Я, Суррогат

Оригинальное название: Surrogates
Cтрана: США
Жанр: фантастика, триллер, детектив
Режиссёр: Джонатан Мостоу
В ролях: Брюс Уиллис, Рада Митчел, Розамунд Пайк, Борис Коджо, Джеймс Джинти, Джеймс Кромуэлл
Премьера: 24 сентября 2009 г.
Бюджет: $80 млн.
Продолжительность: 85 минут

Нечасто мне приходилось видеть фильмы, где в происходящее на экране ни на минуту не удалось поверить. Много раз удивлялся глупости сценариев, никчёмности спецэффектов, абсурдным логическим ляпам и много чему ещё. Но вместе с ворохом недостатков практически в каждом кино, как правило, удавалось найти парочку-другую достоинств. А вот желание включить Станиславского, встать со своего места в кинотеатре и громогласно провозгласить "Не верю! Ни одному кадру не верю!" возникало довольно редко. На недавно шедших у нас в прокате "Суррогатах" у меня такое желание возникло.

Тема взаимоотношений между людьми и роботами поднималась в кинематографе много раз, тут сложно уже чем-то удивить искушённого зрителя. Создатели "Суррогатов" подошли к ней с несколько необычной стороны, и это обещало быть интересным. Роботы-андроиды будущего не наделены искусственным интеллектом, они не более чем управляемые дистанционно куклы. Люди используют их как своих двойников, которые вместо них ходят на работу, бродят по улицам, делают покупки в магазинах, в общем, ведут активный образ жизни. А их хозяева лежат в своих квартирах, подключённые к шайтан-машинам и таким образом суррогатами своими управляют. Но дьявол, как известно, кроется в деталях. И итоговая реализация идеи оказалась ой как далека от совершенства!

Первое, что бросается в глаза при просмотре "Суррогатов" и вызывает наибольшее недоумение, - режиссёр не удосужился даже попытаться убедить нас, что снял фильм о будущем. В официальном анонсе заявлено, что действие картины разворачивается в 2057 году. Однако изо всех возможных технологий будущего мы видим только андроидов-суррогатов, а вот в отношении всего остального прогресс как будто застыл на уровне первого десятилетия XXI в. Архитектура, дизайн мебели и транспорта, мелкие предметы быта - всё, абсолютно всё взято из современности. Люди, живущие в середине XXI в., активно пользуются мобильниками-раскладушками, на столах у них стоят ЖКИ-мониторы, для переноса информации они пользуются флэшками. (Хорошо, что не дискетами, ей богу!) Конечно, режиссёр не обязан быть пророком, но стремиться хотя бы им притворяться должен. Практически полное отсутствие футуристического бэкграунда в фильме о будущем удручает. Вспоминаем оный в "Пятом Элементе", "Я, Роботе", "Искусственном Разуме", "Особом мнении", "Судье Дрэдде" и ностальгически вздыхаем.

Профессиональные медики тоже могут предъявить к "Суррогатам" кучу претензий. Люди, подключённые к андроидам, полжизни проводят в кровати, ибо автономно суррогаты действовать почему-то не умеют. То, что от такого образа жизни образуются пролежни и достаточно быстро наступает атрофия мышц, создателей фильма, похоже, не проинструктировали. И таких ляпов и сюжетных натяжек в нём масса, он практически из них и состоит. Чего стоит хотя бы наличие бравого сисадмина, который имеет доступ почти к миллиарду суррогатов по всему миру и имеет возможность любого из них отключить? Или лютая ненависть главного героя к суррогатам, у которого сын погиб при таких обстоятельствах, когда наличие суррогата могло бы его спасти?

Для кого и зачем был снят этот фильм, совершенно непонятно. На внежанровость не претендует. Для триллера история рассказана слишком скучно. Для боевика - мало экшн-сцен. Для детектива - мало самого детектива. Главный герой, сыгранный Брюсом Уиллисом, больше плывёт по течению, чем демонстрирует мастерство владения дедуктивным методом. Стареющий "крепкий орешек" на протяжении всего фильма вообще выглядит таким несчастным, как будто всё время думает: "Куда я попал? Как меня сюда занесло? Поскорей бы свалить отсюда!". И хотя он, на пару с Розамунд Пайк, очень старается, пытаясь вытянуть хотя бы драматическую составляющую фильма, положение это не спасает.

В целом получился весьма скверно скроенный фильм средней бюджетности, где половина бюджета ушла на гонорар Брюсу Уиллису, а вторая половина - на изготовление кукол-суррогатов. Дабы ознакомиться с негативными последствиями чрезмерного увлечения компьютерами и роботами, я посоветую посмотреть "Wall-E", для знакомства c реалистичным роботизированным будущим больше подойдёт "Я, робот". А "Суррогаты" лучше обходите стороной. Для серьёзных тем этот фильм слишком фальшив, суррогатен. Даже зрелищностью особой похвастаться не может.

Впрочем, одно достоинство у него точно есть - он достаточно короткий!

Олег ГАЛКИН

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

44 за 2009 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!