей неделе неожиданно выяснилось, что лучше всего дела с компьютерами в школах обстоят не где-нибудь, а в Уругвае. Есть повод задуматься. Над чем? Над отечественным образованием, в частности, над школьным, и вообще над необходимостью раннего обучения детей использованию компьютера.
Пока Россия переводит свои школы на Linux, а Беларусь старается обеспечить компьютерами не только школы в крупных городах, но и учебные заведения в небольших населённых пунктах, другие страны, явно не входящие в мировую IT-элиту, добиваются гораздо больших успехов на ниве школьной информатизации. Парадокс? Давайте, впрочем, сначала узнаем, чего же именно и кто именно добился.
Как сообщает издание iToday, Уругвай стал первой в мире страной, где каждый из учеников государственных начальных школ имеет в своём распоряжении компьютер. Это стало возможным благодаря государственной программе, проводившейся с 2006 года и имеющей общую стоимость около $94 млн. Всего за это время в школы Уругвая поступило порядка 380 тыс. компьютеров. Конечно, компьютеры, которые используются в уругвайских школах, нельзя назвать выдающимися - это отнюдь не Mac'и, а портативные компьютеры OLPC XO, разработанные в Массачусетском технологическом институте для обеспечения программы One Laptop per Child. Работают эти лэптопы под управлением операционной системы GNU/Linux. Правительство Уругвая не собирается останавливаться на достигнутом и до конца года обещает обеспечить все школы в стране беспроводным подключением к Интернету, а в обозримом будущем распространить действие государственной программы компьютеризации на средние школы.
Что ж, давайте порадуемся за уругвайских школьников и подумаем, а что мешает столь широкой компьютеризации в Беларуси? Возможно, всё дело в том, что у нас нет OLPC XO стоимостью около $250 за штуку. Но вряд ли только в этом. Дело в том, что белорусское образование вообще не торопится обучать школьников младших классов использованию компьютера и Интернета. Это, скажем так, особенности национальной системы образования, и вряд ли эти особенности можно считать серьёзными недостатками. Почему? Давайте порассуждаем вместе.
Дело в том, что современные дети в подавляющем своём большинстве уже приходят в школу с определённым набором навыков в плане общения с компьютером и Интернетом. Современный процесс домашнего воспитания в тех семьях, где родители имеют компьютер, в обязательном порядке включает в себя обучение ребёнка работе с ним. Если же компьютера в семье нет, то обучение действительно начинается в школе, но не в младших классах, а в средних. Имеет ли смысл начинать его на более раннем этапе? Очевидно, нет, поскольку за время обучения с пятого по одиннадцатый класс вполне можно найти более чем достаточное количество учебных часов в программе для обучения ребёнка всем необходимыми навыкам "компьютерной грамотности". Ко всему прочему нужно учитывать тот факт, что со временем доля семей, не имеющих в своём доме компьютера, будет сокращаться (хотя, конечно, не до нуля, но всё же), а потому в долгосрочной перспективе ориентация младшей школы на обучение детей основам работы с компьютером выглядит не слишком рационально.
Так что, в общем-то, оглядываясь на успехи Уругвая в деле компьютеризации школ, нужно всё-таки опираться не только на желание быть "впереди планеты всей", но и на здравые рассуждения.
Вадим СТАНКЕВИЧ
Комментарии
Страницы
Интересно, Станкевич когда-нибудь за пределы Минска выезжал?
Тихо сам с собою правою рукою...
Вы про "тихо сам с собою правою рукою."?
Страницы